Analitika.at.ua. Последняя неделя ознаменовалась активным обсуждением в обществах НКР, Армении и Азербайджана так называемых обновленных Мадридских принципов, на основе которых предусматривается урегулирование карабахского конфликта. И если в Армении и Азербайджане нашлись как сторонники, так и противники последних предложений сопредседательства Минской группы ОБСЕ, то в Нагорном Карабахе практически на всех уровнях наблюдалось откровенное их неприятие. Пожалуй, в этом ничего удивительного нет, ибо любой вариант предлагаемого решения проблемы в случае своей реализации напрямую будет касаться судьбы народа Нагорно-Карабахской Республики.
И от того, насколько будет объективным это решение, зависит сама перспектива существования карабахцев на древней земле своих предков. С этой точки зрения последнее предложение посредников объективностью не отличается.
Как известно, среди мадридских принципов - определение статуса Карабаха путем свободного волеизъявления, обеспечение сухопутной связи между Нагорным Карабахом и Арменией, предоставление гарантий безопасности, вывод войск с контролируемых территорий. В процессе обсуждений указанных принципов было сломано немало копий. Особенно бурные дискуссии развернулись по вопросу вывода войск, что совершенно объяснимо и понятно – в случае выполнения данного положения Мадридских принципов для карабахцев под серьезной угрозой окажется фундаментальное право человека – право на жизнь. Ибо принуждение Армии обороны НКР к уходу с контролируемых ею исторических армянских земель, освобожденных в ходе развязанной Азербайджаном войны, станет не чем иным, как поощрением агрессора на инициирование новой войны, поощрением новой попытки Азербайджана реализовать свои цели, которых не удалось достичь в период прежней военной кампании, бесславно для него завершившейся.
Нынешнее развитие процесса урегулирования азербайджано-карабахского конфликта свидетельствует о том, что международные посредники ищут политическое, а не правовое решение. Иными словами, исходят из пресловутой политической целесообразности, игнорируя очевидные правовые аспекты, и как следствие – правовые аргументы, которые у карабахской стороны более чем убедительные. Такое отношение к проблеме есть не что иное, как деформированное представление о сути конфликта и способах его разрешения. Между тем, коль скоро посредники говорят о базовых принципах урегулирования, при этом оперируя правовыми понятиями и терминами, то и хотелось бы напомнить сопредседателям Минской группы ОБСЕ и всем, кто пытается повлиять на процесс урегулирования, что проблема лежит не в территориальной плоскости, как это силится представить Азербайджан, а в плоскости правовой. Складывается впечатление, что многие уже подзабыли или же хотели бы забыть, что современный этап карабахского движения начался именно как отчаянная реакция автохтонного армянского населения Нагорного Карабаха на вопиющую дискриминационную политику Азербайджана, направленную на полную деарменизацию края. С распадом Советского Союза эта политика нашла свое продолжение в кровавой войне, целью которой было тотальное уничтожение армянского населения.
В странах, по праву причисляющих себя к цивилизованному миру, любят поговорить и порассуждать о фундаментальных правах и свободах человека. Однако на практике, по крайней мере, в случае с Нагорным Карабахом, происходит совершенно другое. Складывается впечатление, что народу Нагорно-Карабахской Республики отказывают в праве на жизнь, и ему словно приходится оправдываться за то, что он сумел в неравной борьбе выстоять и отстоять свое право на безопасное будущее. Неужели мировому сообществу было бы комфортнее, если бы Азербайджану удалось реализовать свои откровенно расистские и экспансионистские цели? Трудно в такое поверить. Так почему же нынешние посредники, не считаясь со сложившейся за последние двадцать лет реальностью, не считаясь со здравым смыслом, продолжают упорно проводить в жизнь именно азербайджанскую концепцию разрешения конфликта, которая в действительности к миру и стабильности не приведет? Нынешний сценарий решения проблемы, можно не сомневаться, развяжет правящему авторитарному режиму Азербайджана руки и предоставит ему карт-бланш на инициирование нового витка войны, но с уже более удобных и преимущественных позиций, что неизбежно создаст в регионе взрывоопасную ситуацию. И никакие международные гарантии и миротворческие силы, о которых также говорится в пресловутых Мадридских принципах, не смогут ему в этом помешать. Все-таки мы лучше, чем западные посредники, знаем своего соседа.
Посредникам же следует помнить, что какие бы схемы урегулирования они ни выстраивали, их реализация и жизнеспособность зависят от одного главного условия – предлагаемые проекты должны быть приняты всеми конфликтующими сторонами. Повторимся, ВСЕМИ. Любые попытки принять за спиной Нагорного Карабаха какое-либо решение, идущее вразрез с его интересами и, самое важное, ставящее под угрозу право его народа на жизнь - обречены на неудачу. Право это народ Арцаха отстоял ценой своей крови, и попрать его не позволит.
DeFacto.am |