Analitika.at.ua. Состоявшаяся всего лишь три дня назад, 17 июля, московская встреча президентов Армении и Азербайджана показала, что стороны все еще находятся в стадии так называемой «переговорной притирки». Данная встреча была шестой, однако президенты не пришли к какому-либо итогу. Это логично, поскольку после «мадридских принципов» ситуация в Азербайджане изменилась. По итогам московской встречи главы Армении и Азербайджана поручили своим министрам иностранных дел провести работу по организации возможной встречи президентов осенью.
Фактически, так называемая глава «пока нерешенных вопросов» пакета «мадридских принципов» и на этой раз сохранила свой прежний вид и содержание. Трудно сказать, к каким договоренностям пришли стороны, однако процесс продолжается, и нет необходимости в преждевременных оценках. Необходимость, о чем уже говорят и сопредседатели МГ ОБСЕ по урегулированию конфликта, заключается в другом – в участии Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Давно уже пора перейти от двойного формата переговоров к действующему до 1999 года тройному формату с привлечением в качестве равноправной стороны представителей Нагорного Карабаха.
В противном случае, все шаги сторон, в том числе и Минской группы ОБСЕ, могут ознаменоваться неудачей, так как официальные круги НКР не раз выступали с претензией применить свое право «вето». Этот вариант, конечно, вполне действенен, так как еще в 1997 году принятие и дальнейшая реализация поэтапного и пакетного варианта урегулирования вопроса НК была провалена именно в результате несогласия НКР. И, несмотря на то, что уже два года НКР не участвует в переговорном процессе, недавний визит сопредседателей Минской группы в Степанакерт, а так же решительные заявления компетентных лиц НКР свидетельствуют о том, что ситуация 1997 года может повториться в любой момент.
Этот факт хорошо осознают в правящих кругах Азербайджана и не случайно, что как средство противодействия они используют «промывание мозгов» собственного народа и инструменты «громогласной пропаганды». С одной стороны, это служит в качестве «политики спасения и сохранения» собственного лица, обеспечивая власть клану Алиевых, с другой стороны, оправдывает и прикрывает все беззакония и злоупотребления действующей власти. Речь идет в первую очередь о проводимой Азербайджаном внутренней политике. Не секрет, что когда людям угрожает опасность смерти, все остальные вопросы отходят на последний план. И четко осознавая эту простую истину, азербайджанские власти не жалеют усилий для того, чтобы держать постоянно нависшей над собственным народом как «дамоклов меч» идею возобновления возможной войны, тем самым отвлекая их внимание от существующих внутренних проблем и ситуации, царящей на внутриполитическом поле.
С другой стороны, Азербайджан постоянно пытается уговорить и убедить всех, и в первую очередь, себя и Армению, что является «военным гигантом» нашего региона. Этим объясняются также заявления Ильхама Алиева во время недавнего визита в Лондон о том, что «несмотря на то, что они настроены на мирное урегулирование вопроса, тем не менее, военный путь решения не может быть исключен. Сегодня Азербайджан обладает мощным современным потенциалом, который в силах восстановить территориальную целостность государства». Это не первый случай, когда президент Азербайджана выступает с подобным заявлением и можно с уверенностью констатировать, что и не последний. Предметным доказательством для таких заявлений служат азербайджанские официальные данные о скачкообразных развитиях их экономики, особенно об увеличении финансовых и других инвестиций в военную сферу и военно-промышленный комплекс. Так, по азербайджанским данным, военный бюджет на 2009 год составляет 2.46 млрд. долларов США. На первый взгляд это может выглядеть действительно устрашающим и впечатляющим, однако здесь открывается реальная завеса, и устрашающим становится не быстрый рост бюджета, а тот факт, как и, в каких направлениях тратятся средства бюджета, поскольку создается впечатление, что здесь для азербайджанских властей характерным определением являются такие выражения как «коррупция, коррумпированный». Эти явления в особенности присущи военной сфере – насколько увеличивается военный бюджет, настолько увеличивается уровень коррупции. Следовательно, результат инвестиций нулевой.
Вместе с тем, с первого дня перемирия наш сосед постоянно повторяет о своем желании развязать войну, интересно, если он так силен, что его сдерживает, неужели, страх обвинения в развязывании войны и приобретении славы агрессора? Но ведь Баку согласно своей позиции пойдет на это для восстановления своих «попранных прав». Так в чем же заключается причина, особенно если учесть, что следует «ковать железо пока горячо».
Как бы то ни было, ответ проще простого, но считаем не лишним отметить, что если даже создастся подобная ситуация, армянские вооруженные силы вполне адекватны нашему военному соотношению и готовы к продолжению победных подвигов 90-х. И это в условиях, когда в 90-х РА находилась в полной блокаде, практически без возможности каких-либо связей с внешним миром. Сегодня международная ситуация изменилась – Армения как субъект международного права, имеет свое прочное место и позицию на международной арене, со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, экономическую ситуацию в РА просто нельзя сравнить с ситуацией только провозгласившей независимость и находящейся в состоянии войны Армении 90-х. И все это сегодня реальность, даже не смотря на международный кризис. Более того, вместе с внутренними ресурсами и потенциалом, мы сегодня имеем еще более могущий ресурс – армянскую Диаспору, обладающую огромными финансовыми средствами. Обстоятельство, о котором все время забывает или пренебрегает азербайджанская сторона. И это и с экономической и с демографической точки зрения. Наш сосед все время повторяет, что «нельзя перевернуть горы», имея всего лишь трех миллионное население, но забывает, что за этими тремя миллионами стоят еще 10-12 миллионов, которые независимо от того, гражданами какой страны являются, участвовали в 90-х в военных действиях так же, как и проживающие в Армении.
В последнее время слышны мнения о том, что вся надежда Армении на силы ОДКБ. Конечно, членство Армении в организации может играть содействующую роль, но никогда не может иметь решающего значения для безопасности РА, так как безопасность Армении – самодостаточна. ОДКБ лишь составляющая безопасности РА. Составляющая, которая служит не для решения вопросов с Азербайджаном, а для разрешения вопросов более высокого формата. Об это очень четко заявил и один из членов ОДКБ, отметив: «Никто не обращался к нам с просьбой выступать в качестве миротворцев в Нагорном Карабахе». Кроме того, Азербайджан не является государством-членом ОДКБ, следовательно, согласно нашему уставу, мы не можем осуществлять военные мероприятия». Фактически, и это карта не сработала.
Интересно, что будет придумано дальше. Во всех случаях, в отношении подобной политики Азербайджана мы уже приобрели иммунитет, и если даже возможность силового урегулирования будет переведена из сферы заявлений на поле боя, Азербайджан свободен в своих действия, только следует осознать все вытекающие из подобного шага последствия.
Aysor.am |