Analitika.at.ua. Известный украинский режиссер, кинодокументалист Сергей Буковский дважды представлял свои фильмы в “Золотом абрикосе” и однажды был членом жюри. В этот раз он привез нашумевший фильм “Живые”. За четверть века работы в кино Сергей Буковский снял около полусотни документальных кино- и телефильмов, многие отмечены наградами международных кинофестивалей. В фильме “Война. Украинский счет” Украина впервые обретает собственную историю Второй мировой войны. В фильме “Назови свое имя”, построенном на свидетельствах евреев, избежавших смертной казни, рассказывается о трагедии холокоста в Украине во время Второй мировой войны. Герои ленты делятся пережитым, а зрителям время от времени предоставляется возможность увидеть страшные следы нацистской оккупации. Сопродюсером этого проекта стал Стивен Спилберг, корни которого идут из Одессы. Известен также фильм Буковского “Знак тире” — ранняя элегия о знаменитой актрисе немого кино Вере Холодной.
Режиссер выбирает сложные темы, подходя к ним с полной ответственностью, поднимает архивы, ищет свидетельства. Его фильм “Живые” — о голоде 30-х. “Об этом снято немало фильмов, но эта трагедия до конца не исследована. Сейчас открыто много архивов, и пришло время снять фильм с учетом новой информации”, — говорит режиссер. Основными задачами фильма было вписать Украину в мировой контекст и зафиксировать на цифровых носителях тех, кто еще остался в живых. “Никаких персональных, биографических мотиваций у меня не было. Я этнический русский. Я всю жизнь живу в Украине. И это мой дом. И этим все сказано. Я делаю кино про людей, а не про евреев, или украинцев, или англичан”, — говорит Сергей Буковский. В первых кадрах появляется президент Ющенко — своеобразный пролог к фильму, но не потому, что Фонд “Украина 3000” заказчик и спонсор, а потому, что у Виктора Андреевича здесь личная боль. Фильм основан на свидетельствах очевидцев и британского журналиста Гаррета Джонса, который одним из первых донес правду до западного читателя о том, что тогда происходило в Украине. Из дневника Джонса: “В селе не осталось картошки. Вот-вот закончится свекла. Люди говорят: “Скот подыхает, нечего есть. Когда-то мы кормили мир, а теперь голодаем сами. Как можно что-нибудь посеять, если нет коней? Как мы можем работать на полях, если сами ослабели от голода?” То же самое происходило и на Поволжье: “Моя бабушка — свидетельница этой трагедии — рассказывала, как они ели лепешки из полыни, во время голода она потеряла пятерых детей, а одна девочка, умирающая от голода, обгрызла свои коленки. Но никто не называет это спланированной акцией”, — говорит Буковский. И хотя режиссер, выступая на пресс-конференции, старался не разжигать споров на эту тему, утверждая, что в фильме ни разу не прозвучали слова геноцид и голодомор, не были названы цифры жертв, в Украине все это называют так, как угодно властям. К слову, фильм в России не был показан по причине того, что... нет копии с нормальными субтитрами. Директор “Золотого абрикоса” Арутюн Хачатрян заметил, что, конечно, фильмы о трагедии нужно снимать, но с другой стороны — это расчесывание ран, а порой их расчесывают грязными руками. Сергей Буковский с ним согласился, отметив, что такие темы часто любят эксплуатировать политики.
Что же касается ереванского фестиваля, то режиссер с большим удовольствием приезжает в Армению, показывает здесь свои фильмы или просто участвует в работе. “Я вижу, как динамично развивается фестиваль. Людям, приезжающим в Армению, комфортно и хорошо работается. А еще здесь так много вкусной еды!!!” — поделился впечатлениями Сергей Буковский, видно, еще пребывающий в атмосфере своего фильма “Живые”...
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН
Новое время |