Analitika.at.ua. 17-18 июля в Москве состоялись очередные встречи президентов Армении и Азербайджана. Они провели переговоры как тет-а-тет, так и в присутствии посредников от Минской группы, а затем в присутствии президента России Дмитрия Медведева.
После переговоров главы МИД двух республик ход очередного раунда консультаций никак не прокомментировали. Посредники были вынуждены ограничиться констатацией того, что никаких подвижек нет. Это признал даже вечный оптимист Мэтью Брайза. Правда, он все-таки и при таком раскладе нашел повод для оптимизма. По его словам, хорошо уже то, что в ходе переговоров президенты дошли до той точки,.. где остаются непреодолимые разногласия. И что президенты впервые так открыто говорили о тех противоречиях, которые существуют...
Судя по заявлениям из Баку до начала встречи, принципиальные разногласия скорее всего могут относиться к нюансам и механизмам определения статуса Нагорного Карабаха и механизмам обеспечения гарантий безопасности Нагорного Карабаха.
Заметим, что, хотя особых ожиданий от встречи не было, были геополитические игроки, очень заинтересованные в хоть каких-то результатах. Речь идет прежде всего об официальной Анкаре, лидеры которой не устают повторять, что только после прогресса в карабахском урегулировании возможны подвижки в армяно-турецких отношениях. Таким образом, фактически отказываясь от предварительных договоренностей с армянской стороной о нормализации двусторонних отношений без предусловий.
В Анкаре рассчитывали, что в ходе встречи в Москве будет зарегистрирован прогресс, который позволит Анкаре "спасти лицо" и приступить к реализации "дорожной карты", о согласовании которой было заявлено главами МИД Армении, Турции и Швейцарии в совместном заявлении от 22 апреля. Официальные лица Турции и Азербайджана в последнее время предприняли конкретные шаги для того, чтобы посредством ведущих международных игроков подвигнуть армянских лидеров на несоразмерные уступки. Однако тщетно: армянская сторона продемонстрировала, что на односторонние уступки идти не намерена, а до матча футбольных сборных Турции и Армении остается чуть больше двух месяцев. Президент Армении Серж Саркисян определенно заявил, что не намерен ехать в Турцию только ради того, чтобы исполнить функцию болельщика: он поедет на матч футбольных сборных, только если армяно-турецкая граница на тот момент уже будет либо открыта, либо стороны будут накануне этого события.
Сейчас Анкаре настало время определяться. Предпримет ли она какие-то шаги в этом направлении или футбольная дипломатия упрется в неготовность Турции к установлению нормальных отношений с Арменией? Поэтому понятно, что отсутствие прогресса в ходе московской встречи никак не устраивает Анкару и Баку: последние поднимут большой шум и начнут очередную демонстрацию своих мускулов. Армянской стороне не привыкать.
Что же касается собственно переговорного процесса, то ему предстоит преодолеть еще немало подводных камней. Главный из них известен – это не прямое участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе. Сопредседатели полагают, что непосредственное подключение Нагорного Карабаха состоится после согласования базовых принципов. По-видимому, это означает, что, по мнению сопредседателей, те базовые принципы, которые будут приемлемы для Армении и Азербайджана, будут априори приемлемы и для Нагорного Карабаха. Представляется, это слишком в духе Мэтью Брайзы: сопредседатели излишне оптимистичны. В последнее время официальным Степанакертом послано немало сигналов о том, что позиция Нагорного Карабаха должна быть представлена официальными властями НКР.
Похоже, Бако Саакян начинает играть все более самостоятельную роль на региональной шахматной доске и отнюдь не намерен довольствоваться ролью статиста, когда речь - о будущем вверенной ему страны. И ничего удивительного в этом, конечно, нет.
Рубен МАРГАРЯН
Голос Армении |