Analitika.at.ua. Определенные перемены в развитии армяно-турецких отношений, наметившиеся с лета прошлого года перед осенним футбольным матчем Армения-Турция, вызвали волну разноречивых комментариев, как в самих странах, так и за их пределами. Причем высказывались нередко и те, кто не имеет сколь-нибудь глубокого представления о взаимоотношениях армян и турок. Своими соображениями о сегодняшних нюансах в армяно-турецком диалоге в беседе с корреспондентом "ГА" поделился директор Музея-института Геноцида армян, кандидат исторических наук Айк Демоян.
- Начнем с заезженного аналитиками и СМИ термина "футбольная дипломатия". В какой степени он характеризует ситуацию и как вы к этому относитесь?
- Термин подсказан реально сложившимися обстоятельствами и правомерен по крайней мере для осмысления начала процесса. Но если уж переходить к сравнениям и аллегориям, то сегодняшнюю ситуацию для турецкой стороны я оценил бы как дипломатию "кота" и "мыши". Причем, что бы они ни подумали, спешу разъяснить суть парадокса: обе эти роли сегодня играет Турция. Весь маневр турецкой дипломатии исчерпан в вопросе установления двусторонних отношений и открытия границ. Об этом говорит и отставка руководителя МИД Турции, ничего по сути не решившая. Ибо сегодня, по моему глубокому убеждению, выявляется несколько степеней уязвимости в позиции Турции, стремящейся к членству в ЕС и лидерству в регионе.
- Разъясните, пожалуйста.
- Возьмем, к примеру, хотя бы только открытие границы с нами. Турция, как известно, - государство, созданное военными, и военные до сих пор диктуют гражданским, что и как делать. Для них любые векторы во внешней политике вторичны и подчинены главному. А главное - не сделать уязвимой безопасность государства. Открытие же границы с нарастающим потоком туристов в обе стороны может стать катализатором различных процессов. Так, сегодня десятки и сотни тысяч турецких граждан ищут свои корни. Стратегия Ататюрка по созданию турецкого государства делалась по принципу полного отсутствия разделения на этнические, социальные группы. Правил лозунг: "Все - тюрки!". Сегодняшний интерес к своим корням грозит единству нации и подтачивает идеологию, внедряемую годами в достаточно закрытое турецкое общество.
- Тем более что сегодня, при развитии средств информации, закрытым оставаться все труднее, да еще с претензиями на членство в ЕС...
- Безусловно. В последние годы у них все более отчетливо вырисовываются черты зарождения открытого общества, в котором снимаются табу на запрещенные темы. В том числе и на пройденный исторический путь. Становится ясным, что многие разделы турецкой истории придется писать заново. И делают это сами турки - без инородного вмешательства.
- Приведите пример.
- В этом году исполняется 150 лет основания армянского театра в Стамбуле и 140 лет основания там же турецкого (который тоже основали армяне). Эти истины осмысливают, начинают осознавать сами турки, имеющие, кстати, весьма ограниченное представление о некоторых страницах своей истории. Возьмем, к примеру, организованную нашим Музеем-институтом выставку о вкладе армян в зарождение спорта Турции. Она оказалась откровением для очень многих турок. Даже из олимпийского комитета Турции заинтересовались, связались с нами, просили материалы, открыли для себя много неизведанного.
Выходит, не все так однозначно, как внушалось им десятки лет. Оказывается, сам Ататюрк не гнушался обратиться к помощи армян, скажем, по вопросам турецкого алфавита, гимна. Эти обескураживающие для рядового турка истины заставляют его призадуматься. Я сравнил бы сегодняшнее состояние турецкого общества с тем, что переживали люди на закате СССР, когда у нас производилась ревизия ценностей, героев и истории в целом. Это всегда очень опасный процесс. Тем более в ситуации с турками, когда правда об основании Турецкой Республики становится достоянием все большего числа людей, и турки убеждаются, что вся их военно-политическая элита так или иначе вовлечена в истребление армян и других народов. Историк Танер Акчам прямо пишет: "Сегодня Турция сидит на Геноциде армян". Это очень тяжелый удар по самолюбию народа: смотреть, как герои низводятся с пьедестала...
- Да, но эти палачи других народов оставили все-таки своим соплеменникам просторное государство, прекрасно расположенное географически и с границами, "освященными" ООН...
- Насчет границ тоже не все так просто. Возьмем только нашу. С точки зрения международного права, границы между нашими странами до конца не согласованы. Нет дипломатических отношений. Есть множество иных нюансов. Было бы приемлемо, чтобы две стороны (с участием международных экспертов) создали комиссию юристов-международников и тщательно изучили сугубо юридическую суть тех параметров, по которым начертаны нынешние географические границы между нашими странами.
- Выделю один аспект. В Европе сейчас стало модно осуждение подписание пакта Молотова-Риббентропа, по которому Сталин и Гитлер решили судьбу стран Балтии и Польши. Преступления нацизма и сталинизма сейчас приравниваются, но ведь наглядным прецедентом этого сговора была заключенная на 19 лет раньше сделка между большевиками и кемалистами, когда в 1920г. пала Республика Армения. Ее территорию не признанные тогда мировым сообществом государства (большевистская Россия и кемалистская Турция) поделили между собой. А позже произошел уже дележ поменьше, когда Нахиджеван и Карабах под давлениям Сталина передали Азербайджану. Вся эта цепь переделов обстряпана гораздо грубее и беспардоннее, чем пакт Молотова-Риббентропа, подписанный в конце концов признанными субъектами международного права и "скромно" обозначающий зону их интересов.
И если мы сегодня говорим о преступности пакта 1939-го, то должны всем международным сообществом, без двойных стандартов, признать, что те же большевики (тот же Сталин или Ленин) отличились еще в 1920-м. Только вместо Гитлера партнером был Ататюрк, который, если бы не помощь большевиков, не сумел бы остановить греческое наступление и не развязал бы агрессию против Армении. Не будет преувлечением то утверждение, что в создании сегодняшней Турции соавторство в определенной мере принадлежит и большевикам тоже...
- Насчет двойных стандартов вы весьма к месту упомянули, хотя "наши учителя демократии" из Европы, увы, вряд ли будут рады приравнять 1920 год к 1939-му. Куда легче и спокойнее сохранить приверженность "делу Ленина-Сталина"... В конце концов, не об этом ли свидетельствует та "деликатность", с которой Европа реагирует на закрытую турками границу с Арменией?
- Этот факт сам по себе уникален. Я вот так прямо спрашивал, приходилось, у тех же турок: "А как бы вы прореагировали, если бы Германия и Австрия (два германоязычных государства) объявили блокаду Чехии? Это было бы нормально?"
- И что же они в ответ?
- Ничего. Сегодня министр иностранных дел Турции Давутоглу заявляет, что холодная война в отношениях с Арменией закончена. Но по сути в сегодняшней внешнеполитической линии Турции действует средневековый принцип племенной однородности под лозунгом "одна нация - два государства", острие которого направлено против Республики Армения.
- А как вы относитесь к идее создания совместной комиссии историков, армян с турками?..
- Я понимаю тех наших соотечественников, которые видят в подобной идее элементы спорности оценки того или иного явления и, в частности, опасаются оспаривания факта Геноцида. Но я не разделяю подобные опасения. Наоборот. Сам факт Геноцида армян обоснован, подтвержден и признан многими странами и организациями. И это из истории не вычеркнешь и не вырубишь. Более того, создание этой комиссии - еще одна головная боль для национальной безопасности Турции. Она может стать тем ящиком Пандоры, откуда, как бы ни старались наши оппоненты, выйдут на свет такие неизвестные доселе многим туркам опасные "белые пятна", от которых их восторг перед собственной историей явно поубавится...
Ведь Геноцид армян - это не только армянская история, это и турецкая история тоже. Сегодняшнее турецкое общество должно знать всю правду, чтобы понять, как строить дальше отношения с соседями.
А.ТОВМАСЯН
Голос Армении |