Analitika.at.ua. Цепочка политических противоречий, которая тянется от стола мирных переговоров вокруг урегулирования карабахского конфликта к Баку, стала неотъемлемой частью линии Алиева: продолжая переговоры вокруг мирного урегулирования, он показывает, что готов решить вопрос без серьезных человеческих и экономических потерь, другими словами, не военным путем, однако вне встреч и переговоров, скажем, приезжая домой, он начинает говорить о войне, подготовленности азербайджанской армии и увеличении военных расходов. Подобное поведение наталкивает на две мысли: с одной стороны Алиев старается пустить пыль в глаза собственному народу посредством элементарной демагогии, пытаясь скрыть несостоятельность своего «двора», с другой стороны пытается внушить надежду подавленным еще после поражения в Арцахской войне азербайджанским военным.
Вообще количество и содержание навязчивых идей Алиева могут служить для психологов обильным материалом для изучения. Одна из этих идей – раздувание нефтяного фактора, которым готовы клясться представители политической и экономической элиты Азербайджана.
Кстати, Алиев по одному случаю сказал, что их запасы нефти и газа смогут обеспечивать внутренний спрос страны примерно 150 лет. То, что внутренний спрос Азербайджана, мягко говоря, второстепенный вопрос для местной политической верхушки, доказывает поведение Баку, который предлагает свой газ всем подряд, оглядываясь то на «Набукко», то на Россию.
«Азербайджан готов внести свой вклад в дело обеспечения энергетической безопасности Европы», - отметил Алиев.
Связывающий большие надежды с ресурсами Каспийского моря Баку и на этот раз оказался в плену иллюзий. Во всяком случае львиная доля нефтяных ресурсов каспийского моря приходится на территорию Казахстана, а не Азербайджана.
Кроме того запасы нефти в будущем (а в случае Азербайджана – в ближайшем будущем) могут закончиться. А что касается новых запасов нефти в Азербайджане, то глава консалтинговой компании «ПетроСтретиджиз» Петрос Терзян в декабре прошлого года в Париже заявил, что «12 компаний или групп компаний совершили инвестиции в размере 1 млрд. долларов, чтобы найти новые запасы нефти, но не нашли и барреля нефти на территории Азербайджана». А какие ценовые колебания возможны на нефтяном рынке, наверно, должны знать в Баку.
Кстати, нужно отметить, что та же нефть «кормит» азербайджанскую армию и «пополняет» военный бюджет. То есть, простой азербайджанский народ вынужден мириться с тем, что средства, вращающиеся в стране, служат двум целям: процветанию алиевского клана и наращиванию военного бюджета. Наверно, Алиев надеется большими деньгами и устаревшими некачественными боеприпасами смягчить психологию проигравших в своих военных.
Ярким доказательством неуравновешенности азербайджанской армии является и поколение рамильсафаровых: при отсутствии храбрости, эти юноши способны только на то, чтобы зарубить топором спящего армянина. Кстати, армянские женщины на протяжении истории, в том числе и в арцахской войне, проявляли такую храбрость, на формирование которой в настоящее время Баку тратит миллионы долларов.
Не менее интересна и выборочная потеря памяти Алиева. Ему, наверное, следовало бы помнить, что победа армянской армии в ходе Архайсклой войны была неизбежна, поскольку в ней царила дисциплина, воля и единство – сражались не только карабахские и армянские армяне, но и представители диаспоры. А какие суммы предлагали военные руководители Азербайджана за «голову» каждого армянина, главному военному командующему Азербайджана следует наверно спросить у своих сверстников, хорошо следующих в войне.
В контексте всего этого странно, когда Алиев говорит о том, что будто бы «армян – 3 млн., а азербайджанцев – 8 млн.». То, что бывший азербайджанский ученик не овладел в школе элементарной арифметикой, видно из следующего: армяне – это не только Армения. Есть еще и Арцах и исторически сформированная Диаспора, которая играет значительную роль в общественно-политической жизни многих стран. В качестве примера, об армянском лобби азербайджанцы могут поинтересоваться у своих турецких «братьев». В результате, желаемая для Баку цифра 3млн. достигает 12 млн. Это кстати.
Кроме того, на фоне подобного азербайджанского менталитета не удивительно, что совсем недавно снова была предпринята попытка применить принцип «убить армянина, пока он спит». Подписавший договор о прекращении огня, но не понимающий его сути Баку, отдал приказ 4 марта 2008 года напасть на Мартакерт. Не удивительно, что азербайджанское правительство продемонстрировало свое коварство и трусость в то время, когда в Армении намечались определенные предпосылки внутриполитической нестабильности. Однако силы Армии обороны НКР в короткое время вернули передовые позиции, захваченные противником, и в очередной раз показали свою боевую подготовку, причем без бюджета, включающего миллиарды долларов.
Интересно, что Международная кризисная группа в последнем докладе относительно военных реформ в Азербайджане констатирует, что азербайджанская армия пока не может достигнуть явного преимущества в отношении армянских вооруженных сил, несмотря на значительное увеличение военных расходов. По мнению кризисной группы, это в первую очередь объясняется отсутствием политической воли руководства Азербайджана по проведению реальных реформ. «Азербайджанские власти продолжают рассматривать армию в первую очередь в качестве средства защиты их узких личных интересов», - говорится в докладе.
Тем не менее, история и нынешние процессы, из которых сделало бы выводы любое разумное правительство, недоступны для азербайджанского. Сумеет ли рядовой азербайджанец защитить свое сознание от манипуляций собственного правительства и уберечь своих детей от болезни, называемой «армяноненавистничеством», сложно сказать. В любом случае политическое согласие предполагает в первую очередь здоровый и адекватный подход сторон, их готовность решить проблему с минимальным ущербом государствам и их народам.
Aysor.am |