Analitika.at.ua. Есть такое расхожее мнение, будто главным вопросом для Армении и Карабаха в карабахскому регулировании является статус Карабаха. Это утверждает и официальный Ереван. Не будем обсуждать, действительно ли этот вопрос является стержневым в урегулировании, просто рассмотрим его истинное значение для армянских сторон.
Думаю, есть нечто важнее статуса. Это освобожденные территории. Для армянской стороны вопрос, кто контролирует территории, должен стать самым важным. Как только армянские войска будут выведены с этих территорий, над Карабахом, при любом статусе, нависнет угроза «временности».
Освобожденные территории являются для армянского народа основой не только физической безопасности, но и морального подъема. Сдача территорий лишит армян физической безопасности и подорвет моральные основы. После того, как Карабах получит статус, жизнь не остановится, а это значит - будет продолжаться геополитика. А геополитика предполагает периодически меняющиеся интересы.
Карабаху как-то раз был предоставлен статус в составе Азербайджанской ССР, и он был изменен в результате войны. Кто может дать гарантии, что через несколько лет новые геополитические реалии не позволят Азербайджану при поддержке мирового сообщества изменить статус Карабаха? Во всяком случае, лишение Карабаха территориального и морального превосходства может стать хорошей предпосылкой для Азербайджана.
Если сегодня мир заверяет Азербайджан, что обеспечит ему возвращение территорий при условии, что Баку смириться с потерей Карабаха и наличием его сухопутной связи с Арменией, где гарантия, что завтра мир не пообещает Азербайджану вернуть Карабах? Ведь территории возвращаются не за красивые глаза Ильхама Алиева и не за стать его жены Мехрибан. Возвращение территорий укладывается в рамки геополитических интересов, в зависимости от того, кто станет «спонсором» и «патроном» процесса.
Так что, если через 15 лет после установления мира так называемое мировое сообщество решит, что нужно возвращать территории Азербайджану, однажды оно может заявить, что Азербайджану должен быть возвращен и Карабах. Армяне, конечно, повоюют, но давайте не забывать, что в нашей истории было немало поражений. Особенно часто это происходило тогда, когда мы уступали часть завоеванного, не думая о новой войне.
Причем, считалось, что уступки делаются во избежание войны. Возможно, нашему поколению и удастся избежать войны, хотя очевидно, кто говорит о том, что удержание территорий означает войну. Да, это так, если эти территории становятся источником обогащения клики. Кроме того, если на предложение вернуть территории мы грозимся войной, это, естественно, вызывает раздражение мирового сообщества и действительно может вызвать войну.
А вот если превратить Армению и Карабах в государства, соответствующие современным критериям и основанные на законе, а освобожденные территории – в составляющую часть этого юридического пространства, изменится и международное восприятие этих территорий.
Главное, изменится армянское их восприятие, и эти территории перестанут воспринимать как разменную монету. По крайней мере, впечатление от нынешнего этапа переговорного процесса таково, что это не Азербайджану хотят что-то дать, а Армении хотят оставить хоть что-то.
Понятно, что реалии и предмет переговоров – это совершенно разные вещи, и, к счастью, никто не вынуждает Армению что-то уступать. Но проблема в том, что наблюдается тенденция изменения международных реалий.
Акоп Бадалян
Lragir.am |