Analitika.at.ua. Сегодня в фокусе внимания мировых СМИ - визиты вице-президента США в две бывшие советские республики. Газеты пишут, что от Байдена требуется "вдеть нитку в игольное ушко": дать гарантии своим союзникам, но при этом не разжигать конфронтацию с Россией. Публичная поддержка молодых демократий должна сочетаться с жесткими наставлениями в беседах за закрытыми дверями, рекомендуют политические обозреватели.
Вице-президент США Джо Байден обрушил град упреков на недружное коалиционное руководство Украины, сообщает The Financial Times. "Контакты между лидерами разорваны до такой степени, что политическое позерство, по-видимому, препятствует прогрессу. Дружба невозможна без честности", - сказал Байден. Коснувшись экономических проблем Украины, Байден задал риторический вопрос: "Можете ли вы назвать мне страну, где демократия расцветает, несмотря на то, что экономическая система не работает?". Также залогом выживания демократий Байден назвал свободную прессу, независимую судебную систему и эффективную законодательную власть - противовесы коррупции, ограничивающей рост.
При этом Байден характеризовал современную Украину как одну из самых свободных и демократических стран региона и поспешил подчеркнуть, что США по-прежнему не признают никаких претензий России на сферу влияния в ближнем зарубежье. Авторы статьи отмечают, что эта идея должна была стать лейтмотивом турне.
Байден поддержал стремление Украины и Грузии в НАТО - правда, подбирал более осторожные выражения, чем были в ходу в эпоху президентства Джорджа Буша, сообщает корреспондент Der Tagesspiegel. Вице-президент отметил, что Соединенные Штаты по-прежнему "решительно" поддерживают евро-атлантическую интеграцию Украины, при этом, по словам наблюдателей, в беседе с президентом Ющенко Байден избегал напрямую говорить о вступлении в НАТО.
"Визит Байдена, - продолжает издание, - которого считают влиятельным человеком во внешней политике США, был воспринят как попытка президента Обамы нивелировать страхи по поводу слишком активного сближения Вашингтона с Москвой". На днях, напоминает издание, несколько именитых экс-президентов и политиков стран Восточной Европы, в том числе Лех Валенса и Вацлав Гавел, предостерегли в совместной декларации Вашингтон от поспешного переосмысления отношений с Москвой за счет Восточной Европы.
Как пишет в The New York Times Эллен Барри, в ходе визита на Украину и в Грузию перед вице-президентом США Джо Байденом стояла филигранная дипломатическая задача - требовалось, так сказать, вдеть нитку в игольное ушко: дать гарантии своим союзникам, но не начинать конфронтацию с Россией. В итоге он обходился общими словами, а в Грузии, хоть и дал понять, что призыв о помощи услышан, не пояснял, как далеко Вашингтон готов зайти.
Если встречи Байдена с украинскими политиками, готовящимися к президентским выборам, скорее походили на формальное чаепитие, то в Тбилиси его ждало полномасштабное театрализованное представление. Уже по дороге от аэропорта он мог видеть людей, выстроившихся вдоль дороги с транспарантами "Мы рассчитываем на вас", "Не забывайте нас", "Вы наша единственная надежда", "Мы наказаны за любовь к свободе".
Как сообщается, Саакашвили называл Байдена "моим дорогим другом" и вспоминал, как тот в свою бытность сенатором приезжал после августовской войны. Саакашвили обратился к Западу с эмоциональной просьбой защитить его страну от российских вооруженных сил на территориях сепаратистов, сравнив нынешнее положение Грузии с Дарфурским конфликтом. Байден, со своей стороны, чтобы не раздражать Москву, постарался обойтись общими фразами - обращаясь к жителям Грузии, он отметил, "что Америка с вами в этот момент и продолжит быть с вами".
Вице-президент США Джо Байден вынужден в Тбилиси взять на себя одновременно несколько ролей - посыльного, товарища по оружию и консультанта, пишет The Financial Times. Первоочередная цель визита состоит в том, чтобы убедить взволнованных грузин, что их интересы не забыты, несмотря на улучшение отношений с Москвой. "Но теплые слова, произнесенные публично, не должны заменить неприятной правды, высказанной в частном порядке", - говорится в редакционной статье.
Отчасти Саакашвили сам несет ответственность за то, что шансы его страны на вступление в НАТО в ближайшем будущем "почти мертвы", говорится в редакционной статье. Некогда любимчик Запада, президент Грузии все больше создает проблемы, а не помогает их решать. Вина за прошлогоднюю войну в Южной Осетии лежит как на Москве, так и на Тбилиси, говорится в статье. Россия расставила ловушку, и Саакашвили, со своей горячностью, угодил в нее. Байден должен настоять на том, чтобы подобное больше не повторилось, несмотря на провокации.
Авторитарные тенденции Саакашвили внутри страны тоже внушают опасения. Байден должен дать понять, рекомендует FT, что американская поддержка Грузии не означает карт-бланш для ее президента на подавление любой оппозиции. Саакашвили должен научиться сосуществовать и со своим "надоедливым" российским соседом, и с собственными оппонентами.
Грузия все еще остается пороховым погребом, обеспокоена Le Temps. За несколько дней до годовщины российско-грузинского конфликта, разгоревшегося 7 августа 2008 года, ситуация в бывшей советской республике продолжает оставаться напряженной и взрывоопасной. Перед Джо Байденом, который прибыл в Тбилиси вскоре после посещения российским президентом Южной Осетии и Абхазии, стоит весьма деликатная задача: продемонстрировать безусловную поддержку Грузии в тот момент, когда Обама прилагает усилия к улучшению отношений с Россией.
Что касается отношений между Грузией и Россией, пишет обозреватель Стефан Бюссар, то стороны приложили определенные усилия к смягчению разногласий. Однако после шести раундов переговоров в Женеве стало понятно, что до урегулирования ситуации еще далеко. Созданная ЕС следственная комиссия по определению причин конфликта должна была опубликовать отчет о проведенной работе 31 июля, но, принимая во внимание крайне сложную ситуацию в регионе, решила перенести это на конец сентября. Комиссия, которая располагала бюджетом в 2,4 млн франков, сообщает швейцарское издание, должна была ответить на следующие вопросы: какова была военная обстановка перед началом боевых действий; имела ли место агрессия грузинской стороны против Цхинвали; находились ли российские войска в боевой готовности или лишь отреагировали на действия противной стороны в соответствии с 51-й статьей Устава ООН. |