Analitika.at.ua. Мировой кризис внес серьезные коррективы в поведение правительств: даже самые либеральные из них стали поддерживать отечественные предприятия. При этом каждая страна использует доступные ей ресурсы. США, пользуясь преимуществами своей валюты, включили печатный станок, Россия использует накопленные ранее ресурсы. Нам больше ничего не оставалось, кроме как влезать во все новые и новые долги. Собственно, брать льготные кредиты, особенно по ставкам ниже уровня мировой инфляции, выгодно всегда, вопрос только в том, как мы их используем.
То, что наши долги еще не достигли критической отметки 50% от ВВП, еще вовсе не означает, что нашим детям легко будет их отдавать.
Часть кредитных средств правительство передало горнодобывающим компаниям для расширения добычи молибдена, меди, других металлов. С одной стороны, вроде неплохо: создаются рабочие места, да и бюджет пополняется дополнительными налогами, но существует и другое видение проблемы. Не оставим ли мы своим потомкам в комплекте с огромными долгами еще и пустые недра? Поэтому заимствованные средства следует использовать крайне рационально, вкладывая их в те проекты, которые в будущем помогут нам рассчитаться с кредиторами.
Армения страна с крайне низким инвестиционным рейтингом. В общем объеме вложений у нас велика доля политических инвестиций «союзников», патриотических вложений диаспор, и совсем недостаточно обычных бизнес-инвестиций.
В этом отношении мы очень похожи на страны Юго-Восточной Азии, какими они были на ранней стадии своего экономического развития. Там тоже присутствовали высокие риски, и правительство США, страшась распространения коммунизма в регионе, выступало в качестве гаранта частных американских инвестиций. Однако политические инвестиции могут быть дополнением, но никак не заменой мобилизации внутренних ресурсов. Во всех этих странах правительства сумели добиться главного – вовлечения в экономику народных денег (в литературе их еще называют «сбережениями домохозяйств»). И сделали это так успешно, что большая часть инвестированного в экономику капитала принадлежит рядовым гражданам. Собственно, здесь и проходит черта, разделяющая успешные страны от неудачников.
Понятно, что наша модель чиновничье-олигархической экономики не располагает к созданию публичных компаний. Тем не менее, очень значительные кредитные средства дают нам дополнительный шанс, они могут стать еще одним инструментом вовлечения в экономику омертвленных на сегодняшний день финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов. Это и хранящиеся «в чулках» денежные средства, и сотни неработающих промышленных предприятий, только земля под которыми оценивается в сотни миллионов долларов, и сто тысяч гектаров неиспользуемой пашни, и невостребованный в наших условиях интеллектуальный продукт.
Символом нашей экономической несостоятельности может служить пустырь на месте гостиницы «Севан». Ни в одной эффективно управляемой экономике не может быть выгодно десять лет не использовать полгектара земли в самом центре столицы.
В наследство от советской эпохи нам досталось 60 млн. кв. м жилой площади. При примерно шестидесятилетнем проектном сроке эксплуатации зданий ежегодный износ жилого фонда составляет 1 млн. кв. м. Понятно, чтобы сохранить жилой фонд в его нынешнем объеме, и вводить нужно ежегодно миллион квадратных метров. Это вовсе не много, в 80-е годы мы строили и того больше. А вот в последние годы – всего треть от этого количества, и в условиях кризиса строительная отрасль пострадала больше всего.
Используя кредитные средства, государство стимулирует строительство, но только в части крупных компаний, возводящих элитное жилье в центре столицы. А вот тысячи индивидуальных застройщиков, на которых приходится львиная доля вывозимого жилья, таким вниманием не пользуются. Но ведь это чуть ли не единственная в наших условиях возможность – не считая депозитных вкладов – вовлечь народные деньги в экономику. Чтобы добиться успеха в каком-либо деле, надо, что называется, попасть в струю. Закончилась эра массового многоквартирного строительства, все больше людей стремятся переехать в индивидуальные жилые дома со своим участком земли. Учитывая эту тенденцию и способствуя ей, можно добиться очень значительного роста объемов строительства.
По всему периметру Еревана государство продало населению огромное количество земельных участков под индивидуальную застройку. Часть земли приобретена в спекулятивных целях, и это тема отдельного разговора, здесь нужны законодательные меры. Но велико и число тех, кто не строит дома из-за отсутствия на этих территориях какого-нибудь намека на инфраструктуру. Нет ни дорог, ни электричества, ни воды. Между тем в странах, где умеют считать деньги, сначала создается инфраструктура, а затем осуществляется строительство, и если бы наше государство следовало этому правилу, доходы его от продажи земельных участков выросли бы многократно.
Что может сделать государство в создавшейся ситуации? Следуя идее частно-государственного партнерства, заключить с владельцами земельных участков договора, по которым в конкретные сроки власти взяли бы на себя обязательство создать инфраструктуру, а собственники участков – построить дома. Предусмотрев взаимные штрафные санкции в случае невыполнения договора. Развивая эту программу, можно добиться очень серьезного роста масштабов строительства, при этом на каждый миллион государственных вложений частный сектор добавит 3–4 миллиона собственных инвестиций.
Если бы государству удалось все кредитные деньги инвестировать в экономику и путем софинансирования привлечь в несколько раз больше частных средств, задача экономического роста на годы вперед была бы выполнена.
Характерная черта нашей страны – будучи бедными, мы ведем себя крайне расточительно буквально во всем. Мы готовы на любые жертвы для создания новых энергогенерирующих мощностей, что, конечно, необходимо, но совсем забываем, что энергию нужно экономить.
В настоящее время Евросоюз осуществляет программу «20–20», что означает: к 2020 году 20% энергии будут получать из источников, альтернативных традиционным. В некоторых странах этого союза ни один строительный проект не утверждается государством, если в него не включена гелиосистема.
Кстати, разработанные армянскими специалистами гелиосистемы ничуть не хуже зарубежных по своим техническим параметрам и гораздо дешевле по цене. Речь здесь идет не о производстве гелиоустановками электроэнергии, все еще очень дорогой, а о непосредственной аккумуляции солнечного тепла. Такая гелиосистема стоимостью в 2 тысячи долларов и мощностью 3,5 киловатт окупается за 6 лет за счет экономии газа и электричества. Единственно, что требуется ее создателям для массового производства, это гарантированный спрос. Но он-то, как показывает европейский опыт, без активной политики государства на подобную продукцию не формируется. Решить эту проблему в наших условиях можно по следующей схеме. Государство обязывает индивидуальных застройщиков приобретать гелиосистемы, но при этом предоставляя им ссуды сроком на 6 лет на тех же условиях, на каких само получило кредит. Вернув ссуженные деньги обратно, оно расплачивается с кредиторами.
Население тем более окажется в выигрыше, расплачиваясь по ссуде сэкономленными на газе и электричестве деньгами, а спустя 6 лет будет получать чистый доход.
Производители гелиосистем получат гарантированный рынок для своей продукции.
В стране наконец заработает машиностроительное производство на базе разработок отечественных специалистов, к тому же имеющее перспективы экспорта.
Руководители нашей страны любят повторять, что приоритетным для Армении является наукоемкий путь развития. Как говорили древние римляне: «Дактум – фактум», что в переводе означает: «К сказанному можно добавить только сделанное».
Константин Маркарян
Источник: Де-факто |