Analitika.at.ua. Американский продюсер армянского происхождения Анаит Назарян представила на 6-м "Золотом абрикосе" последний фильм Френсиса Форда Копполы "Тетро". Благодаря ее стараниям создатель "Крестного отца" и "Апокалипсиса сегодня" уже второй год представлен на Ереванском международном кинофестивале. И если в прошлом году фильм пятикратного оскароносца и двукратного обладателя "Пальмовой ветви" "Молодость без молодости" был единодушно принят ереванским зрителем, то новая картина Копполы "Тетро" вызвала у киноманов неоднозначную реакцию. Тем не менее фестивальные показы фильма прошли при полном аншлаге.
Наша беседа с Анаит НАЗАРЯН, которая уже 27 лет сотрудничает с маэстро и успела снять с ним 16 картин.
- Как вам работается с Копполой?
- Работа с этим величайшим режиссером эпохи на съемочной площадке, процесс подготовки к фильму похожи на приключение. Каждый день происходит нечто новое, впечатляющее. У Копполы всегда множество удивительных, порой уникальных идей, которые, сменяя и дополняя друг друга, сплетаются в интригующий киносюжет в оригинальном художественном обрамлении. Вместе с тем работать с ним не так уж и легко: режиссер требователен ко всем участникам съемок, заставляет мыслить, проявлять творческий подход и активность.
- "Тетро", которого так ждал армянский зритель, разделил публику на два лагеря. Одни, преклоняясь перед талантом Копполы, приняли картину "по дефолту", другие были несколько разочарованы, назвав "Тетро" фильмом с вымученным "хеппи эндом" и затянувшимся эпилогом. Ваше мнение.
- Начиная с фильма "Молодость без молодости", снятого после десятилетнего "молчания", Коппола начал говорить о новом творческом этапе в своей работе, назвав "Тетро" вторым фильмом своей "новой карьеры". Картина сильно отличается от других работ режиссера. Это глубоко личная драма, навеянная взаимоотношениями в его семье: некоторые идеи, события, диалоги и образы взяты из его жизни юношеского периода. Сюжет картины, снятой в черно-белом формате, на первый взгляд незамысловат и повествует о двух братьях. Старший - Анджело, он же Тетро (актер Винсент Галло), обнаружив в себе талант к писательству, после семейных перипетий убегает от отца (актер Клаус Мариа Брандауэр), известного дирижера и всемирно признанного музыканта. Младший, Бенни (дебютант Элден Эренрайх), пускается на его поиски. Жизнь Тетро полна тайн, связанных с семейным прошлым, раскрытие которых по ходу фильма полностью меняет судьбу героев, делая сюжетную линию интригующей. Основная идея фильма – противоречия в творческой семье, где отец погряз в амбициях, ради которых способен переступить моральные барьеры, перешагнуть через собственных детей, их счастье и будущее. Подобная ситуация типична для многих семей, и маэстро Коппола несколько удлинил развязку сюжета и эпилог, чтобы утвердить в зрителе мысль о торжестве добра и всепрощения.
- Говорят, на долю съемочной группы "Тетро" выпало немало сложностей...
- Съемки проходили в Аргентине, о производственной среде которой мы были мало информированы. К тому же пришлось выучить испанский язык, т.к. члены съемочной группы были аргентинцами, за исключением оператора-румына и двух англоязычных актеров. Сам Коппола был пленен Аргентиной – ее природой, богатыми культурными, артистическими, литературными, музыкальными и кинотрадициями, из которых, кажется, соткана атмосфера страны.
- Еще до съемок фильма в прессу просочилась информация, будто на офис Копполы в Буэнос-Айресе было совершено нападение, в результате которого пропал сценарий фильма.
- Это случилось в сентябре 2007г. Грабители похитили офисное оборудование, включая компьютер, в котором находился сценарий фильма. Самого маэстро в это время не было в стране, но он сохранил копию сценария на диске и тем самым спас свое детище. Съемки начались с небольшим опозданием в сроках.
- Помимо Копполы вы работаете и с другими американскими режиссерами, среди которых есть и армяне. Крейг Кузирьян, Майкл Гюрджян - их фильмы "Гранат" и "Иллюзия" стали вашим продюсерским дебютом. Насколько это было для вас важно – дебютировать в дуэте с соотечественниками?
- Таково было мое искреннее желание – начать свою кинокарьеру с совместной работы с режиссером-армянином или с армянской тематики. Вот и сейчас готовлю новый проект, в основе которого армянская тема, но это пока секрет.
- Вы хорошо знакомы с армянским кинематографом?
- Классика армянского кинематографа в лице таких гениев, как С.Параджанов и А.Пелешян, хорошо представлена за рубежом, но игровое армянское кино мало известно и американскому зрителю, и мне. В этом плане я рада, что оказалась на "Золотом абрикосе". В прошлом году, будучи членом жюри конкурса "Армянская панорама", посмотрела несколько десятков фильмов армянских режиссеров как местных, так и из Спюрка. Мы – нация, разбросанная по всему миру, и "Золотой абрикос" - своеобразный творческий мост, связывающий кинематографистов армянского происхождения из разных стран. Фестиваль в каком-то смысле – наш общий дом: приятно возвращаться сюда и встречать членов большой армянской киношной семьи.
- Уже во второй раз вы приезжаете на ереванский кинофестиваль с продукцией Копполы, а сам маэстро не хочет побывать в Армении?
- Безусловно, Ф.Ф.Коппола хотел бы приехать в Армению, но только вне фестивальной шумихи, которую он не любит. Однако тот факт, что показ "Тетро" на "Золотом абрикосе" стал вторым по счету после Каннского кинофестиваля и что до Еревана фильм был представлен публике только в США и Испании, уже говорит о его симпатии к Армении, желании посетить страну Параджанова и Пелешяна. И, конечно же, ближе познакомиться с армянским кинематографом и зрителем, теплота приема которого, уверена, воодушевит его на создание крепких связей с Арменией.
Магдалина ЗАТИКЯН
Источник: Голос Армении |