Analitika.at.ua. После исламской революции 1979 года Иран из года в год наращивал свой внешнеполитический потенциал и к началу ХХI века превратился в сильную державу. При этом он бросил вызов самому сильному государству мира — Соединенным Штатам. Уязвимость позиции США в Афганистане и в Ираке повысил стратегическую и геополитическую значимость Ирана. Ядерная программа и неуступчивость, несмотря на всевозможные угрозы и давления внушает мысль, что иранская власть очень сильна и не уязвима. Иранская дипломатия ведет активную многовекторную политику. Геополитические позиции этой страны в Передней Азии и на Ближнем Востоке достаточно крепки. Недавнее успешное выступление боевиков «Хезболлы» против войск Израиля среди иранской политической элиты создало большой ажиотаж и показало, насколько успешно сработал вектор внешней политики Ирана в этом направлении.
Сегодня Иран является государством, занимающим важное геополитическое положение, обладающий большими запасами стратегически значимых полезных ископаемых, большими человеческими ресурсами и имеющий мощный военный и экономический потенциал. Так, площадь Ирана составляет 1648 тыс. кв. км, это самое большое по территории государство на Ближнем и Среднем Востоке, (более чем в два раза превышающее площадь Турции), имеющее выходы к морям (1/3 границ Ирана морские). Это облегчает экономические связи Ирана со многими странами мира.
Справка
В Иране 99% населения - мусульмане. Преобладающим направлением ислама является шиизм (к нему относится более 90% всех мусульман), находящийся с начала XVI века на положении государственной религии. Его придерживается подавляющее большинство персов, гилянцев, мазендеранцев, татов, талышей, луров, бахтиаров, азербайджанцев, шахсевенов, кашкайцев и др. Шиитами являются также часть курдов (в Хорасане) и арабов. Группа курдов, живущая в районе Сердешт-Бане и на юге Курдистана, принадлежит к шиитской секте али-илахи. К этой же секте, а также и к другой шиитской секте — курд-бача относятся луры, живущие в Серкане, Туссерканеи Алиштере. Имеются в Иране также исмаилиты и бехаисты (последних - около 300 тыс.). Суннитов — главным образом шафиитов и ханифитов - около 3 млн. К ним принадлежат большая часть курдов и арабов, белуджи, туркмены, джемшиды, небольшая группа талышей. Христианство исповедует 169 тыс. человек (0,5% населения). Оно представлено в Иране армяно-григорианами (основная масса армян, живущих в Тебризе и Исфахане), несторианами (30 тыс., часть ассирийцев), халдо-католиками (часть ассирийцев), армяно-католиками (армяне в Исфахане) и католиками латинского обряда (всех католиков - 28 тыс.), протестантами (8,5 тыс., главным образом пресвитериане, а также англикане), православными. В стране живет группа последователей иудаизма (62 тыс.). Имеются также зороастрийцы (так называемые гебры, 21 тыс. в Йезде, Кермане, Тегеране и Ширазе) и йазиды (небольшая группа курдов).
Краткая историческая справка
Небезызвестный кардинал Ришелье подавлял протестантов, считая их важным источником оппозиции. Примирительный Нантский эдикт Генриха IV от 1598 года гарантировал гугенотам полную свободу совести и относительную свободу богослужения, оставляя за ними большое число укрепленных городов – в основном, на юге и юго-западе Франции. Но гугенотское (протестантское) меньшинство было сокрушено Ришелье со свойственной ему решительностью - кардинал усматривал в этой полунезависимости угрозу государству.
Представления о том, что протестанты таят угрозу для государства и общества, распространены и сейчас. В одних странах их дискриминация выражается в негласной политике постепенного ограничения религиозных свобод, в других - является осознанной, продуманной политикой руководства. Так, в Саудовской Аравии любая религиозная практика, кроме ислама, карается тюремным наказанием. В Иране христиан - протестантов воспринимают как неблагонадежных граждан и изгоняют из армии. Протестантизм воспринимается как представитель совершенно чужого мира. Восприятие миссионеров протестантских церквей как проводников западного влияния ставит их в положение врагов государства и общества. В Иране существуют три отдельные пресвитерианские общины, каждая с собственными культовыми сооружениями, – по числу языков, на которых читаются молитвы (ассирийская, армянская и персидская). Общины имеют по 6 представителей в Соборе, который является высшим органом управления пресвитерианской церкви.
Англикане активны в Иране с XIX в., адвентисты седьмого дня и пятидесятники – соответственно с 1911 г. и 1958 г.
Установленный законом статус христиан.
Ислам защищает свободу вероисповедания и совершения обрядов, безопасность посещения культовых сооружений и честь особ духовного звания. Права представителей религиозных меньшинств определяются в пяти статьях конституции Исламской республики Иран, выдержки из которых приведены ниже.
Статья 13: “Статус религиозных меньшинств, представителям которых в рамках закона разрешено соблюдать религиозные обряды, имеют только зороастрийцы, иудеи и христиане. В частной жизни и воспитании они могут руководствоваться требованиями свой веры”.
Статья 14: “Правительство Исламской республики Иран и все мусульмане Ирана обязаны в отношении немусульман справедливо и беспристрастно придерживаться принципов соблюдения прав человека”.
Статья 15: “Разрешается использование местных и племенных диалектов” в церкви (что не разрешалось в период, предшествовавший победе Исламской революции).
Статья 26: “Людям предоставляется свобода учреждения религиозных, политических и профессиональных партий и ассоциаций... Нельзя ни препятствовать, ни силой принуждать к вступлению в такие организации”.
Статья 64 определяет представительство религиозных меньшинств в парламенте. Независимо от численности прихожан, “зороастрийцы и иудеи должны иметь по одному представителю, христиане-ассирийцы и христиане-халдеи – одного общего представителя, а армяне – по одному представителю для северной и южной церквей”. (Для справки: один депутат-мусульманин в среднем представляет 150000 избирателей.)
В распоряжении 60 миллионов мусульман Ирана находится 57855 мечетей, т.е. одна мечеть на 10 тысяч человек. На каждые 750 прихожан Армянской григорианской церкви, представляющей наибольшее по численности религиозное меньшинство Ирана, приходится один храм. В целом по стране обеспеченность местом для свершения молитвы в 16 раз выше у немусульман, чем у мусульман (в относительном исчислении).
Определенную проблему представляют собой азербайджано-иранские отношения. Южный Азербайджан, входящий в состав Ирана, воспринимается Тегераном как потенциальный анклав сепаратизма, угрожающий национальной государственности. Особенно активно этот фактор может сыграть в том случае, если Иран столкнется с внешними вызовами и централизм ослабнет. Нарастающие внутриполитические противоречия между фундаменталистами аятоллами и осторожными реформаторами, концентрирующимися вокруг Хатами, также создают условия для вероятной активизации Тебриза (столица азербайджанского анклава).
В этой ситуации лозунги национального соединения азербайджанцев в едином государстве могут стать реальным фактором в процессе распада иранской государственности. Опасения такого поворота событий и заставляли Тегеран в течение 90-х годов вести в отношении Баку очень осторожную политику, не взирая на шиизм азербайджанцев. Этот же фактор подталкивал иранцев и к сближению с Ереваном и Степанакертом.
Для России сепаратизм Южного Азербайджана рассматривается как явление нежелательное и негативное, способное взорвать кавказскую систему и породить линию ложного конфликта между разными силами, которые в евразийском проекте рассматриваются, напротив, как союзные и дружественные, подлежащие стратегической интеграции.
Для США наоборот важно организовать межэтнические столкновения между персами и азербайджанцами, которых на территории Ирана проживает порядка 20 миллионов, и взорвать стабильность в обществе и государстве.
В связи с этим основные усилия по евангелизации Ирана были сосредоточены на Южном Азербайджане.
Американские стратеги решили было использовать не простые ирано-азербайджанские отношения и создать опорную базу для миссионерской работы по Ирану на территории Азербайджана. Одновременно еще больше подпортить обеим сторонам. Однако из этой затеи ничего не вышло – азербайджанские власти весьма жестко отнеслись к иностранным миссионерам на своей территории: конфисковывали религиозную литературу на фарси, задерживали и выдворяли из страны миссионеров. Созданные в стране протестантские церкви не регистрировали, своих доморощенных пасторов задерживали, судили по различным уголовным статьям и сажали в тюрьмы.
Осознав, что ничего у них в Азербайджане не получится, американцы и их европейские союзники организовали миссионерские базы на территории своего союзника по НАТО – Турции.
Учитывая, что, в силу сложных межгосударственных отношений, любой гражданин США, приехавший в Иран, становится объектом пристального внимания местных спецслужб, организацию миссионерской работы взяли на себя англичане. В первую очередь английские баптистские церкви, которые, как и их американские единоверцы, участвуют в реализации проекта «40-40».
Англичане, в отличие от своих американских собратьев по вере, привыкших к агрессивным, нахрапистым действиям в любой стране, куда их миссионерам удается прорваться, взялись за дело творчески, со знанием специфики страны, ее законов, общественно-политического строя и традиций.
Учитывалось и то обстоятельство, что иранская молодежь предпочитает получать образование в Европе, а не в США.
Транзитом через Турцию, частично через Дубай, в Иран поехали археологи, историки, врачи, представители различных гуманитарных организаций из Лондона и других европейских стран. На самом деле большая часть этих специалистов были миссионерами различных протестантских церквей. Основной поток их двигался в северные провинции Ирана (Южный Азербайджан), где, как мы уже знаем, проживают этнические азербайджанцы.
Уже через несколько лет среди местных жителей были созданы протестантские общины, домашние церкви, которые действовали в глубоком подполье.
Иранские власти ответили репрессиями, как в отношении миссионеров, так и собственных граждан, ставших протестантами.
Из сообщений СМИ
Трое иранских христиан получили у себя на родине условный срок за проповедь Евангелия, - сообщает Христианский Мегапортал www.invictory.org со ссылкой на Интерфакс-Религия. Арест был произведен в аэропорту города Шираз, когда эти люди собирались лететь на христианскую конференцию в Дубае. По итогам судебного процесса миссионерам дали по восемь месяцев условного срока и по пять лет испытательного периода, в течение которого они будут находиться под контролем специальных государственных органов, пишет британская газета "Christian Today". Приговор был бы более жестким, но для смягчения наказания родственники осужденных внесли залог. Объявляя вердикт, судья предупредил миссионеров, что если в будущем их снова поймают на проповедничестве, то наказание будет более суровым.
Как и в подавляющем большинстве исламских стран, в Иране запрещена миссионерская деятельность, направленная на обращение мусульман в другую веру. К 2000 – 2002 годам английские и европейские миссионеры свою основную работу выполнили: в Иране были созданы подпольные протестантские церкви, обучены местные кадры, способные самостоятельно осуществлять миссионерскую деятельность. Им необходимо было организовать методическую помощь в виде радио и телепередач, завозить религиозную литературу на фарси, задействовать в этих целях возможности Интернета.
За эту дорогостоящую работу взялись американские церкви.
Из сообщений американских СМИ
Как утверждается в пресс-релизе евангелической миссионерской организации "Международное Антиохийское служение" (штаб-квартира находится в Сан-Хосе, штат Калифорния), выпущенном 14 июня 2004 года, со времени начала вещания на Иран ее спутниковых телепрограмм в 2002 году более 50 000 иранцев приняли христианство (многие – тайно). "Иранское христианское телевидение", вещающее на страну в "прайм-тайм", предлагает программы образовательного, молитвенного и морально-этического характера объемом десять часов в неделю.
Организация "Международное антиохийское служение" была основана два года назад группой обращенных в христианство мусульман, преимущественно иранцев, проживающих в США.
Как говорит руководитель этой организации пастор Хормоз Шариат, эффективность его миссии обусловлена еще и тем, что она состоит из бывших мусульман, прекрасно знающих традиции и ментальность своих бывших единоверцев.
Проповедь протестантов в Иране началась в 1830 году, когда туда прибыли первые миссионеры из США. Накануне исламской революции в стране насчитывалось около 3 000 христиан различных деноминаций. В настоящее время большинство из них действует полулегально и даже нелегально, поскольку миссионерская и активная общественная деятельность, являющаяся основной для любой евангелической церкви, в Иране преследуется, равно как и обращение в иную веру мусульман. За пределами ИРИ самой крупной христианской общиной иранцев является Иранская христианская церковь в Калифорнии, ставшая базой для нынешнего миссионерского служения в исламском Иране.
Количество христиан в Исламской Республике Иран увеличивается с каждым годом. Хотя миссионерам въезд в Иран запрещен, число обратившихся в христианство мусульман неуклонно растет.
Несмотря на сильное противодействие властей, в стране появляется все больше домашних церквей. В прошлом месяце международное служение Partners International и христианская организация Persian Ministry (Служение Персии) провели за пределами Ирана конференцию, посвященную изучению Библии, для 30 иранских христиан.
Благодаря христианским радиопрограммам лидер служения Persian Ministry связывается с сотнями христиан по всей стране. В подготовке лидеров домашних церквей помогают также телефон и интернет. Каждый год эти лидеры выбирают несколько человек из своих церквей или общин, чтобы они смогли принять участие в подобных обучающих конференциях.
По данным организации International Antioch Ministries (IAM), связанной с Иранской христианской евангелической церковью, в Исламской Республике Иран резко возрос спрос на Ветхий Завет и Евангелие. Ежедневно поступают множество просьб от христиан, желающих приобрести Священное Писание на фарси.
Иранские законы не позволяют печатать на территории страны христианские священные книги, вдобавок, власти конфисковали множество Библий у христиан.
IAM сообщает, что не может удовлетворить спрос на Библию. По данным организации, увеличение спроса связано с большим числом новообращенных. Число христиан в Иране быстро увеличивается, по разным данным, сегодня последователей этой религии в Исламской Республике насчитывается от 500 000 до миллиона человек (население Ирана составляет около 70 млн. человек). (Вспомним, что несколько лет назад иранские справочники сообщали о 8.5 тысяч протестантов во всем Иране).
Судя по указанным выше цифрам, евангелизация Ирана идет достаточно успешно, как и рассчитывали авторы проекта «40-40». Persian Ministry (Служение Персии) ведет религиозную войну на территории Ирана и выигрывает.
Сергей Кривошеев
Директор аналитического центра ветеранов госбезопасности «Вымпел»
Источник: Noravank со ссылкой на Geopolitica.ru |