Пятница, 29.11.2024, 03:15
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июль » 27 » Сегодня в Румынии проживает 10 тысяч армян. История общины берет начало с 10-го века
Сегодня в Румынии проживает 10 тысяч армян. История общины берет начало с 10-го века
00:07

Analitika.at.ua. Армянская община Румынии является одной из старейших в Восточной Европе, она сохранила свою самобытность до наших дней. История армянской общины Румынии берет начало с 10-го века. На территории страны имеется множество географических названий армянского происхождения. Например, город Куртеа де Арджеш основали армяне, бежавшие из города Арджеш на берегу Ванского озера. Официальной датой появления армян в Румынии считается 1350 год, когда в городе Ботошан была основана первая в стране армянская церковь. В 1401 году в Сучаве была создана армянская епархия. В 1418 году по приглашению князя Александра Благочестивого 3 тысячи армянских семей из Польши получают приглашение жить и работать в Румынии. Большие группы армян обосновались в румынских землях Валахия и Молдова, в городах Ясси, Клуж-Напока, Констанца, Ботошан, Сучава, Фокшан и др. На протяжении многих веков армяне создавали в различных населенных пунктах Румынии предприятия – в основном по производству тканей и продовольственных товаров, открывали магазины, строили церкви, школы и т. д. В средневековой Румынии, как и в Польше и Венгрии, армяне снискали славу умелых ремесленников и торговцев. Они через Молдову связали Запад с Востоком, доставляя европейские товары до далекой Индии. В 17-ом веке большинство проживавших в Румынии армян обосновалось в западной провинции страны – Трансильвании, которая в дальнейшем перешла под господство Австро-Венгрии. В результате этого армяне вскоре перешли в католическую веру. На территории Румынии армяне разговаривали на одном из диалектов армянского языка – ардеальском (трансильванском) диалекте. В течение веков румынские армяне создавали свой фольклор, свои песни и танцы (например, танец арменеаск). Во все времена армянская колония Румынии отличалась обилием выдающихся и ярких личностей. В 16-ом веке господарем (великим князем) Молдовы был видный политический деятель Йон Храбрый, известный также как Йон Армянул (Армянин). Он перенес столицу из Сучавы в Ясси, отчеканил монету со своим изображением, собрал многочисленное войско. В 1574 году Йон Армянин разгромил турецкое и валахийское войска и занял Бухарест. Народ прозвал его “отцом Молдовы”. В 17-ом веке заметную роль во внешней политике Румынии играл Петрос Григорович (Петер Армин). Он был послом и советником румынского князя Михая Витязула (1593-1601), выполнял различные дипломатические миссии в Австрии, России и Константинополе. Видным дипломатом начала 19-го века был также князь Молдовы, государственный советник Манук бей (Мирзаян), имевший огромные заслуги в деле экономического развития балканских городов. Просветителем Молдовы был провозглашен сын армянского священника Георге Асаки. Его стихотворения и исторические новеллы стали новой вехой в румынской и молдовской литературе начала 19-го века. Огромный вклад в общественную и культурную жизнь Румынии внесли представители армянских дворянских семей Гойлав (Койлавян), Буиклиу (Пейеглян), Мисир (Мисирян), Кримлиу. В 19-ом веке в Румынии были и другие выдающиеся деятели-армяне – один из основателей румынской философии Василе Конта (Контаян), писатель Гарабед Ибриелеану, художник Теодор Аман, астроном и математик Спиру Харет и другие. Экономист, государственный деятель Грегори Транку-Яш основал и возглавил министерство труда Румынии, а искусствовед Григор Зампакчян, который коллекционировал произведения живописи и декоративного искусства, основал в Бухаресте музей, названный его именем. В 20-ом веке многие спасшиеся от Геноцида западные армяне добрались до Румынии. Благодаря им жизнь армянской общины вновь оживилась, а в “старых“ румынских армянах начало пробуждаться национальное самосознание. В 1944 году обосновавшийся в Бухаресте выдающийся армянский филолог Акоп Сируни (Джололян) основал Дом армянской культуры, а созданный при нем музей стал настоящей сокровищницей армянского искусства и богатых материалов, отражающих армяно-румынские исторические и культурные связи. В 1947 году Румыния была провозглашена социалистической страной, что привело к ухудшению положения армян. Многие принадлежавшие им предприятия были национализированы. Часть армян вынуждена была переехать в другие страны, часть семей репатриировалась. И хотя в Румынии действовали армянские союзы, издавалась армяноязычная газета “Нор кянк” (“Новая жизнь»), однако политические и экономические условия были в основном неблагоприятными для армян. Тем не менее, среди румынских армян нехватка в выдающихся личностях, как всегда, не ощущалась. Из известных людей того времени можно назвать врача-геронтолога Анну Аслан, литературного критика, одного из редакторов “Большой энциклопедии” Румынии Аршавира Актеряна, поэта Дана Дешлиу, директора бухарестского Национального театра Айка Актеряна, карикатуриста Чика Дамадяна, оперных певцов Давида Оганесяна и Гарбиса Зобяна, режиссера, одного из основателей румынского кино Йона Шахигяна. После свержения социалистического строя жизнь армян вновь оживилась. Действующий в Бухаресте Союз армян Румынии стал той прочной структурой, которая взялась за организацию национальной жизни. Первым председателем союза стал известный в Румынии деятель, член Национальной либеральной партии, писатель и экономист Варужан Восганян. Он был депутатом румынского парламента, а с 2006 года занимает пост министра экономики и торговли Румынии. Кроме Восганяна большую известность в стране получили математик, политический деятель Варужан Памбукчян, писатель Петрос Хорасанджян, переводчик армянской литературы Мадлен Каракашян, звукорежиссер Анушаван Саламанян, актер Флорин Кеворкян, заслуженный футбольный тренер Флорин Халаджян. В настоящее время в Румынии проживает 10 тысяч армян, среди них есть и выходцы из Армении. Помимо газеты “Нор кянк” выходят в свет издания “Арарат” и “Ани” на румынском и “Армения” на венгерском языках (в Клуже). Действуют армянские союзы, субботние и воскресные школы, существуют одночасовые радио- и телепередачи на армянском языке. При армянской церкви Бухареста действуют музей и библиотека, где организуются культурные мероприятия и лекции. Для армян Румынии огромную важность представляет вопрос сохранения языка. Даже во многих смешанных семьях в быту используется армянский язык. Союз армян Румынии периодически направляет молодежь на курсы армянского языка с тем, чтобы подготовить учителей для общины.

 

Источник: Армяне сегодня

Категория: Библиотека | Просмотров: 2240
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru