Analitika.at.ua. Интервью с советником ректора Академии народного хозяйства при правительстве РФ, бывшим координатором ВБ по Армении Львом Фрейнкманом
- Как Вы можете оценить действия правительства Армении по стимулированию экспорта?
- Политику правительства по расширению экспорта нельзя признать успешной. Это одна из крупнейших неудач в развитии армянской экономики. Три основных индикатора, по которым Армения все еще находится на уровне Таджикистана и Киргизии, – это доли экспорта, налогов и денежного обращения в ВВП. Причины таких низких значений этих трех индикаторов во многом схожи. Армении нужна новая экспортная политика, что связано с определенными изменениями в политической экономии. Главная причина экспортного застоя – не вопрос отсутствия каких-то знаний или умений, это вопрос политической воли. Правительству нужно начать проводить политику ограничения преобладающих интересов импортеров, которые сегодня имеют слишком сильное влияние на экономику и, в конечном счете, на экономическую политику Армении в целом, включая вопросы, связанные с обменным курсом, отсутствием конкуренции, сложностью входа на рынок человеку «со стороны», коррупцией на таможне.
- Отражается ли это на налоговой политике государства?
- К налоговой политике у меня нет никаких претензий. Все основные налоги, действующие в стране, правильные, их соотношения и основные ставки – в порядке. Проблема связана с налоговым администрированием, с реализацией налоговой политики. С одной стороны, огромная часть экономики поставлена в условия, когда можно вовсе не платить налоги, а
другая часть, особенно малый бизнес, находится в условиях избыточного налогового давления. Налоговая администрация с точки зрения предпринимателей оказывается очень дорогой. В целом, государство собирает налогов мало, а головной боли от налоговых инспекторов для предпринимателей масса. Получается худший из всех раскладов – и денег мало, и помех для создания бизнеса очень много. Но в действительности, мне кажется, главная проблема не со сбором внутренних налогов страны, а на таможне. Основные потери в сборах связаны с налогообложением импорта. Это в первую очередь НДС на импорт. Огромное количество импортируемого топлива проходит без налогообложения. Есть вопросы по импорту автомобилей, и сахара, и в остальных монополизированных секторах. Косвенные налоги в Армении, как мне кажется, недособираются гораздо больше прямых. Все об этом знают, но об этом как-то не принято говорить. Точными цифрами я не располагаю, но мне кажется, что ситуация мало изменилась с тех пор, как я более или менее внимательно разбирался с этой проблемой около десяти лет назад.
- Доверяют ли, по-вашему, международные финансовые организации заявлениям армянской стороны о прозрачности экономики, и если нет, то почему стране выдаются выгодные кредиты?
- Мне кажется, что у правительства Армении очень высокая репутация среди международных организаций. Свидетельство этого – та легкость, с которой правительство смогло получить дополнительное финансирование на борьбу с кризисом. Во Всемирном банке у Армении самый высокий рейтинг среди бедных стран – и по макроэкономической политике, и по качеству исполнения проектов Всемирного Банка. Это репутация во многих отношениях вполне заслуженная. Например, в части политики Центрального банка, регулирования банковского сектора, многих вопросов, связанных с обслуживанием долга, исполнением бюджета. Но прозрачность налогового администрирования не относится к тем направлениям, в которых у Армении имеется высокий авторитет.
- Относительно возможностей армянского экспорта - курс национальной валюты упал еще в марте, но экспорт по-прежнему ощутимо не растет…
- Во-первых, курс армянского драма упал, когда упали курсы валют почти во всех соседних странах, в том числе курс российского рубля. Учитывая, что Россия остается одним их главных торговых партнеров Армении и одним из значительных экспортных рынков, здесь едва ли могло что-то измениться. Не такого масштаба должна быть девальвация, чтобы быстро удалось почувствовать какой-то эффект. Во-вторых – и это более важно, чем обменный курс – ситуация настолько запущена, что одним изменением курса ее не решить, тем более за три месяца. Это вопрос вхождения на новые рынки, разработка экспортной стратегии, ее поддержка со стороны государства. Скажем, в Эстонии можно поменять обменный курс и через месяц увидеть результат, поскольку рынки уже освоены, главные рынки в Европе – на расстоянии 200 километров, бизнес имеет длительные и прямые контакты с европейскими партнерами. В Армении с такой легкостью расширения экспорта произойти не может.
- То есть, пока Россия будет держать дешевый рубль, на падении драма Армения не выиграет?
- Россия, как выяснилось, уже не может держать дешевый рубль. Рубль уже подорожал вполовину того, насколько он подешевел в конце прошлого года. Если Армения не пойдет по пути России и не даст драму дорожать вслед за рублем, можно получить какой-то выигрыш. Российский рынок вполне перспективен для армянского экспорта с учетом наблюдаемого подорожания рубля.
- Какую политику может применить правительство для стимулирования экспорта?
- Один из грустных уроков из мирового опыта по развитию экспорта состоит в том, что серьезное его расширение невозможно без появления в стране транснациональных компаний. Небольшие компании не в состоянии стать локомотивами экспортного бума. Если у вас есть крупные транснациональные экспортеры, мелкий бизнес может идти по их следам и дополнительно развивать экспортный потенциал. Но сам по себе он не может инициировать такой рост. Поэтому для правительства ключевым вопросом должно быть привлечение в Армению крупных игроков – на конкретных рынках, которые правительство считает приоритетными. Надо научиться это делать.
- Возникает ли со стороны впечатление, что российским инвесторам пытаются создать более благоприятный климат для работы в Армении?
- Я бы так не сказал. У инвестиций нет гражданства, и за приходом каждого нового инвестора из России не нужно искать политический подтекст. Если российских инвесторов здесь больше, чем европейских или американских, это просто значит, они умеют лучше договариваться с армянскими госорганами и местными партнерами.
- Может ли транзитное направление из Ирана в Грузию через Армению (проект строительства железной дороги и автомагистрали от иранской до грузинской границы) оправдать себя, учитывая закрытость иранского рынка и неоднозначную ситуацию в Грузии? Может ли этот проект стимулировать экспорт из Армении?
- Мне это направление инвестиций не кажется очень перспективным, учитывая как закрытость иранской экономики, так и нынешний характер российско-грузинских отношений. Я по-прежнему считаю, что гораздо большую роль для развития экспортного и инвестиционного потенциала Армении могло бы сыграть открытие границы с Турцией. По масштабам армянской экономики Турция является огромным открытым потенциальным рынком для экспорта. И мне кажется, что с учетом приоритетов нынешней американской администрации, открытие турецкой границы является политически реализуемой задачей.
Источник: АрмИнфо |