Понедельник, 25.11.2024, 11:39
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Июль » 27 » Моя цель - помолиться с украинским народом: Эксклюзивное интервью с патриархом Кириллом
Моя цель - помолиться с украинским народом: Эксклюзивное интервью с патриархом Кириллом
00:24
Analitika.at.ua. В канун своего прибытия в Киев святейший патриарх дал эксклюзивное интервью "Подробностям недели":

 

- Ваше Святейшество, какие цели Вашего визита в Украину и будет ли он иметь какой-то политический подтекст?

 

- Патриарх Кирилл: Я рад возможности встретится с украинскими СМИ буквально накануне своего визита в Украину, передать какие-то мысли, ответить на вопросы, но самое главное - вот иметь в Москве первое соприкосновение с Украиной в вашем лице. Я с хорошим чувством думаю об Украине. Знаю, конечно, о трудностях, какие существуют, и в церковной жизни, и в общественной жизни, но посещение Киева - матери городов русских, Киево-Печерская лавра, великих святынь наших, всегда дает такой заряд духовной энергии, что этим зарядом долго живешь. Поэтому соприкосновение со святынями Руси нашей, соприкосновение со святынями киевскими, посещение других мест Украины - для меня это большая духовная радость, думаю, что эту радость ничто не способно омрачить. Ну, а что касается характера визита, о котором сейчас много говорят, даже спорят, то пользуясь случаем хотел бы сказать, - у меня одна цель - эта цель заключается в следующем - вместе помолиться с украинским народом.

 

Поэтому этот визит пастырский, и не нужно в нем видеть никаких политических составляющих. Естественно, меня, наверное, будут спрашивать и о каких-то вопросах, имеющих политическое звучание, и я на это буду отвечать, но это не будет голос политика, потому что моя задача - не давать политических  рецептов и не делать политического анализа, а моя задача, как патриарха, помолившись с этим народом, вместе с ним поразмышлять о нашем общем настоящем церковном, о нашем будущем. И, я думаю, что и встреча с прессой и планирующаяся встреча с представителями общественности и с духовенством даст мне таковую возможность, и я очень рад начать это общение с вами здесь в Москве.

 

- Ваше Святейшество, с Вашей точки зрения, какой наиболее актуальной и приемлемой на сегодняшний день может быть модель взаимоотношений между Церковью, обществом и государством в современном мире? Когда-то Вы сказали, что в идеале эти отношения должны выглядеть, как симфония.

 

- Вот замечательные слова мы находим в Евангелие: путь в Царство Небесное - это узкий путь, это не широкий путь, ничего нового, Церковь не может идти широким путем, ее задача - обращаться к совести людей, будить эту совесть, в ее задачу не входит обслуживать политические доктрины или практическую политику, осуществляемую тем или иным государством. И если Церковь начинает это делать, она перестает быть голосом совести своего народа.

 

Вот именно благодаря тому, что нам удалось сохранить эту позицию, независимую позицию от власти, именно потому, что нам удалось сформировать свое понимание многих современных проблем и вложить это понимание в основу социальной концепции в 2000-м году. Я думаю, Церковь во многом сегодня обрела тот авторитет в обществе, который она имеет. Иногда говорят о том, что Церковь в России имеет какие-то особые отношения с властьпридержащими, что она поддерживает политику, идеологически обеспечивает политику. Ну, это недобросовестный комментарий, это комментарий рассчитанный на ту аудиторию, которая плохо знает происходящее сегодня на стыке церковно-государственных отношений.

 

Церковь не призвана быть оппозицией, если она становится оппозицией у власти, она тоже включается в политический процесс. Церковь не призвана обслуживать политику власти, церковь призвана, основываясь на Священном Писании, говорить Божью правду,  пасторским языком, который бы дал возможность людям принять это слово в свое сердце.

 

Что касается модели церковно-государственных отношений, опять же таки  речь идет не о модели отношений Русской Церкви и правительства Российской Федерации, хотя и об этом тоже. И, может быть, нам эту модель легче отрабатывать,  потому что центр Церкви находится в Москве, но эта речь идет и модели отношений и в Украине, о модели отношений в других странах, где большинство народа является православным и находятся под омофором патриарха Московского.

 

Основы социальной концепции, принятой в 2000-м году, - это не документ для пользования в рамках Российской Федерации, его принимали все, в том числе и епископат Украинской православной церкви.

 

Сегодня против этого документа не выступает ни один богослов в поместных православных церквях, он практически без какого-то особого обсуждения, но принят всей православной полнотой. Мы не встречаем критики в адрес этого документа, потому что модель, в том числе и церковно-государственных отношений, которую мы предлагаем и которая никогда не была осуществлена в истории нашей Церкви в полной мере.

 

Может быть, за редчайшими исключениями в средневековый период существования нашего государства, общего - единой Руси. Так вот никогда в полной мере идея симфонии не была осуществлена ни у нас ни в Византии. Поэтому мы не думаем, что эта модель в её полном осуществлении вообще реальна в условиях нашего греховного мира. Это скорее мечта, чем реальный проект в церковно-государственном отношении. Но в этой мечте есть определённые параметры, которые мы с лёгкостью можем реализовать, может быть не с лёгкостью, но к реализации, которых мы должны стремиться. 

 

- Какие условия необходимо создать для максимально эффективной работы вот этой модели отношений между государством, обществом и Церковью? 

 

- В первую очередь, Церковь должна сохранять свою автономию по отношению к светской власти. Она должна оставаться свободной, она не должна входить в политический проект, она не должна поддерживать одну партию против другой партии, потому что она является общим местом для всего народа. Вот перед нами эта проблема остро стояла в РФ в начале 90-х годов нам говорили, а почему вы не выступаете против коммунистов? Вам же нужно поддержать демократические силы, потому что они выступают за свободу Церкви, а коммунисты душили вас в течение всех этих лет. Мы говорили, мы приветствуем всех тех, кто выступает за свободу Церкви, мы будем с ними сотрудничать в этом, но мы не можем сказать - вы наши, а другим сказать - вы не наши. Любой крещёный человек подходя к храму не должен спрашивать самого себя - здесь мои политические враги или мои политические друзья?

 

- Известно, что во время Вашего визита состоится встреча с президентом Украины Виктором Ющенко. О чём Вы планируете говорить с главой нашего государства?

 

- Ну, мы с Виктором Андреевичем уже встречались много раз, ещё когда я был митрополитом и нёс ответственность за внешние связи нашей церкви, у нас есть опыт личного общения. И есть какая-то повестка дня, к которой мы прикасаемся всякий раз. В  первую очередь это, конечно, тема религиозной жизни на Украине. Мы её с разных точек зрения обсуждаем. Я полагаю, что мы продолжим этот разговор. Но, развивая вот этот тезис положения религиозных организаций на Украине, я думаю, что в общении с Виктором Андреевичем я поставил  бы, позволил бы себе поставить и некоторые конкретные вопросы. Я внимательно сейчас слежу за теми идеями, которые высказываются УПЦ и другими религиозными организациями, относительно целого ряда конкретных вопросов, которые, они считают, необходимо решить в контексте церковно-государственных отношений на Украине. Я думаю, что мне имеет смысл поговорить и об этих вопросах, я с симпатией отношусь к этим предложениям религиозных организаций Украины.

 

- Ваше Святейшество, и последний вопрос - какие вызовы и угрозы современному обществу, если смотреть в общей картине, на сегодняшний день может выделить православная церковь как первоочередные и требующие немедленного ответа?

 

- Самая главная проблема  - это то, что я называю секуляризацией сознания - обезбоживанием человеческого сознания. Вот можно - я уже об этом говорил, повторю - можно быть верующим человеком на интеллектуальном уровне, но признавать бытие высшей силы. Действительно, трудно как-то верить в то, что какая-то таинственная материя существует, которая сама по себе появилась, затем она стала изменяться от простого к сложному, от неживого - к живому, от неразумного - к разумному. Я никогда не мог поверить в эту мифологему, никогда. И я знаю, что огромное количество людей отрицает саму возможность. Отталкиваясь от своего жизненного опыта, ничего подобного у нас не происходит, за всю человеческую историю не происходило, почему мы должны верить, что так было в какие-то доисторические времена? И на этом построена мировоззренческая идея принятия Бога - она присутствует в сознании очень многих людей, но люди живут так, как будто никакого Бога и нет. Принимая идею Бога, они отказываются принимать Божий мир. Они отказываются - причем не на ментальном уровне, а на уровне практики человеческой - отказываются принимать систему ценностей человеческих, которые Бог предложил человеку для построения счастливой жизни. А сейчас появляется множество новых игрушек и много мифов - таких, знаете, идейных мифов. Ну, например, технологическое развитие: будет развиваться техника, будет развиваться наука, будет развиваться наука, образование - и мы решим все. Бог ты мой, мы же уже это все проходили, ведь этим же мы жили в Советском Союзе, почему церковь-то гнобили – потому что она не разделяла эти взгляды. Нам говорили, что вся ваша религия - от вашей безграмотности. Вы просто обскурантисты, вы ничего не знаете, вот когда вы овладеете научным мышлением, вы тогда веру свою эту и оставите. И ведь атеистическая работа была всегда в сознании политиков, которые занимались этим. И это связано с чем? С тем, чтобы предоставить людям большее образование, наивно думая, что уровень образования лишит людей веры. Ну а сегодня происходит нечто более опасное -  никто как бы этому не учит, а все эти идеи внутренне, так бы сказать, имплицитно присутствуют в жизни современной цивилизации, потому что система ценностей ориентирует человека на то,  чтобы достигать именно того, что не предусмотрено Божьим планом у человека. Вот это и есть самая главная проблема. Это, в конце концов, проблема быть или не быть человеческой ситуации вообще, во взаимобудущем. Потому что если эту цивилизацию будет сопровождать нравственный регресс, то при колоссальных возможностях, которые дает сегодня человеку современная наука и техника, этот нравственный регресс может закончится самоуничтожением человека. И вот этот грозный и экологический кризис, который сейчас надвигается на всю планету, является очень сильным сигналом того, что так оно и может быть, если мы не решим главной задачи, не соединим в сознании современного человека небесное и земное, божественное и человеческое. Способность хорошо трудиться, учиться прокладывать путь в своей жизни, и одновременно - сопровождать это все глубокой верой и молитвой.

 

- Ваше Святейшество, современное светское общество склонно к другим жизненным приоритетам, нежели следование главным христианским ценностям  - вера в Бога, любовь к ближнему, семья. Эти ценности часто замещаются слепой гонкой за материальными ценностями, жаждой наживы, стремлением к власти. Как людям не забыть о главном, о смысле жизни, и как им в этом может помочь православная церковь?

 

- Наставление только одно: если неправильная жизненная ориентация, если ориентация человека на ложные ценности, то когда человек отдаёт все свои жизненные силы на достижение этих ценностей и их не достигает или, достигнув, убеждается в том, что это фантом - это трагедия всей жизни. Те ценности, к которым сегодня устремляется человеческая цивилизация - это исключительно материальные ценности и комфорт, власть. Это является фантомом, не обеспечивающим человеческое счастье. Но это не значит, что мы должны игнорировать материальный фактор, это тоже будет лицемерием. Человек должен трудится, в том числе, для обеспечения своей жизни, жизни своих близких, родных. Но целеполагание должно быть за пределами вот этой материалистической парадигмы.

 

Весь сегодняшний кризис - это свидетельство краха этого ложного целеполагания, потому что для достижения этого целеполагания всегда используются неблаговидные способы. И мы знаем, что экономика, построенная на обмане, экономика, оторванная от реального труда человеческого, становится виртуальной экономикой. Виртуальная экономика не имеет ничего общего с реальной жизнью. Вот этот кризис, который сегодня существует, и есть ясное понимание того, что происходит с людьми, когда виртуальную экономику и ложное целеполагание они как бы кладут в основу своего бытия.

 

- Ваше Святейшество, и позвольте личный вопрос. Исповедуетесь ли Вы и кто Ваш духовник?

 

- Конечно, патриарх должен исповедоваться, у меня духовник - старец Илия, духовник Оптиной пустыни, которого я знаю очень долгие годы. Мы одновременно с ним учились в Санкт-Петербургской духовной академии, он постарше меня по возрасту. Но уже тогда, когда он был ещё мирянином-студентом, мы его все любили и все почитали за человека очень духовностного. Поэтому я радуюсь, что мы живём вместе с ним, в одном доме, часто очень встречаемся, молимся вместе. Что касается молитвы, то без молитвы невозможно осуществлять никакого дела в церкви, по крайней мере, я убеждён, что не только в церкви. Через молитву мы чувствуем Божье присутствие или его не чувствуем. В молитве мы поручаем себя Господу и отдаём себя в Его руки. И в ответ на эту молитву Господь, ведь действительно, нас принимает в свои руки, ведёт по жизни, помогает избегать ошибок, помогает сохранить мирный дух, хотя вокруг тебя - турбуленция общественная, поэтому молитва есть непременное условие религиозной жизни человека. Если из жизни священника уходит молитва, он перестаёт быть  религиозным человеком, хотя остается человеком верующим. Религиозность предполагает живую связь с Богом. А вот нередко бывает так, что батюшки строят, ремонтируют, восстанавливают, организуют, собирают средства. И вот это вертикальное измерение жизни священника становится как-то периферийным. Он, конечно, умом признаёт бытие Божее, верит Господу, но если из жизни уходит личная молитва, то теряется религиозный характер жизни. Я сожалею, что мой образ жизни не даёт мне молится столько, сколько я бы хотел, но без молитвы не может быть патриаршего служения.

 

Ваше Святейшество, спасибо Вам огромное за интервью, ждем вас с нетерпением в Украине!

 

Источник: Подробности-ТВ

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 893
Календарь новостей
«  Июль 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru