Analitika.at.ua. Движущей силой в этом мире являются деньги. Будут деньги - будет развиваться и наука. В советские годы науке в Армении выделяли около $400-500млн, сюда не входило финансирование программ в военных целях, которое так и осталось в секрете. Только институт физики получал $40млн, ЕрНИИМ - $20млн. После обретения независимости наука покатилась в пропасть. В 2000г. по бюджету науке было выделено всего $4млн. Председатель Государственного комитета по науке Самвел Арутюнян рассказывает, что когда иностранные ученые слышали об этом, они не верили, либо думали, что ослышались. Сегодня ассигнования науке составляют 0,2% от ВВП. И еще мы хотим, чтобы наша наука шла в ногу с международной, более того, опередила ее, поскольку мы - генетически ученый народ.
Несмотря на то, что наука у нас, можно сказать, находится в коматозном состоянии, не считая выполнение кое-каких работ на выигранные отдельными учеными гранты и их существование, тем не менее сомнительность эффективности расходования выделяемых науке скудных средств выше всех мыслимых и немыслимых критериев. Правда, из 28 тысяч ученых советской эпохи в стране остались лишь 7,5 тысяч., однако нельзя однозначно утверждать, что это реальная цифра наших ученых. С одной стороны, эти суммы поглощает давно исчерпавший себя научный «совет старейшин», а с другой - сверхраздутый штат научных работников, находящихся в родственных и иных связях с министерством образования и науки, ну а все что остается, распределяется как посчитают должным.
Созданный в таких условиях уже три года Государственный комитет по науке пытается вывести из комы и реанимировать науку Армении. Искусственным дыханием будет служить стратегия развития науки, которая нынче находится на этапе обсуждений и осенью будет представлена правительству. Самвел Арутюнян подчеркивает, что это не будет очередным чиновничьим документом.
Новая концепция предусматривает развитие академической, вузовской и отраслевой науки в 2010-2020гг. Для их развития разработаны единые правила. Одна из самых больших проблем науки - техническая оснащенность. Когда заходишь в научные учреждения, чувствуешь себя в лучшем случае в 19-ом веке: здесь невозможно найти ничего, что напоминало бы 21-ый век, за исключением мобильных телефонов ученых. Концепция предусматривает модернизацию научного оборудования. Как бы ни сократилось число ученых, многие из наших кандидатов и докторов весьма далекие от науки люди. Но, как ни удивительно, в Армении действуют 130 научных учреждений, которые нужно финансировать и сохранить. Новая концепция предусматривает также оптимизацию науки: однотипные научные учреждения будут объединены и укрупнены, ненужные закроются. Таким образом удастся сэкономить финансы и конкретизировать проводимые работы.
Армянская наука оторвалась не только от жизни, но и от образования. Если в передовых странах наука развивается в авторитетных образовательных учреждениях, то у нас ученые, хоть и преподают в вузах, это преподавание ограничивается улучшением собственного благосостояния за счет взяток, а честные ученые просто преподают и мало кто из них собственными усилиями готовит себе замену. Так что говорить в нашей сегодняшней извращенной вузовской системе о развитии науки - более чем наивно. Государственный комитет по науке решил исправить и это. Что из этого выйдет - поживем-увидим,
С этой проблемой непосредственно связана другая - омоложение науки. Большинство наших ученых - находящиеся в «расцвете сил» старики, давно перешагнувшие 70-летний рубеж. Это у нас. Ну а в мире принято, что самый хороший возраст для ученого, когда он в состоянии действительно работать плодотворно. Это - 35-45 лет. Именно ученых этого возраста сегодня нужно искать у нас «днем с огнем». Это то поколение, которое после обретения независимости покинуло Армению, найдя за границей средства для развития своего таланта. Самвел Арутюнян чуть было не поклялся, что если мы сможем платить нашей молодежи $300-500 зарплаты, то они предпочтут остаться на родине, нежели оказаться в статусе «чужака», даже занимаясь научной работой. Помимо зарплаты, если смогут предоставить молодым льготные ипотечные кредиты для приобретения квартир, они опять же никуда не уедут. Утечка мозгов прекратится, если лучшие молодые ученые, имеющие международное признание (высокий индекс цитируемости, печатаются в авторитетных международных журналах), будут получать дополнительную зарплату. В Государственном комитете по науке также выяснили, что молодые не будут уезжать, если для них будут организованы летние школы.
Молодые умы нужно любой ценой удержать на родине, не отрывая их от связи с крупнейшими иностранными научными центрами. Ученый должен быть свободен, он может также преподавать в вузах других стран, поддерживать связь со специалистами сферы. Комитет сделал серьезные шаги также в плане укрепления международных связей. Подписаны договоры с Францией, Россией, Беларусью. На очереди стоят Германия и Бразилия. Благодаря этому у нас будут конкретные программы, армянские ученые будут вовлечены в работы, которые на один процент будет финансировать Армения, а остальное обеспечит сотрудничающая страна.
В случае осуществления всего вышеперечисленного, Самвел Арутюнян надеется, что мы сможем предстать перед миром с нашим научным брендом. В свое время у нас были астрономия, институты математических машин, сегодня пришло время выйти из длительной комы и удивить мир. А потенциал для этого, оказывается, не растерян: сегодня, как и прежде, в вузах много блестящей молодежи. Остается только правильно использовать ее.
Лусине Кесоян
Источник: Azatamtutyun |