Analitika.at.ua. Эти роли Ильхам Алиев распределил между министром иностранных дел и главой отдела внешних сношений своей администрации
Заведующий отделом по внешним связям администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов на днях заявил, что московские переговоры Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна не принесли результатов.
Бакинская пресса обращает внимание на тот факт, что это заявление полностью противоречит оценке, высказанной накануне министром иностранных дел Эльмаром Мамедъяровым. Чем объяснить принципиальную разницу в оценках? Разница в оценках, озвученных двумя влиятельными представителями алиевской администрации, действительно существенная, и не заметить ее невозможно. Всего за несколько дней до “пессимистичного” заявления Новруза Мамедова глава внешнеполитического ведомства, говоря о московских переговорах, сказал буквально следующее: “Я чувствую, что в вопросе карабахского урегулирования имеется прогресс. После встречи президентов в Москве появились определенные надежды”. В связи с этим бакинская газета “Зеркало” уместно замечает: “Создается впечатление, что в Баку правая рука не ведает, что творит левая”. Основания для такого впечатления возникают в последнее время весьма часто, так как чиновник, отвечающий в президентской администрации за внешние сношения, все чаще противопоставляет себя министру иностранных дел. Наиболее откровенно это выразилось после санкт-петербургской встречи президентов. Тогда Мамедов тоже говорил об отсутствии какого бы то ни было прогресса и осуждал Мэтью Брайзу, который говорил обратное. Заведующий отделом президентской администрации позволил себе утверждать, что переговоры, по сути, зашли в тупик и что, говоря о прогрессе, сопредседатели Минской группы попросту лгут. Он заявил, что Мэтью Брайза осознанно вводит Хиллари Клинтон и Барака Обаму в заблуждение. В результате между американским посредником и бакинским чиновником возникла полемика, едва не дошедшая до личных оскорблений. Избежать их вряд ли удалось бы, если бы оба соперника не были дипломатами. Следует заметить, что на этот раз в стремлении Новруза Мамедова выглядеть пессимистом заметна искусственность и фальшь. “До московской встречи в Санкт-Петербурге президент Армении сделал несколько обнадеживающих шагов. Потому на эту встречу все смотрели оптимистично. Но последние события еще раз показали, что в позиции армянской стороны имеется двуличие и притворство”, — заявил он. Согласитесь, весьма странно слышать из уст Мамедова подобные слова о встрече на брегах Невы, предшествовавшей переговорам в Москве. Ведь всего несколько недель назад он назвал петербургскую беседу президентов бесперспективной и тупиковой. Сейчас же он говорит о якобы замеченных им в Петербурге неких “обнадеживающих шагах”. Ну вот иди и верь после этого в искренность господина Мамедова. Теперь-то уж ясно, что высказывания этого одиозного деятеля на самом деле абсолютно не связаны с тем, что есть на самом деле. Он просто играет доверенную ему роль пессимиста и ястреба. Ну а ляпы случаются в результате несогласованных со сценаристом экспромтов.
Если Новруз Мамедов — пессимист и ястреб, то Эльмар Мамедъяров играет роль оптимиста и голубя. Сценарист таким образом хочет создать у зрителя иллюзию конфликта между партией мира и партией войны. Этот нехитрый драматургический прием весьма успешно используют многие начинающие политики и дипломаты. Вот только сценарий этой пьесы рассчитан на зрителя неискушенного и неприхотливого. Ведь искушенный зритель знает, что ни заведующий отделом администрации президента, ни министр иностранных дел не могут иметь собственного мнения, а тем более не вправе высказывать его публично. Они по определению обязаны высказывать только и только позицию и оценки главы государства. Нетрудно догадаться, зачем Ильхам Алиев решил создать видимость наличия в своем стане непримиримых противоречий. Таким образом он хочет показать посредникам, насколько трудно ему принять решение. Президент стремится продемонстрировать, что он испытывает сильное воздействия со стороны радикалов, мнение которых он не может не учитывать.
Прячась за спинами Мамедъярова и Мамедова, Ильхам Алиев надеется избежать ответственности. Но до каких пор он будет так юлить? Граждане Азербайджана уже могли убедиться в том, что и Мамедов, и Мамедъяров, уполномоченные президентом перечить друг другу, просто врали своему народу. До недавних пор они утверждали, что никаких Мадридских принципов не существует. Затем МИД Азербайджана все же признал существование принципов, но настаивал на том, что их нет в виде документа. Две недели назад документ был оглашен. Его содержание доказало, что переговоры ведутся совсем не в том русле, о котором говорили правители. Речь там идет об определении статуса Нагорного Карабаха посредством юридически обязательной процедуры волеизъявления его народа. Разве об этом говорили бакинские правители своим гражданам? Давно пора Ильхаму Алиеву отказаться от детских игр в доброго и злого полицейского и взять всю полноту ответственности на себя. Ведь соглашение о базовых принципах он все-таки вынужден будет подписывать лично. И тут видимость противоречий между Новрузом Мамедовым и Эльмаром Мамедъяровым ему ничем не поможет.
Артем ЕРКАНЯН
Источник: Новое время |