Analitika.at.ua. Одна из целей пропаганды Баку в рамках карабахского конфликта – исключение участия НКР в переговорах всеми возможными способами – периодически сталкивается с горькой для Азербайджана реальностью. После провозглашения независимости у НКР есть все возможности сесть за стол переговоров в качестве равноправного с Арменией и Азербайджаном государства. Кстати о подобном прецеденте будет говориться ниже.
Это констатировал и сопредседатель Минской группы ОБСЕ Метью Брайза, который в интервью азербайджанской службе радио «Свобода» сказал, что рано или поздно Степанакерт должен непосредственно участвовать в переговорах, выразив надежду, что это произойдет как можно раньше.
«Мы надеемся, что это решение будет принято, и в какой-то момент Карабах будет прямо участвовать в переговорах. Косвенно они и сейчас участвуют. Мы слышим их мнения. И, конечно, мы должны учитывать их мнение в ходе переговоров. В противном случае трудно сделать решение приемлемым для народа, на который оно будет иметь непосредственное воздействие», - отметил Метью Брайза.
Заявление Брайзы может привести к новому удару в общественно-политических кругах Азербайджана. Дело в том, что Азербайджан постоянно надрываясь кричит о том, что НК никогда не может стать субъектом права на самоопределение, и делает все, чтобы не было и намека на это. А заявление Брайзы еще раз подчеркивает, что Карабах способен самостоятельно принимать решения (и этому есть множество доказательств), более того, эти решения станут стержнем переговоров. Это заявление еще раз показывает, что Минская группа ОБСЕ уже признает НКР как субъект права на самоопределение, с центром в Степанакерте.
А Баку еще продолжает свою известную страусиную политику, которую ведет уже достаточно давно, с тех пор как силы самообороны Карабаха защищали своих жителей от азербайджанских нападений, и по сей день, когда у них (граждан Нагорного Карабаха) работают достаточно профессиональные и хорошо образованные должностные лица в государственном аппарате.
Стоит отметить тот факт, что НКР участвовал в переговорных процессах не только де-факто, но и де-юре. Речь идет в частности о «Железноводских переговорах» (21 сентября, 1991г.), которые были инициированы президентами России и Казахстана. Заявление является и ярким подтверждением того, что Баку добровольно сел за стол переговоров с представителями НКР. Этот факт говорит о том, что он фактически признал НКР как субъект права на самоопределение, который может быть полноценной стороной переговоров и подписывать те или иные документы. Естественно, события, последовавшие за этим в Азербайджане не удивительны, учитывая опыт и умение азербайджанцев наклеивать ярлыки. В рамках этой способности азербайджанские власти, в частности Муталибов, были охарактеризованы как «предатели».
Однако это только начало: следующий шаг – Бишкекский протокол, который был принят с непосредственным участием НКР (1994 год). В связи с этим документом ярлык «предателя» был навешан на Гейдара Алиева. То есть Баку еще в 1991 году фактически признал НКР, что должны знать в сегодняшних правящих кругах Азербайджана.
Что касается заявления М. Брайзы, то оно более чем естественно: сопредседатель не изобрел велосипед – он просто констатировал факт.
Фактически, пока Азербайджан выясняет с Туркменистаном вопрос принадлежности месторождений в Каспийском море (у Баку особая мания все считать своим), Минская группа ОБСЕ постепенно готовит Азербайджан к продолжению непосредственного участия НКР как в переговорном процессе, так и в принятии окончательного решения. А что скажет Баку устами «политолога номер один» - более чем предсказуемо и избито. По крайней мере эти мысли до сих пор не отличались особой содержательностью.
Источник: Aysor.am |