Analitika.at.ua. Вряд ли преувеличивает лидер движения «Миацум» Жирайр Сефилян, утверждая, что в АНК у него больше сторонников, чем у Левона Тер-Петросяна. Более того, после этого заявления ни один другой представитель АНК даже не попытался опровергнуть или что-либо противопоставить Сефиляну. А это и есть самое весомое доказательство правоты Сефиляна.
Сефилян - приверженец девиза «ни пяди земли врагу!», и вместе со своими сторонниками выступает с требованием к руководству страны придерживаться именно этого девиза в переговорах по урегулированию карабахского вопроса. Тер-Петросян же, наоборот, известен как сторонник достижения мира путем взаимных уступок. Сефилян примкнул к АНК не потому, что считал себя спасителем нации, или что он наиболее зрелый политический деятель Ближнего Востока, а просто, как говорится, иного пути для самоутверждения у него не было. Сефилян хотел предстать перед массами, хотел быть услышанным тысячами, а между тем на организованных им мероприятиях собиралось от силы человек 30. Как не раз он сам признавался, питая к Тер-Петросяну ненависть, он хотел просто использовать его. А Тер-Петросян хотел использовать его - Сефиляна, для вящей внушительности руководимого им движения. Исходя из этого, он терпел и продолжает терпеть присутствие в АНК таких типов, которых в обычное время он и на километр бы не подпустил к себе.
Теперь уже всем стало ясно, что они взаимно использовали и использовались, однако это не дало никаких видимых результатов, и настало время им помахать друг другу ручкой. Как уже отмечалось, в АНК противоречия углубились настолько, что эта организация вряд ли дотянет до следующего года в своем нынешнем виде. Активизировавшийся процесс переговорного процесса по карабахскому вопросу еще ярче высветил эти противоречия, а Жирайр Сефилян своими заявлениями просто вскрыл их.
В своем прошении об отставке Левон Тер-Петросян расколол политическую систему Армении на две части - партию мира и партию войны. Если подходить к АНК с этих позиций, то к какому крылу его отнести - мирному или воинствующему? Скорее - к агрессивному, поскольку в конгрессе большим влиянием пользуются такие силы и отдельные личности, которые (независимо от нынешнего места пребывания) были и остаются в партии войны, какой ее представляет себе Тер-Петросян. Кроме Сефиляна и руководимого им «Миацума», ярким представителем этого крыла является «Республика». Напомним, что эту партию создали наиболее верные идеалам Вазгена Саркисяна представители РПА, назначив лидером партии брата Вазгена Саркисяна - Арама.
Одним из столпов этой партии является Смбат Айвазян - руководитель бывшей депутатской группы «Еркрапа», совершившей в 1998г. переворот. Айвазян лично направлял и руководил крысиными бегами, оказывая давление на верных Тер-Петросяну депутатов фракции «Республика». В составе АНК находится и Гнчакская СДП, которая против Тер-Петросяна не только идейно. Хотя эта партия верно служила режиму Тер-Петросяна и не выступила против него, даже когда он заявил о своей готовности пойти на уступки, не пошел против него, но это произошло в сугубо личностной плоскости - ведь председатель ГСДП Егия Наджарян предан Тер-Петросяну как собака - та собака, которая не позволяет себе обсуждать правомерность действий своего хозяина.
А теперь одним из столпов этой партии стал экс-министр обороны, министр координации инфраструктур Ваан Ширханян - член центрального правления ГДСП. Известно, что именно он в 1997-1998гг. упорно уговаривал министра обороны Вазгена Саркисяна выступить против Тер-Петросяна. Он был одним из духовных отцов переворота в 1998г., и этот переворот он использовал для расширения сферы своего влияния во властной структуре. В АНК большое влияние имеют бывшие и нынешние «Еркрапа», в том числе и депутаты НС Акоп Акопян (Леди), Мясник Малхасян, Сасун Микаелян. Эти тоже являются яркими представителями партии войны и выступили против власти Тер-Петросяна, грудью встав на защиту лозунга «ни пяди врагу!».
Мы не говорим о более мелких и незначительных силах, как, например, подпольный деятель Микаел Айрапетян, даже в подполье державший власти в страхе и ужасе и только недавно вышедший оттуда. Финансируемый Вазгеном Саркисяном, этот редактор газеты «Еркрапа» был занят исключительно обожествлением своих протеже. Сегодня его партия, представленная одним-единственным членом, входит в состав АНК.
Рьяным критиком пораженческой политики Левона Тер-Петросяна был и другой представитель ближайшего окружения Вазгена Саркисяна - бывший военный прокурор, ныне известный правозащитник Гагик Джангирян.
То есть, если исключить из АНК всех тех, кто так или иначе был связан с партией войны, в 1998г. выступал против пораженчества Тер-Петросяна и поддерживал наступательную политику Вазгена Саркисяна, то в АНК рядом с Левоном Тер-Петросяном останется один Левочка Зурабян.
Так что, когда Сефилян говорит, что у него сторонников больше, чем у Тер-Петросяна, то он вовсе не лукавит. Иной вопрос, что как в 1998г., так и сейчас все эти партии и деятели плевать хотели на Карабах, они использовали его только для усиления своей личной власти и влияния во властной структуре, чтобы урвать кусок пожирнее из общей кормушки. В 1998г. они использовали Карабах, чтобы избавиться от Тер-Петросяна и его политической команды, заняв их места в политической жизни. А теперь возможно, что те же самые силы используют Карабах, чтобы вновь избавиться от Тер-Петросяна - на этот раз не как от президента, а как от лидера оппозиции. Они уже успели смекнуть, что Тер-Петросяна невозможно использовать для того, чтобы вернуться к власти. Да и сам Тер-Петросян, кажется, не возражает против такого сценария.
Погос Погосян
Источник: Azatamtutyun |