Analitika.at.ua. Интервью с заведующим кафедрой иранистики ЕГУ, профессором Гарником Асатряном
- Г-н Асатрян, в связи с последними президентскими выборами в Иране многие зарубежные и местные СМИ писали о принадлежности двух оппозиционных кандидатов к национальным меньшинствам Ирана. СМИ Азербайджанской Республики уделяли особое внимание кандидату-"азербайджанцу". Мог ли приход к власти представителей национальных меньшинств отразиться на внутренней и внешней политике Ирана?
- Многие СМИ действительно сообщали, что один из оппозиционных кандидатов – Мир Хуссейн Мусави – якобы принадлежит к "азербайджанскому меньшинству", а другой – Мехди Карруби – к курдскому. Вообще вопрос "нацменьшинств" Ирана много муссировался в последнее время. Прежде всего отмечу, что Карруби не является курдом, он происходит из лурской среды, а Мусави – не азербайджанец в том понимании, которое вкладывалось в эту информацию российскими и азербайджанскими СМИ. Хотелось бы дать необходимые разъяснения в связи с распространенным неадекватным представлением о нацменьшинствах. Национальное меньшинство – это группа, проживающая или оказавшаяся в силу разных причин на территории, юридически, исторически или традиционно закрепленной за численно преобладающим этническим образованием, называемым титульной нацией. Трудно найти страну с моноэтническим населением, но численно уступающих титульной нации представителей других этносов не всегда следует относить к национальным меньшинствам. Так, Индию принято считать моноэтническим государством, и это так. Но в этой стране кроме этносов, говорящих на индоарийских языках, прежде всего на хинди, проживают и миллионы людей, говорящих на других языках. Но это – не нацменьшинства. Все народы Индии являются государствообразующими при доминантном положении носителей языка хинди. Однако языком межэтнического общения является не хинди, а английский. Каждая из этнических составляющих населения Индии насчитывает минимум несколько десятков миллионов человек, имеющих свою древнюю культуру, письменность, богатую светскую и религиозную литературу. Но в данном случае можно говорить не о нацменьшинствах, а об этнических ингредиентах единой нации. Иное положение в Пакистане, где действительно есть национальные меньшинства – афганцы, белуджи и др. Классический пример нацменьшинств – наводнившие Европу турки, арабы, курды, выходцы с постсоветского пространства. Армения – редкий пример почти моноэтнического государства с мизерным процентом национальных меньшинств, при этом наряду с армянами езиды, ассирийцы и греки составляют основное ядро нашей нации.
А что касается Ирана, то этнодемографическая ситуация в этой стране уникальна. В течение 3 тыс. лет, даже при массовом нашествии тюркско-монгольского элемента, антропологический состав Ирана практически не менялся. Преобладающим антропологическим типом иранцев, как и прежде, остается средиземноморский с варьированием ираноидного, арменоидного и кавказского подтипов. Выраженный монголоидный тип отмечается только у туркменов, населяющих провинцию Голестан. Незначительные монголоидные элементы прослеживаются у кашкайских племен в провинции Фарс. До арабского завоевания в VIIв. большинство населения Ирана составляли персы, парфяне и среднемидийцы. Все они – исконно иранские народы, сформировавшиеся в результате смешения автохтонов Иранского плато с пришедшими на эту территорию ариями. В то время ни курды, ни белуджи еще не сформировались в отдельные этнические группы, а предки азарийцев – ныне тюркоязычного населения северо-западных иранских провинций - говорили тогда на среднемидийских диалектах. Важно также отметить, что Иран никогда не занимал территорию, исконно не принадлежащую иранским народам. Более того, древнеиранский мир был гораздо обширнее территории нынешнего иранского государства и включал в себя значительную часть Центральной Азии и часть Закавказья. А нынешняя территория Ирана является логическим результатом политической истории этой страны. Этническое разнообразие Ирана иллюзорно. По сути мы имеем дело с языковым, а не этническим разнообразием. В Иране язык никогда не был признаком этнической принадлежности. Это – этническая масса диффузного типа. Поэтому ни одна из локальных языковых разновидностей иранцев не может претендовать на территорию своего обитания как на собственность. Во всех случаях приход к власти представителя любой из этнических групп не изменил бы политику Ирана, т.к. почти все население этой страны составляют иранцы, которые имеют единые национальные интересы и политические ориентиры.
- То есть в Иране практически нет национальных меньшинств?
- Нет. В Иране есть национальные меньшинства. К ним принадлежат арабы, мандеи, армяне, туркмены, евреи и брахуи.
- А какой процент составляют собственно персы?
Вы не поверите, но "персов" как таковых в Иране нет. Этот этноним не имеет хождения в стране. На вопрос об этнической принадлежности ни один гражданин Ирана, даже тот, который в быту говорит на персидском, не ответит, что он "перс" ("фарс"). Только "иранец". Либо, обозначая местожительство: "каши", "эсфехани", "азари" и т.д.
Традиционно считается, что все говорящие на персидском – персы. Но это – взгляд извне. На самом деле и азарийцы, и курды – в некотором роде персы. Но каждая из этих групп имеет свой диалект и местную культуру, что ни в коей мере не мешает им считать себя представителями единой нации – "ирани".
- То есть азерийцы тоже не являются национальным меньшинством?
- И это один из иранских народов, который в силу определенных исторических причин использует в быту тюркский диалект. Распространение тюркских диалектов в Иране началось в XII-XIIIвв. В XIIв. великий итальянский путешественник Марко Поло побывал в Тебризе – центре Атурпатакана и подробно описал этническую и языковую ситуацию этого региона. В своих записях он даже отметил 3 вероисповедания армян. Но никаких упоминаний о тюркской речи он не оставил. А если обобщить данные и многих других путешественников, то получается, что тюркская речь стала распространяться в Атурпатакане не раньше XVв. Кстати, тюркские диалекты распространены не только в Атурпатакане, но и в провинциях Фарс, Испахан, Хоросан и др. Но эти диалекты всегда используются в сочетании с персидским как основным языком. А используемое в Иране название "торк", т.е. турок, касается только части населения, владеющего тюркскими диалектами. Точно так же обозначения "мазандаранец", "гилак", "каши" и др. касаются только носителей других диалектов.
А вот понятие "азербайджанец" в Иране вообще отсутствует. Население Атурпатакана называется "азери". Азерийцы живут компактно или смешанно во всех провинциях Ирана. Они составляют значительную часть управленческого аппарата, занимают высокие должности в армии и правительстве. Весь тегеранский базар и торговые структуры других больших городов находятся в руках азерийцев. Хочу подчеркнуть: к населению Азербайджанской Республики азерийцы никакого отношения не имеют. Это не тюрки, а один из исконно иранских народов. Это подтверждается также и тем, что паниранизм как антипод пантюркизма, а также буквально все идейные течения 2 последних столетий в Иране формировались именно в азерийской среде, в Атурпатакане, Тебризе. И сегодня большинство ираноцентристов происходят именно из этого региона, поэтому говорить о тяготении азерийцев к тюркскому миру неуместно.
- Тем не менее азербайджанские СМИ часто муссируют вопрос присоединения Атурпатакана к Азербайджану. Вы считаете, что нет никаких сепаратистских угроз?
- При умелой работе можно создать народ на пустом месте. И само население Азербайджанской Республики является примером такого народотворчества. До вхождения в состав Российской империи регионы Ширван и Аран – то есть территория нынешней Азербайджанской Республики - находились под сильным культурным и языковым влиянием иранского мира, а термины "Азербайджан" и "азербайджанец" до 1918 г. никогда не использовались для обозначения этой территории и ее населения. Название "Азербайджан", объединившее территорию Ширвана и Арана, было искусственно привнесено только в 1918 г. в период мусаватистской республики,
- С какой целью это было сделано?
- Миф об этнической идентичности азерийцев и населения Ширвана и Арана был создан с прицелом на присоединение в будущем Атурпатакана к Азербайджанской Республике. Поэтому Ширван и Аран были объединены именно под названием "Азербайджан". Тогда и начался процесс османизации сознания населения областей, еще недавно находившихся под сильным иранским влиянием. А османизация мышления части народов Северного Кавказа началась еще раньше – в XIX в. и продолжалась в течение всего советского периода. Почему советская власть всячески поддерживала процесс османизации на Северном Кавказе и в части Закавказья – непонятно. Стоило ли России вести кровопролитные войны с Персией, большими усилиями удерживать Кавказ, чтобы потом создавать там очаги напряжения, сепаратистские и антироссийские настроения? При применении определенных технологий и соответствующей работе СМИ угроза сепаратизации Атурпатакана может возникнуть, тем более что спецслужбы Турции, США и Азербайджана, а также СМИ этих стран активно действуют в этом направлении. Западные державы, Турция и Азербайджан очень заинтересованы в сепаратизации Ирана. Подобный пример в истории уже был. В 1946 г. около Тебриза был создан анклав – демократическая республика, которая продержалась недолго, так как это искусственное образование было организовано бериевским прихвостнем Мирджафаром Багировым. А сегодня определенные силы, которые я уже назвал, снова последовательно действуют в направлении сепаратизации Ирана, используя не только так называемый азербайджанский фактор, но и курдский и др. Об этой опасности в первую очередь следует помнить самим иранцам. А мы, как соседи Ирана, кровно заинтересованы в сохранении целостности этого государства. Хочу подчеркнуть еще раз, что политическая история Ирана насчитывает три тысячелетия. И это не то государство, где смена лидера или даже всего режима может резко изменить политические ориентиры. Иначе это государство не просуществовало бы так долго. Я уверен, что при любых изменениях власти Ирана будут стремиться обеспечивать целостность этой страны. От этого зависит безопасность нашего региона.
- А все-таки чем объяснить, что население Азербайджанской Республики постоянно ищет свои истоки то среди иранских народов, то у тюрок, то в древней Албании?
- В том, что население Азербайджанской Республики никак не может определиться со своей идентичностью, следует винить не только нынешнее политическое руководство этой страны. Это вина и тех, кто искусственно создавал этот народ, и его идеологических лидеров, в том числе печальной памяти академика Буниятова. Но вполне объяснимое состояние нервозности, в котором пребывает интеллигенция Азербайджанской Республики, вряд ли может способствовать разумным решениям. Что касается конкретно надежд, связанных с сепаратизацией Ирана, то я уверен, что огромный опыт государственности, накопленный народом Ирана, поможет сохранить целостность этого государства даже при активном вмешательстве его недругов.
Источник: Голос Армении |