Analitika.at.ua. Наряду с Украиной и Россией, Польша была одной из тех не столь уж многочисленных стран, на территории которых армяне обрели приют и образовали свою диаспору еще в средневековую эпоху, покинув Армению после утраты ею политической и государственной независимости.
В Польшу армяне переселялись в течение нескольких столетий, «накатывая» в эту гостеприимную и дружелюбную страну многократными «потоками» и «волнами», закрепляясь в полюбившихся благодатных краях и образовывая компактные армянские поселения. Большие и сильные армянские колонии образовались, в частности, в городах юго-восточной Польши Каменец-Подольский и Львов. В это же приблизительно время армяне обосновываются в других польских городах – в Луцке и Владимире, в Познани, Кракове, Люблине. Здесь для приезжих трудолюбивых и талантливых переселенцев были созданы благоприятные условия: армяне получили право самоуправления и ряд других льгот и привилегий.
Армяне принесли с собой в Польшу свою культуру, традиции и обычаи; они привезли с собой тысячи уникальных и бесценных рукописных книг, содержащих художественные иллюстрации и цветные миниатюры, выполненные замечательными армянскими художниками средневековья. Уже в XVI столетии во многих городах Польши функционировали армянские школы, в которых наряду с армянским, латинским и польским языками велось углубленное обучение естественным наукам, географии, арифметике, риторике и другим предметам.
Непереоценимую роль в жизни армянских общин Польши, а также в сохранении и развитии армянской культуры играли церкви. Только во Львове в XIII – XV веках были построены большой армянский собор, сохранившийся до наших дней, и три армянские церкви. Все они были построены армянскими зодчими и мастерами-каменщиками и были выдержаны в духе армянской национальной архитектуры и зодчества.
Армяне внесли заметный вклад в развитие польской науки и культуры. Армянская диаспора Польши дала миру большое число замечательных врачей, физиков, химиков, математиков, философов, музыкантов, скульпторов, литераторов, живописцев. Одним из таких выдающихся деятелей польской культуры был Теодор Аксентович, великий художник армянского происхождения, 150-летнему юбилею которого были посвящены торжественные мероприятия, состоявшиеся недавно в Кракове, родном городе живописца. Юбилейные мероприятия инициировало и организовало посольство Армении в Польше при непосредственном участии Малопольского воеводства, мэрии Кракова и армянской общины страны. От имени всех перечисленных организаций 13 мая, в день рождения художника, на Раковецком кладбище Кракова были возложены венки к его могиле, а вечером того же дня в костеле Святого Миколы была отслужена литургия в память о гениальном художнике.
Теодор Аксентович родился 13 мая 1959 года в венгерском городе Браши, в семье, имевшей армянское происхождение, из рода Тер-Аксент. С раннего юношеского возраста в нем пробуждается непреодолимое влечение к живописи и несомненное дарование художника. Убедившись, что Теодор сделал окончательный выбор своей специальности и жизненного пути, семья посылает его в Мюнхен, где в 1879-1882 гг. юноша получает специальное художественное образование, успешно закончив Академию изящных искусств. Из Мюнхена молодой художник переезжает в Париж, где продолжает свое образование, еще три года проучившись в художественных школах и совершенствуя мастерство у известных мастеров живописи.
Во время своего пребывания в Париже Теодор Аксентович активно сотрудничает с различными журналами и выполняет на заказ копии лучших работ Тициана и Ботичелли. Он считался одним из лучших копировщиков своего времени. К счастью, художник не стал ограничивать себя этим не очень трудным и при этом довольно доходным ремеслом, поскольку он был уверен, что способен на самостоятельное творчество, которое уже тогда было для него главным и единственно возможным способом самовыражения. Он также время от времени посещает Лондон и Рим. Именно в этих крупнейших центрах мировой культуры он пишет свои первые женские портреты. Портреты, ставшие бессмертными и принесшие бессмертие их автору.
Со своей будущей женой, красавицей Изой Генриеттой Гилгудой, происходившей из известной театральной династии, художник познакомился в английском городе Челси. Там же родился его сын, которого он назвал Филиппом.
Начиная с 1894 года, Теодор Аксентович сблизился с выдающими польскими художниками Войцехом Коссаком и Яном Стайки, и три больших мастера вместе работают над одной из крупнейших панорамных картин в истории польского искусства – фундаментальной «Ранчлавской панорамой».
А еще через год Т.Аксентович переезжает в Краков и обосновывается в этом уютном польском городе, с которым он связывает всю свою дальнейшую жизнь. В Кракове он начинает свою профессиональную деятельность с преподавания в местной Академии художеств, где ему сразу же предоставляют ставку профессора живописи. Он разворачивает активную общественную и организационную деятельность, принимая деятельное участие во всех культурных мероприятиях и широко пропагандируя достижения польского прикладного искусства.
Теодор Аксентович проявил себя также выдающимся организатором общественной и культурной жизни своего города. Так, в 1897 году он основал женскую консерваторию, стал одним из инициаторов и учредителей художественного общества «Штука», вокруг которого сплотились многие передовые польские живописцы, такие как Йозеф Челмонский, Юлиан Фалат, Яцек Мальчевский, Йозеф Мехоффер, Ян Станиславский, Влодзимер Тетмайер, Леон Высцольковский, Станислав Выспянский и другие.
В 1910 году Теодор Аксентович вполне заслуженно возглавил Академию художеств Кракова. Бессменным ректором Академии он оставался до самой своей кончины 26 августа 1938 года.
Живописные работы Теодора Аксентовича снискали ему всемирную славу еще при жизни. По единодушному убеждению специалистов и критиков, он особенно ярко проявил себя как художник-портретист и автор полотен, изображающих бытовые жанровые сцены из жизни гуцулов в Карпатах. В творчестве польского живописца также много картин на армянскую тематику, изображающие армянскую действительность и отличающиеся «армянским взглядом» на жизнь. Теодор Аксентович организовал свои персональные выставки во многих городах, как в Польше, так и в других странах мира. Наиболее крупными, заметными были экспозиции его картин в Берлине (в 1896 и 1913 гг.), в Сент-Луисе (в 1904 г.), Мюнхене (в 1905 и 1935 гг.), Лондоне (в 1906 г.), Вене (в 1908 г.), Риме (в 1911 г.), Венеции (в 1914 и 1926 гг.), Париже (в 1921 г.), в Чикаго (в 1927 г.), в Праге (в 1927 г.). Сегодня многочисленные картины Аксентовича экспонируются в самых крупных и известных картинных галереях, музеях и частных коллекциях мира.
Благодарный польский народ и сегодня чтит и высоко ценит своего великого национального художника. Не случайно одна из центральных улиц Кракова названа именем Теодора Аксентовича.
В заключение нам остается только посетовать, что в Армении великого художника знают недостаточно хорошо. Видимо, это во многом объясняется тем, что нашему замечательному соотечественнику так и не довелось осуществить мечту всей своей сознательной жизни и побывать на своей исторической родине, на земле своих предков. Но с нами остаются его прекрасные, удивительно красочные живописные работы, портреты, жанровые и тематические картины.
Гурген Карапетян
Источник: Армяне сегодня |