Analitika.at.ua. Территория провозглашенной 2 сентября 1991 года
Нагорно-Карабахской Республики ко времени подавления огневых точек в Ходжалу
уже свыше двух лет находилась в осаде. Для спасения голодающего населения
республики, получения возможности завозить извне продовольственные товары и
оказания населению элементарной медицинской помощи необходимо было
разблокировать единственный в НКР аэропорт, находящийся в районе
азербайджанонаселенной деревни Ходжалу.
Тогда президент Азербайджана Аяз Муталибов прекрасно понимал жизненную важность
ходжалинского аэропорта для населения НКР. Именно поэтому он распорядился
разрушить взлетно-посадочную полосу и аэродромное оборудование, хотя приказ так
и остался невыполненным.
Необходимость штурма Ходжалу диктовалась еще и накопленным там
оружием именно наступательного действия. Руководство НКР обязано было пресечь
готовящуюся операцию вооруженных сил Азербайджана по штурму армянского
районного центра Аскеран и, наверняка, Степанакерта.
К моменту штурма Ходжалу в распоряжении азербайджанских сил
поселка находились две боевые ракетные установки реактивного залпового огня
БМ-21 "Град”, четыре модифицированные установки реактивных ракет
"Алазань”, одна стомиллиметрового калибра пушка и три единицы
бронетехники. Вся эта техника была расположена в жилых кварталах Ходжалу,
откуда и велся разрушительный обстрел армянских населенных пунктов.
Для азербайджанских властей и военная операция армянских
подразделений по подавлению огневых точек в Ходжалу не стала неожиданностью. Об
этом азербайджанская сторона была уведомлена по телевидению еще за два месяца
до штурма. В московской газете «Известия» об этом писал и азербайджанский автор
Ариф Юнусов. До штурма по радиосвязи азербайджанским силам было предложено
вывести из поселка мирное население. Это же предложение было сделано
азербайджанским властям в Баку. Фактически о том, что на Ходжалу готовится
нападение, все заинтересованные институции и организации были оповещены загодя,
что подтверждается данными азербайджанских СМИ.
В результате этих предупреждений большая часть мирного
населения Ходжалу, осведомленная о готовящемся штурме, заблаговременно
перебралась в безопасное место. Массовый исход населения из Ходжалу
неоднократно визуально фиксировался военной разведкой НКР, а также широко
освещался по азербайджанскому радио и телевидению. При этом азербайджанская
пресса целенаправленно формировала отрицательное отношение к покидающим деревню
жителям Ходжалу и постоянно клеймила их позором. Покидали превращенный в город
Ходжалу в первую очередь именно насильно переселенные люди, хотя им постоянно
чинились препятствия. Больше того, уже предупрежденная армянской стороной
городская администрация Ходжалу просила о помощи в эвакуации населения, но
тщетно. Так, мэр Ходжалу в интервью московской газете «Мегаполис - экспресс»
отметил, что "после получения известия о готовящей операции по взятию
города, я попросил Агдам отправить вертолеты для эвакуации стариков, женщин и
детей. Нас уверяли, что готовится операция по разблокированию. Нo помощь так и
не оказали.”
Итак, армянская сторона предупреждала о грядущем
наступлении, однако ничего, чтобы вывести из города мирных жителей,
азербайджанской стороной сделано не было. Не было попыток вывезти население
вертолетами, хотя армяне и предоставляли такую возможность.
К началу штурма часть гражданского населения Ходжалу
покинула поселок, и к концу февраля 1992 г. по разным источникам здесь
оставались от 1000 до 2500 человек, в основном мирные жители и солдаты
азербайджанских вооруженных формирований. 15 февраля армянская сторона
предъявила ультиматум отставить Ходжалу с белым флагом.
В начале штурма в 23:00 армянские силы самообороны НКР
открыли прицельный артиллерийский огонь по военным объектам и позициям
азербайджанских сил, расположенным в центральной части населенного пункта.
Удачные выстрелы посеяли панику в стане азербайджанцев, которые так и не
оказали серьезного сопротивления. Не было в Ходжалу и упорных уличных боев, и к
4 часам утра 26-го февраля были подавлены последние очаги сопротивления.
Наблюдатели правозащитного центра "Мемориал” при обследовании разрушений в
Ходжалу подтвердили факт артобстрела, а не упорных уличных боев, в результате
которых могло быть множество жертв. Надо отметить, что согласно приказу N 1,
регламентирующему поведение членов армянских вооруженных сил самообороны НКР,
строго запрещалось какое-либо насилие над мирным населением противоположной
стороны.
Соответственно, полностью опровергаются утверждения
азербайджанской стороны о якобы массовом истреблении мирных азербайджанских
жителей в Ходжалу. Более того, радиоперехваты азербайджанских военных в Агдаме,
позднее опубликованные в азербайджанских же СМИ, также говорят об этом. В одном
из них говорится: "Женщин и детей не убивайте. Собирайте их в центре”. Все
оставшиеся в Ходжалу мирные жители были перевезены в Степанакерт, а через пару
дней, согласно их воле, без предъявления каких-либо условий переданы
азербайджанской стороне. Факт добровольной передачи Азербайджану жителей
Ходжалу, после тщательного расследования, был подтвержден в заключении
Московского правозащитного центра общества "Мемориал”, а также
засвидетельствован в документальном фильме петербургской журналистки Светланы
Кульчицкой.
Часть населения сразу после начала штурма стала покидать
Ходжалу в направлении Агдама. Практически во всех группах беженцев находились
вооруженные люди из гарнизона города. Люди уходили по двум направлениям:
- с восточной окраины города на северо-восток вдоль русла
реки Каркар, оставляя Аскеран слева. Этот коридор был оставлен армянской стороной
для безопасного исхода населения. Ширина этого коридора составляла от 100 до
300 метров;
- с северной окраины города на северо-восток, оставляя
Аскеран справа. Этим маршрутом воспользовались лишь немногие.
Так называемые "коридоры”, естественно, не были
ограничены определенным количеством метров, как это, возможно, может
представляться. Это были направления, откуда армяне не наступали и куда не
стреляли, давая возможность людям выйти из зоны боевых действий. Ширина этих
направлений на самом деле достигала километра и более.
Армянские подразделения сделали все возможное, дабы избежать
ненужных жертв из числа гражданского населения Ходжалу. О существовании
коридора знал и мэр Ходжалу Эльман Мамедов: «Мы знали, что этот коридор
предназначен для выхода мирного населения…».
Согласно докладу "Мемориала”, примерно 200-300 человек
остались в Ходжалу, спрятавшись в подвалах домов. После штурма их перевезли в
Степанакерт и обеспечили продовольствием и медикаментами. Армянская сторона
заявила, что готова отпустить их в обмен на своих заложников.
О существовании гуманитарного коридора азербайджанцы были
извещены армянской стороной и громкоговорителями, однако не исключено, что
большая часть населения Ходжалу могла не услышать эти сообщения. Действительно,
вполне возможно, что не все жители Ходжалу услышали предупреждение, однако
двинувшиеся в безопасном направлении массы людей могли повести за собой и
остальных.
После штурма в Ходжалу были найдены и освобождены 13
заложников армянской национальности, в том числе 1 ребенок и 6 женщин.
По окончании операции отряды Нагорно-Карабахской
Республиканской спасательной службы «Арцах» в Ходжалу и его окрестностях нашли
трупы 11 гражданских лиц, в том числе одного ребенка и четырех женщин. Это,
естественно, без учета членов вооруженных отрядов, одетых в военную форму.
Число их, кстати, также было невелико.
Таким образом, развенчиваются все слухи и обвинения об
имевших место массовых убийствах в Ходжалу гражданского населения. С другой
стороны, факт гибели множества жителей Ходжалу не вызывает сомнений. Каким же
образом были убиты сотни людей и где именно? В ответе на этот вопрос
заключаются правда и вымысел о февральских событиях 1992 года. (Источник: Левон
Мелик-Шахназарян, Гайк Демоян "Ходжалинское дело: Особая папка”.) PanARMENIAN.Net
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.