Analitika.at.ua. Президент РА Серж Саргсян в интервью телеканалу Euronews
заявил: "Почему международное сообщество приветствовало распад СССР?
Почему оно не заявило, что Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан
- составные части СССР? А вот в случае с Карабахом почему-то международное
сообщество настаивает на том, что он - составная часть Азербайджана. Вам не
кажется это нелогичным?"
Ровно 20 лет назад Верховный Совет СССР принял закон,
значимость которого недооценивать просто невозможно. Именно он определил
правовую платформу распада Советского Союза и направил хаотические движения в
более организованное и, что особенно важно, юридическое русло. Принятый 3
апреля 1990 года Закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР" стал правовой базой политического размежевания
и становления новых государств.
Конечно, центробежные силы заявили о себе еще до принятия
этого закона. Еще в августе 1989 года Народные фронты Прибалтийских республик
провели совместную акцию под названием "Балтийский путь", а уже в
ноябре Верховный Совет Эстонской ССР аннулировал декларацию от 22 июля 1940
года о вхождении ЭССР в СССР. Тогда же центробежные силы наводнили Украину,
Молдавию, Кавказ и ряд российских автономий.
Все это происходило на фоне общего краха социалистической
системы. Один за другим рушились монопольные устои коммунистических партий в
восточноевропейских странах, и в соответствии с хронологическим отрезком
ведения борьбы "за демократию" этот процесс позднее был подогнан под
известную ныне формулу: "Польша -10 лет, Венгрия - 10 месяцев, Восточная
Германия - 10 недель, Чехословакия - 10 дней", "Румыния - 10
часов".
И тем не менее значение принятого 20 лет назад закона очень
велико. Ведь несмотря на наличие мощных политических движений на территории
Советского Союза, провозглашенные ими цели и требования считались
антиконституционными, сами лидеры движений преследовались и привлекались к
арестам. И только новый закон от 3 апреля стал адекватной оценкой сложившейся
ситуации и даже регламентировал порядок выхода республик из состава
разваливающегося Союза. Именно после принятия апрельского закона союзные республики
не только получили возможность свободно и на законных основаниях провозглашать
свою независимость, но и получить официальное признание со стороны кремлевского
руководства (до того любая попытка смены власти пресекалась вводом советских
войск в столицы республик, что, как правило, сопровождалось штурмами зданий,
стрельбой, жертвами).
В этой связи отметим, что в мае 1990 года (через месяц после
принятия закона) Верховный Совет ЭССР принимает решение о переименовании
Эстонской Советской Социалистической Республики в Эстонскую Республику и позже
заявляет о своей независимости; 4 мая независимость провозглашает Верховный
Совет Латвии; 12 июня государственный суверенитет провозглашает Россия; 23 июня
– Молдавия; 16 июля – Украина, 23 августа – Армения и т. д.
Все эти примеры демонстрируют значение принятого 20 лет
назад Закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной
республики из СССР". В частности, статья 2 закона гласила: "Решение о
выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов
союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о
проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по
собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью
граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право
голоса согласно законодательству Союза ССР". Именно на основе указанного
положения и состоялся организованный распад советской державы: если борьба
народов за независимость являлась до того движением фактическим, то закон
придал ей необходимое юридическое содержание - были проведены референдумы в
разных республиках, которые по сути стали ратификацией принятых ранее
деклараций.
Следует между тем отметить, что этот важнейший закон
предусматривал и выход автономных образований из состава союзных республик. В
аспекте неразрешенности карабахского вопроса особое внимание обращает на себя
статья 3 закона, разработка которой, несомненно, была продиктована и борьбой
армянского народа НКАО за выход из состава Азербайджана. Она гласила: "В
союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные
области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой
автономии. За народами автономных республик и автономных образований
сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР
или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем
государственно-правовом статусе...".
Важно подчеркнуть что сам закон был принят после
последовательных, но тщетных усилий Центра по сворачиванию Карабахского
движения, и в частности после печально известного рассмотрения вопроса на
заседании Президиума ВС СССР 18 июля 1988 года. Более того, он вступил в силу
уже после введения в НКАО особой формы управления, по которой область
фактически выходила из подчинения Азербайджану. Таким образом, принятый 3
апреля 1990 года закон практически констатировал тщетность предшествующих
усилий Центра и явился итоговым актом, допускающим юридический выход НКАО из
состава Азербайджанской ССР.
Обращает на себя внимание и тот факт, что Азербайджанская
ССР, провозгласившая независимость на основе именно закона от 3 апреля, не
имела права в одностороннем порядке распространять свое политическое влияние на
территорию Нагорного Карабаха. В частности, статья 6 закона констатировала:
"В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики,
автономные области, автономные округа или места компактного проживания
национальных групп, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной
республики совместно с Верховным Советом автономной республики и
соответствующими Советами народных депутатов". Таким образом, Азербайджан
был неправомочен провозглашать независимость на территории одноименной
советской республики.
О том, что армянский народ Нагорного Карабаха юридически
безукоризненно выполнил все мероприятия, связанные с выходом области из состава
Азербайджанской ССР, писалось неоднократно. Однако не следует забывать, что
правовой основой практически всех национальных движений явился именно закон от
3 апреля 1990 года, по которому союзные республики получили независимость. И
если международное сообщество не ставит под сомнение политико-юридическую
мотивацию суверенитета каждой из 15 бывших республик, то оно не имеет права
сомневаться в обоснованности права на существование НКР.
Но об этом в первую очередь обязаны каждый раз заявлять
представляющие армянскую государственность органы. Заявлять постоянно и
неустанно.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.