Понедельник, 25.10.2021, 10:46
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Апрель » 2 » 20 лет спустя
20 лет спустя
12:12

Analitika.at.ua. Президент РА Серж Саргсян в интервью телеканалу Euronews заявил: "Почему международное сообщество приветствовало распад СССР? Почему оно не заявило, что Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Узбекистан - составные части СССР? А вот в случае с Карабахом почему-то международное сообщество настаивает на том, что он - составная часть Азербайджана. Вам не кажется это нелогичным?"

 

Ровно 20 лет назад Верховный Совет СССР принял закон, значимость которого недооценивать просто невозможно. Именно он определил правовую платформу распада Советского Союза и направил хаотические движения в более организованное и, что особенно важно, юридическое русло. Принятый 3 апреля 1990 года Закон "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" стал правовой базой политического размежевания и становления новых государств.

 

Конечно, центробежные силы заявили о себе еще до принятия этого закона. Еще в августе 1989 года Народные фронты Прибалтийских республик провели совместную акцию под названием "Балтийский путь", а уже в ноябре Верховный Совет Эстонской ССР аннулировал декларацию от 22 июля 1940 года о вхождении ЭССР в СССР. Тогда же центробежные силы наводнили Украину, Молдавию, Кавказ и ряд российских автономий.

 

Все это происходило на фоне общего краха социалистической системы. Один за другим рушились монопольные устои коммунистических партий в восточноевропейских странах, и в соответствии с хронологическим отрезком ведения борьбы "за демократию" этот процесс позднее был подогнан под известную ныне формулу: "Польша -10 лет, Венгрия - 10 месяцев, Восточная Германия - 10 недель, Чехословакия - 10 дней", "Румыния - 10 часов".

 

И тем не менее значение принятого 20 лет назад закона очень велико. Ведь несмотря на наличие мощных политических движений на территории Советского Союза, провозглашенные ими цели и требования считались антиконституционными, сами лидеры движений преследовались и привлекались к арестам. И только новый закон от 3 апреля стал адекватной оценкой сложившейся ситуации и даже регламентировал порядок выхода республик из состава разваливающегося Союза. Именно после принятия апрельского закона союзные республики не только получили возможность свободно и на законных основаниях провозглашать свою независимость, но и получить официальное признание со стороны кремлевского руководства (до того любая попытка смены власти пресекалась вводом советских войск в столицы республик, что, как правило, сопровождалось штурмами зданий, стрельбой, жертвами).

 

В этой связи отметим, что в мае 1990 года (через месяц после принятия закона) Верховный Совет ЭССР принимает решение о переименовании Эстонской Советской Социалистической Республики в Эстонскую Республику и позже заявляет о своей независимости; 4 мая независимость провозглашает Верховный Совет Латвии; 12 июня государственный суверенитет провозглашает Россия; 23 июня – Молдавия; 16 июля – Украина, 23 августа – Армения и т. д.

 

Все эти примеры демонстрируют значение принятого 20 лет назад Закона "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР". В частности, статья 2 закона гласила: "Решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР". Именно на основе указанного положения и состоялся организованный распад советской державы: если борьба народов за независимость являлась до того движением фактическим, то закон придал ей необходимое юридическое содержание - были проведены референдумы в разных республиках, которые по сути стали ратификацией принятых ранее деклараций.

 

Следует между тем отметить, что этот важнейший закон предусматривал и выход автономных образований из состава союзных республик. В аспекте неразрешенности карабахского вопроса особое внимание обращает на себя статья 3 закона, разработка которой, несомненно, была продиктована и борьбой армянского народа НКАО за выход из состава Азербайджана. Она гласила: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе...".

 

Важно подчеркнуть что сам закон был принят после последовательных, но тщетных усилий Центра по сворачиванию Карабахского движения, и в частности после печально известного рассмотрения вопроса на заседании Президиума ВС СССР 18 июля 1988 года. Более того, он вступил в силу уже после введения в НКАО особой формы управления, по которой область фактически выходила из подчинения Азербайджану. Таким образом, принятый 3 апреля 1990 года закон практически констатировал тщетность предшествующих усилий Центра и явился итоговым актом, допускающим юридический выход НКАО из состава Азербайджанской ССР.

 

Обращает на себя внимание и тот факт, что Азербайджанская ССР, провозгласившая независимость на основе именно закона от 3 апреля, не имела права в одностороннем порядке распространять свое политическое влияние на территорию Нагорного Карабаха. В частности, статья 6 закона констатировала: "В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области, автономные округа или места компактного проживания национальных групп, итоги референдума рассматриваются Верховным Советом союзной республики совместно с Верховным Советом автономной республики и соответствующими Советами народных депутатов". Таким образом, Азербайджан был неправомочен провозглашать независимость на территории одноименной советской республики.

 

О том, что армянский народ Нагорного Карабаха юридически безукоризненно выполнил все мероприятия, связанные с выходом области из состава Азербайджанской ССР, писалось неоднократно. Однако не следует забывать, что правовой основой практически всех национальных движений явился именно закон от 3 апреля 1990 года, по которому союзные республики получили независимость. И если международное сообщество не ставит под сомнение политико-юридическую мотивацию суверенитета каждой из 15 бывших республик, то оно не имеет права сомневаться в обоснованности права на существование НКР.

 

Но об этом в первую очередь обязаны каждый раз заявлять представляющие армянскую государственность органы. Заявлять постоянно и неустанно.

 

Арис КАЗИНЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 609
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru