Пятница, 26.04.2024, 17:57
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 7 » 21 канон царя Вачагана
21 канон царя Вачагана
01:20

Analitika.at.ua. ПРИНЯТОЙ ОБЩЕНАРОДНО КОНСТИТУЦИИ - 1500 ЛЕТ

 

В "Истории страны Агванк" Мовсеса Каганкатваци сохранился уникальный документ, созданный 1500 лет назад, во времена царя Вачагана Барепашта (Благочестивого), правившего до 510 года. Об этом своде канонов рассказывает книга доктора исторических наук Кима Каграманяна под названием "Конституция царя Вачагана. Истоки правопорядка НКР".

 

...В НАЧАЛЕ V ВЕКА АРМЕНИЯ ПЕРЕЖИВАЛА СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД. После раздела страны в 387 году между Византией и Персией восточная часть вошла в состав Персии. Ею правил до 428 года армянский царь, до упразднения армянского царства и превращения ее в марзпанство. Чтобы еще более ослабить страну, восточные области Армении Утик и Арцах присоединили к Албании, создав еще одно марзпанство под этим названием. Оно состояло из двух частей, разделенных Курой. Правобережье реки оставалось заселенным армянским этносом, на левом берегу до кавказских гор жили десятки разрозненных племен. Армянские нахарары марзпанства, объединившись, сочли достойным царского престола Вачагана и, взяв его с собой в Персию, добились возведения Вачагана на трон нового армянского царства. Чтобы избежать путаницы в исследовании данного периода, историки называли это небольшое царство Армянским Агванком, отличая его от левобережной Албании.

 

Вачаган совершил множество благих дел для укрепления своего царства. Как пишет М.Каганкатваци, "он прежде всего сам отвратился от грешных деяний... творил множество всевозможных добрых дел, а затем и многих... обратил на святой и истинный путь богопочитания и добрым раскаянием поучал других благодетелей". Он возвратил родовые владения многим ущемленным князьям, истребил разные секты, учредил школы, в которых учились также и дети колдунов, и прочих сектантов. По преданию, он построил церквей по числу дней в году, время и история не пощадили их, превратив в развалины.

 

ОДНАКО САМОЕ ЦЕННОЕ, ПОЖАЛУЙ, ТВОРЕНИЕ ЦАРЯ СОХРАНИЛОСЬ И ДОШЛО ДО НАШИХ ДНЕЙ. Это Конституция, принятая общенародно и являющаяся, по мнению К.Каграманяна, воплощением демократии и по нынешним меркам.

 

Для укрепления царства и устоев жизни, упорядочения отношений между светской и духовной знатью, другими слоями населения царь Вачаган предпринял создание свода законов, обратившись для этого за советом ко всем известным мыслителям из разных областей Армении. После разработки канонических норм царь созвал собор в своей летней резиденции Агвен (недалеко от крепости Гюлистан) с участием епископов, иереев, князей, родоначальников, азатов. Участники общенародного собрания приняли Конституцию из 21 канона, приложив свои перстни, в их числе был и царский. Таким образом, Конституция была принята не единоличным указом самодержца, а, выражаясь сегодняшним слогом, консенсусом представителей всех слоев населения. Заседания "парламента", кстати, вел не царь, а один из князей - храбрый Вардан.

 

КОНСТИТУЦИЯ РЕГЛАМЕНТИРУЕТ РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ, СЕМЕЙНОЙ, ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. Несколько цитат. Третий канон начинается словами: "Человек из азатов или царской крови и т.д.". Поразительно, что сословие азатов (свободных) ставится на одну доску с царским. Это ведь не высшая духовная элита, не князья, а приравниваются к царской крови в начале V века... Канон N10 запрещает брать в жены родственницу в третьем колене или жену брата. Канон N6 гласит: "Если иерей монастыря или инок что-либо унесет из монастыря и это обнаружится, следует осудить его и прогнать (из монастыря), а хостак его взять в церковь".

 

Весьма демократичен канон N20 - принцип назначения иерея. Азаты не могут изгнать иерея из своих дастакертов или взять иерея самовольно, без согласия епископа. В свою очередь епископ не должен снимать или назначать иерея без согласия азатов. Прочитав этот канон, я вспомнил о недавнем письме прихожан Джавахка, которые просили вернуть им священника, переведенного в Тбилиси, - неуслышанной просьбе.

 

ЦАРЬ ВАЧАГАН БАРЕПАШТ ПРАВИЛ С СЕРЕДИНЫ 480-х ГОДОВ ДО 510 ГОДА. Его мавзолей у монастыря Егише Аракяла (Мартакертский район НКР) осквернен азербайджанскими вояками в кратковременный период захвата ими Мартакерта в 1992-1993гг. Очевидно, гробницу взрывали в поисках сокровищ, отмечает К.Каграманян. При этом варвары не учли, что главным, кроме земли, наследством царя является Конституция, созданная 1500 лет назад. Ее не взорвешь, не сотрешь, не уничтожишь. Памятник правовой мысли напоминает всем о тех, кто тысячелетиями жил и будет жить в Арцахе. Конституция нуждается в более внимательном изучении и представлении миру.

 

Необходимо восстановить гробницу человека, смотревшего вперед, царя, при котором был принят свод законов с лишенными вельможной кичливости словами: "Устами нашими - епископов, иереев и всей церкви - да будут благословенны царь и царица с чадом своим и остальные (миряне), присутствующие на этом соборе, да будут благословенны". Александр ТОВМАСЯН, golosarmenii.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 643
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru