Пятница, 29.03.2024, 12:54
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2011 » Июнь » 27 » 26 июня - день основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина - как это было
26 июня - день основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина - как это было
10:39

Analitika.at.ua. На 26 июня приходится один из знаменательных праздников Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) - День основания Кафедрального Собора Св. Эчмиадзина по видению Григория Просветителя. Согласно церковному календарю, эта дата отмечается через 64 дня после Пасхи или во второе воскресенье, следующее после Пятидесятницы. Отметим, что Григорий Просветитель (ок. 252-326) - святой ААЦ, а также Русской Православной (где известен как Григорий Армянский) и других Православных Церквей, Римско-Католической и Армянской Католической церквей.

 

Первопрестольный святой Эчмиадзин - духовный центр Армении на протяжении вот уже более 17-ти столетий. Находится в 20 километрах от Еревана. Здесь в первой половине II века была расположена одна из столиц древней Армении - Вагаршапат. После принятия христианства в Армении как государственной религии в 301 году и строительства Кафедрального Собора прежнее название практически не употреблялось.

 

Буквально на каждом шагу в Эчмиадзине можно встретить редкие архитектурные памятники и уникальные реликвии, представляющие несомненную ценность для всего человечества. Особое место в сакральном ряду занимает Кафедральный Собор. По одной версии - золотым, а по другой же - огненным молотом Господь указал первому духовному пастырю армян Григорию Просветителю место, где должен быть возведен один из первых христианских храмов в мире.

 

Согласно церковному преданию, первому армянскому католикосу в час молитвы было поразительное видение: "Небеса разверзлись, и на землю упал луч света. Окруженный небесными силами Христос ударил золотым молотом по месту, где находилось языческое капище. От удара разверзлась земля, из недр раздался адский вопль и на этом месте возник золотой жертвенник, над которым воссиял огненный крест". Произошло же это сразу после проповедования и принятия христианства в Армении государственной религией в 301 году.

 

Как писал армянский историограф IV-V вв. Агатангел, об этом видении Григорий Просветитель рассказал армянскому царю Трдату Третьему, и началось построение собора. Алтарь сошествия Единородного сына Божьего посередине храма и стал тем самым сакральным местом, где явилось видение святому Григорию. Как гласит историческая традиция, "построен алтарь, и вокруг этого алтаря началось возведение самого храма".

 

Царь Трдат Третий и царица Ашхен вместе с народом принимали участие в строительстве храма, которое завершилось к 303 г. Трдат Третий, во искупление своих грехов, на спине таскал огромные глыбы камня с подножья священного Арарата, которые и легли в основание Кафедрального Собора. Легенда утверждает, что именно поэтому землетрясения и всевозможные природные катаклизмы не коснулись Эчмиадзинского храма.

 

Заметим, что за исповедание христианства именно Трдат Третий велел бросить Григория Просветителя в казематы или колодец Арташата (Хор Вирап), где тот пробыл в заточении около 15 лет, согласно Агатангелу, "прикармливаемый благочестивой женщиной". Между тем армянский царь впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 году крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении.

 

Аскетическая строгость убранства Кафедрального Собора порой вводит в заблуждение непосвященного. Вместе с тем в расположенной здесь же сокровищнице святого Эчмиадзина хранятся поистине уникальные религиозные артефакты. Так, в частности, копье, которым римский центурион пронзил ребро умершего на кресте Иисуса Христа. Копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. Здесь же находится складень, в котором хранятся себе кусочки Ноева Ковчега. В лучезарном украшении алтаря таится частичка тернового венка Спасителя. В числе основных реликвий ААЦ хранятся в музее длани святого Луки-евангелиста, Георгия Победоносца и Григория Просветителя, а также - мощи апостолов Фаддея и Варфоломея. Напомним, что Армянская церковь называется Апостольской, потому что учение Христа на армянской земле распространяли апостолы Фаддей и Варфоломей, которые проповедовали в 1-ом веке. Оба апостола были преданы мученической смерти на территории исторической Армении. Так, Фаддей, один из 12 апостолов Христа, в 66 г. был схвачен в Артазе (Иран, в 20 км от города Маку), подвергнут пыткам, "повешен на древе" и пронзен стрелами. На месте захоронения апостола был возведен монастырь св. Фаддея (Сурб Тадевос). Варфоломей, также один из 12 учеников Спасителя, проповедовал в городе Агбаке (современный Баку - ред.), где апостол крестил сестру армянского царя Санатрука царевну Вогуи. В 68 г. Вогуи и Варфоломея по приказу царя схватили и казнили у подножия Девичьей башни на территории старого города "Ичери Шехер". Вместе с ними были казнены 2000 христиан. В притворе монастырской церкви, возведенной в ХIII веке на месте древнейшей базилики, есть надгробие, под которым покоится сам апостол, о чем сообщает эпитафия: "Сие есть место упокоения Варфоломея святого апостола, первого просветителя Армянской страны". На территории Эчмиадзинского монастырского комплекса, общей площадью около 60 тысяч квадратных метров, расположены Синод ААЦ, библиотека и книгохранилище, типография и кельи монашеской братии. На протяжении веков именно здесь развивалась армянская литература, миниатюра, философия, астрология, богословие. Как считают служители ААЦ, армянская церковь "очень отличается от некоторых православных церквей и в основном, от католической" тем, что все школы и университеты, все центры науки и искусства - все это находилось и развивалось "под монастырскими сводами". В целом, основополагающие научные, философские и исторические труды на протяжении тысячи и более лет были написаны монахами, иеромонахами, архимандритами ААЦ. Выставленные в музее Эчмиадзина рукописи наглядно представляют многообразие, в частности, школ миниатюры, число которых, по некоторым сведениям, доходило до примерно 200. Что в свою очередь свидетельствует о культурном разнообразии между различными областями исторической Армении. В переводческой литературе - Месроп Маштоц и Корюн, в науке - Давит Анахт и Анания Ширакаци, в миниатюре - Торос Рослин и Саргис Пицак, в музыке - Саят-Нова и Комитас, в поэзии - Григор Нарекаци и Нерсес Шнорали... Вероятно, достаточно назвать всего лишь эти несколько имен, дабы понять, что по одной версии - золотым, а по другой же - огненным молотом Спаситель 1710 лет тому назад верное место указал. ИА REGNUM

Категория: Общество | Просмотров: 683
Календарь новостей
«  Июнь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru