Analitika.at.ua. Сегодня, 15 апреля 2011 года кинорежиссёру Роману Балаяну
исполняется 70 лет. Роман Гургенович Балаян - родился в селе Нэркин Оратаг
Мардакертского района Нагорно-Карабахской Республики. В 1959—1961 годах был
актёром Степанакертского театра. В 1961–1964 годах он учился на режиссёрском
факультете Ереванского театрального института, а в 1969 году Роман Балаян
окончил режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального
искусства имени И.Карпенко-Карого.
О своей независимости и самостоятельности – и в выборе
сценария, и в его воплощении на экране – режиссёр Роман Балаян заявлял каждым
новым фильмом. Это стало его творческим кредо: достаточно назватьленты «Бирюк», «Полёты во сне и наяву»,
«Храни меня, мой талисман», «Филёр», «Две луны, три солнца». Это кино не
развлекательное – его снимал философ и великолепный рассказчик.
Режиссёр говорит о великом соотечественнике Сергее
Параджанове, с которым он разделяет веру в кино, как в отдельную форму
искусства: «Для меня это был Бог и Царь. Гений, не определимый человеческими
словами. Одни говорят, что он любил эпатаж, другие – что это было его свободное
самовыражение. Я считаю, нельзя определить, что такое Параджанов. Мои фильмы
имеют многие недостатки, но в них есть одно достоинство – это отсутствие
подражания Параджанову. Кроме, пожалуй, моей дипломной работы "Вора
поймали". Я очень переживал, что не смог поехать на похороны Параджанова.
Но я думаю, что отдал свой долг этому человеку». В 1998 году Баланян снял
документальный фильм «Ночь в музее Параджанова» – своеобразную дань режиссёра
своему учителю, одному из ярчайших и парадоксальных личностей в кинематографе
СССР.
Роман Балаян всегда снимал то, что хотел, – для души. Не
создав ни одного образа партийного функционера, он сумел создать культовые
картины. Режиссёр и сам не знает почему: то ли из-за своей принципиальности, то
ли благодаря везению. «Я был убежден, что в 26 лет стану гениальным режиссёром,
– рассказывает Роман Балаян. – Где-то вычитал, что Эйзенштейн в 26 лет снял
фильм "Броненосец Потёмкин". Этот момент я пропустил, и понял, что
нужно подождать. В 36 лет я снял фильм "Бирюк". А в 40 я был близок к
тому, чтобы уйти из кино. Честно говоря, я не мог себе представить, что после
успеха, который принёс фильм "Бирюк", я окажусь без работы на долгих
пять лет. Я не мог "проткнуть" ни один сценарий. Мне так надоели
постоянные отказы. Это не значит, что мне не предлагали снимать. Предлагали часто
и с сочувствием, но про шахтёров. Я же упрямо продвигал то, что хотел. Считаю,
что был упрямым эгоистом, потому что моя семья голодала в то время».
Фильмы Балаяна, считал Олег Янковский, вбирают в себя все
болевые моменты целого поколения и большой страны: «Это везение, когда
режиссёру и актёру удаётся высказаться за целое поколение». Но кроме этого, в
картинах Балаяна сосуществуют прошлое и настоящее, а человек пытается понять
законы гармонии мира, противостоя обществу или подчиняясь ему, открывая, прежде
всего, в самом себе бездонные глубины отчаяния, предательства, любви и надежды.
«У моих фильмов больше друзей, чем у меня лично», – считает Балаян.
tvkultura.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.