Analitika.at.ua. Большие
мосты на участке станции Айрум - станции Арчут Южно- Кавказской железной дороги
находятся в аварийном состоянии! В это трудно поверить, но факт остается
фактом. Единственная железнодорожная ветка, связывающая на сегодняшний день
Армению с внешним миром, имеющая стратегическое значение для всей страны в
плане национальной и продовольственной безопасности, может в любой момент выйти
из строя. Да что там говорить?! Если рухнет хотя бы один из девяти
железнодорожных мостов, состояние которых признано экспертами аварийным, это
чревато страшной катастрофой – ведь на этом отрезке курсируют не только
товарные, но и пассажирские поезда…С другой стороны, в самом факте аварийности
мостов нет ничего экстраординарного и непредсказуемого, если учесть, что большинству
из них уже более ста лет…
В целом результаты технического обследования, проведенного
ЗАО "ЮКЖД", выглядят так: пролет смешанного моста на перегоне
Ахпат-Ахтала находится в аварийном состоянии. Это раз! Металлический мост на
перегоне Ахпат – Алаверди, построенный в 1898 году, полностью признан аварийным
и подлежит реконструкции. Это два! В аварийном состоянии находится арочное
пролетное строение железобетонного "Славинского" моста на перегоне
Ахпат-Алаверди. Это три! Металлический мост на перегоне Туманян-Шагали,
построенный в 1898 году, тоже аварийный и нуждается в реконструкции. Это
четыре! Смешанный мост на перегоне Шагали-Памбак, известный также как
Замалуйский мост (построен в 1901г.), признан аварийным и подлежит
реконструкции. Это пять! Другие два моста 1898 года рождения – металлический
мост на перегоне Памбак-Ванадзор и металлический мост на перегоне Ванадзор –
Арчут находятся в аналогичном состоянии и требуют реконструкции. Шесть и семь!
И наконец, подлежат обследованию и составлению проектно-сметной документации
(ПСД) на реконструкцию по причине их неудовлетворительного состояния
металлические мосты (построенные в 1898 г.) на перегоне Кобер-Туманян и
Туманян-Шагали…
"Дело в том, что срок эксплуатации мостов не вечен, а
им уже более века, - говорит председатель комиссии по финансово-экономическим и
бюджетным вопросам Общественного совета при президенте РА Вазген САФАРЯН. –
Кроме того, с того времени, как они были спроектированы и построены, временные
нагрузки увеличились более чем в пять с половиной раз, то есть подвижной состав
многократно потяжелел. Имеет место также фактор старения и усталости металла.
Безусловно, эти мосты нуждаются в незамедлительной реконструкции. Не дай бог,
хоть один выйдет из строя – Армения будет изолирована от внешнего мира, потому
что это единственная дорога, по которой в республику через Грузию поступают
грузы – пшеница, нефтепродукты и т.д. С 1996 года я поднимал этот вопрос
(будучи депутатом парламента) и продолжаю его поднимать, но из-за нехватки
средств он не решался, хотя правительство и демонстрировало желание взяться за
его решение…"
Наконец, по словам В.Сафаряна, в 2006 году из средств
госбюджета были выделены деньги на реконструкцию Замалуйского моста. Вроде бы
воз сдвинулся с места. Из Кургана были привезены металлические конструкции
(более 500 тонн металла), необходимые для строительных работ. Но в 2008 году
наша железная дорога перешла в концессионное управление к россиянам и вопрос
реконструкции аварийных мостов стал обсуждаться с точки зрения участия в этом
процессе ЗАО "ЮКЖД" - дочерней организации ОАО "РЖД"
(Российская железная дорога). В 2009 году специалистами компании был составлен
акт, детально определяющий степень аварийности мостов и необходимость их
планомерной реконструкции. В итоге "РЖД" предоставила ЗАО
"Южно-Кавказская железная дорога" 389 миллионов рублей на ремонт
мостов.
Достаточно ли этой суммы для того, чтобы решить эту проблему
первостепенной важности в кратчайшие сроки, которые вообще уже давным-давно
прошли? Увы, нет… 389 миллионов рублей – это порядка $13 миллионов, а для
реконструкции всех мостов необходима сумма не менее $20 миллионов. Одним
словом, денег не хватает. Кроме того, полученную сумму "ЮКЖД", по
словам В.Сафаряна, предусматривает израсходовать в течение 5 лет и к 2015 году завершить
реконструкцию семи мостов. По оставшимся двум пока нет проектно-сметной
документации, которую должно предоставить Министерство транспорта и связи РА.
Пять лет – недопустимо долгий срок! Конечно, можно сказать,
что коли не случилось катастрофы до сих пор, то можно надеяться, что она минует
нас еще 5 лет. И нечего каркать попусту. Но подобная беспечная надежда может
обернуться чудовищной трагедией, и на нее мы просто не имеем права, как не
имели права сложа руки, тупо надеяться, что нас минует Спитакское землетрясение
и некачественные здания, построенные "левой рукой", не рухнут,
погребя под своими обломками десятки тысяч человеческих жизней… Вообще как
могли власти столько лет (ведь вопрос был поднят еще в 1996 году!) игнорировать
столь серьезную стратегическую проблему реконструкции железнодорожных мостов,
имеющую жизненно важное значение для всей страны?!
"Безусловно, сроки реконструкции должны быть сокращены,
- считает В.Сафарян. - Мы написали соответствующее письмо председателю Общественного
совета при президенте РА Вазгену Манукяну с тем, чтобы он от имени
Общественного совета призвал правительство изыскать дополнительные средства с
целью провести реконструкцию в возможно краткие сроки. Порядка 1,7 миллиарда
драмов необходимо для завершения работ по Замалуйскому мосту – если будут
дополнительные деньги, то за полтора-два года вопрос полностью решится. Но
нужно параллельно вести работы над другими аварийными мостами…"
Кстати, Замалуйский (его еще называют Замалинским) мост
должен быть построен заново – старый мост останется как исторический памятник,
а рядом, на расстоянии семи с половиной метров, будет построен новый. Но все
нужно делать быстро, время не терпит. Не тот это вопрос, которым можно
заниматься в духе "пока гром не грянет, мужик не перекрестится…".
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.