Главная » 2012 » Май » 14 » Абхазия и Грузия откроют железнодорожную линию Адлер-Сухуми-Кутаиси-Тбилиси-Ереван-Тегеран?
Абхазия и Грузия откроют железнодорожную линию Адлер-Сухуми-Кутаиси-Тбилиси-Ереван-Тегеран?
00:07
Analitika.at.ua. Недавняя инициатива президента Абхазии
Александра Анкваба по возможному восстановлению сквозного движения по стальной
магистрали Адлер – Сухуми – Кутаиси – Тбилиси – Ереван – Тегеран вызвала отклик
и в Грузии. Это, напомним, основная транзитная магистраль региона, но она
бездействует с 1992 года. Из-за этого грузы взаимной и международной торговли
следуют кружными и, соответственно, более дорогостоящими путями. По некоторым
оценкам, ежегодные потери России от бездействия данной артерии достигают
минимум $ 300 млн в год.
Между тем имеются экономические и юридические предпосылки
как для восстановления, так и дальнейшего развития этого основного
российско-закавказского коридора.
Каха Кукава, руководитель группы грузинских торговых
компаний, которые планируют вернуться в 2012-м на российский рынок, недавно
заявил, что эти компании готовы начать переговоры с Сухумом по открытию
упомянутого маршрута. Что, как полагает батоно Кукава, будет дополнением к
успехам на переговорах по возобновлению в 2012 году прямой российско-грузинской
торговли. По его словам, «открытие этой железной дороги в интересах народов на
обоих берегах Ингури. Такой проект экономически выгоден и Грузии».
Во всяком случае, предстоящее открытие прямого
железнодорожного сообщения Иран – Армения, дополненняя восстановление главного
транскавказского коридора, создаст для России, всех стран Западного региона
экс-СССР, Скандинавии и Восточной Европы кратчайший путь на Средний Восток и в
бассейн Персидского залива. По той же причине данная артерия выгодна и странам
этих азиатских регионов. Как отмечалось на недавней презентации на ВВЦ
инвестпроектов стран – членов Организации черноморского экономического
сотрудничества, многосторонние консультации о возобновлении работы маршрута
Россия – Абхазия – Грузия периодически ведутся с 2005 года. Инвестстоимость
реконструкции абхазско-грузинских участков этой магистрали оценивается в $
150-170 млн.
В двухсторонних аспектах данного проекта тоже есть подвижки.
Так, по данным официальной статистики Грузии, ее торговля с Россией в 2011 году
достигла $ 430 млн. В то же время, как уточнили «РГ» в ФТС России, в 2011 году
этот показатель увеличился на $ 38 млн, составив $ 286 млн. Разница в цифрах
обусловлена недостаточным учетом грузинского реэкспорта в РФ через страны СНГ. У
России – шестое место во внешней торговле Грузии. Кроме того, нефтепродукты и
газ Армения получает из России в основном через Грузию, в том числе по
трансчерноморскому паромному маршруту порт Кавказ (РФ) – порт Поти (Грузия).
Российский экспорт в Грузию представлен зерном, природным
газом, древесиной, электроэнергией, масло-молочными товарами, сахаром… Встречный
ассортимент менее широкий: доминирует грузинская гидроэлектроэнергия (Грузия,
среди стран экс-СССР, – один из крупнейших поставщиков электричества в РФ).
Способствует восстановлению и развитию коридора РФ – Грузия
– Армения – Иран, проходящего через Абхазию, и недавнее решение Совета стран
экс-СССР по сотрудничеству в сфере железнодорожного транспорта: «…со станций
Эстонской, Латвийской, Литовской, Белорусской, Молдавской железных дорог и
железных дорог Украины вагонопоток на станции Грузинской железной дороги может
следовать без дополнительного согласования… и без участия паромных переправ –
то есть через пункты перехода Самур (Россия-Азербайджан) и Беюк-Кясик
(Азербайджан-Грузия). Аналогично… – со станций Грузинской железной дороги». А в
рамках уточнений того же Совета по вопросу регулярного обмена вагонами между
всеми постсоветскими странами, – такой обмен «…необязательно каждый раз согласовывать
с руководством Грузинской железной дороги». Алексей Чичкин, по материалам «Российской
газеты». bs-kavkaz.org
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.