Пятница, 19.04.2024, 07:13
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Октябрь » 10 » Ах, Тамар! или Провал "турецкого гамбита"
Ах, Тамар! или Провал "турецкого гамбита"
00:07

Analitika.at.ua. Армения и Турция не возобновляли переговоров по урегулированию взаимоотношений, сказал в среду в ходе правительственного часа в парламенте министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян. "Никаких переговоров или телефонных разговоров с Турцией в последние месяцы не происходило и в ближайшее время не планируется, поскольку переговоры могут продвинуться только в том случае, когда Турция будет снова готова пойти на урегулирование отношений без предусловий”, - сказал Налбандян.

 

Об этом глава МИД РА заявил, комментируя сообщения некоторых турецких СМИ о том, что официальные Ереван и Анкара якобы продолжают переговоры по урегулированию отношений, в том числе посредством прямых телефонных бесед. На просьбу депутатов прокомментировать заявление главы МИД Швейцарии Мишлин Кальми-Рей о том, что на данный момент ведутся активные консультации с обеими сторонами, чтобы создать благоприятные условия для продолжения процесса, министр, как сообщает "Новости-Армения” ответил: "Представители армянской прессы связались с МИД Швейцарии по вопросу проводимых консультаций и ожидаемых переговоров, и им заявили, что швейцарский министр такого не заявляла, и мне к этому нечего добавить”.

 

Глава армянского внешнеполитического ведомства, по сути, опроверг высказывания своего турецкого коллеги Ахмета Давутоглу, который не далее, как в понедельник, заявил, что "процесс армяно-турецкого примирения продолжается”, цинично добавив, что армяно-турецкое урегулирование для Турции является непрерывным процессом и что усилия, направленные на примирение с Арменией, будут продолжаться до тех пор, пока на Кавказе не будет установлен окончательный мир. Цинизм заключается в том, что сама Турция торпедировала нормализацию отношений с Арменией, затягивая процесс ратификации подписанных 10 октября 2009г. в Цюрихе протоколов, выдвигая предусловия, касающиеся, в частности, урегулирования карабахского конфликта и отказа Еревана от политики, направленной на международное признание Геноцида армян в 1915-23гг. От подобной позиции Анкара, судя по всему, отказываться не намерена, коль, как признал Давутоглу, она продолжает довольно активно обсуждать тему армяно-турецких отношений с Азербайджаном, который прилагает немалые усилия, дабы не допустить разблокирования армяно-турецкой границы до разрешения проблемы Карабаха (естественно, исключительно по азербайджанскому сценарию).

 

Мало кто сомневается в том, что на подписание цюрихских протоколов Анкара пошла под давлением сверхдержав, а затем, как обычно, имитируя стремление к нормализации отношений с Ереваном, попыталась использовать ситуацию для формирования имиджа миролюбца и миротворца с тем, чтобы усилить свои позиции в регионе и в процессе переговоров по вступлению в Евросоюз. Цинизм и двуличие официальной Анкары проявляются не только в продолжающейся политике отрицания преступлений против человечности, совершенных младотурками в начале ХХ века, которые с целью завладения территориями Западной Армении и имуществом армян хладнокровно уничтожили 1,5 млн и депортировали сотни тысяч наших соотечественников, но и в отношении наших соседей к культурно-историческому наследию армянского народа.

 

По официальным данным, составленным и представленным армянской Патриархией Константинополя турецкому правительству в 1912-1913 годах, на территории Османской империи насчитывалось более 2000 церквей и монастырей (в том числе уникальные ранние христианские памятники IV-V веков). Их большая часть была разграблена, сожжена и разрушена во времена геноцида армян. С прекращением этнических чисток армян политика младотурок, направленная на разрушение армянского культурного наследия, с каждым годом набирала обороты. После массового убийства и изгнания армян турецкие власти продолжали удалять, камень за камнем, свидетельства тысячелетней армянской архитектурной и художественной истории. Большое количество памятников архитектуры были разрушены или преобразованы в мечети и караван-сараи.

 

Как отметила в интервью агентству "Регнум” заместитель директора Музея-института Геноцида армян Седа Парсамян, в настоящее время более 90% топонимов Западной Армении отуречены. Армянские географические названия заменены турецкими, запланированным образом уничтожены сотни архитектурных памятников или нивелировано их армянское происхождение. По данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении. Армянские архитектурные сооружения последовательно взрывались и служили в качестве мишеней во время военных учений турецкой армии, а камни использовались в качестве стройматериалов. Сегодня в некоторых сельских местностях армянские архитектурные сооружения используются в качестве хлевов и складов.

 

Лишь под давлением международной общественности турецкое правительство решило проявить "заботу” и реставрировать некоторые армянские памятники. Однако та же Анкара упорно отказывается пригласить для участия в реставрационных работах специалистов из Армении, что трудно расценить иначе, как стремление максимально дистанцировать эти памятники от их истинных хозяев - армянского народа. Спектакль, разыгранный в сентябре этого года вокруг средневековой армянской церкви Сурб Хач на острове Ахтамар, - яркое тому свидетельство.

 

Еще в 2007г. по поводу решения турецкого правительства об открытии церкви газета "Тюркиш дейли ньюс” опубликовала статью "Так называемый музей Акдамар”, автор которой утверждал, что история с открытием церкви Сурб Хач на острове Ахтамар напоминает "культурный геноцид”. "Сегодня день открытия "церкви-музея”, который министр культуры превратил в хаос. С какой бы целью это ни делалось, это похоже на "культурный геноцид”, - пишет автор статьи Дженгиз Чандар. "Министерство тысячелетнюю армянскую столицу Ани переименовало в "Аны” (что по-турецки означает "память”), а также сняло крест и колокол с церкви Ахтамара, переименовав ее в "Акдамар” (что по-турецки означает "белая вена”)”, - отмечал автор статьи, подчеркивая: "Мания переименования, культурная и религиозная непримиримость, проявленная в отношении креста и церковного колокола, могут быть восприняты в мире как "культурный геноцид”, и пусть никто не удивляется, если так и произойдет”.

 

Ну, а про устроенное Анкарой в сентябре этого года шоу с проведением литургии в Сурб Хач и говорить нечего. Упорный отказ турок, несмотря на обещания, установить крест на куполе церкви, запрет посетителям-христианам молиться в церкви вслух и зажигать свечи привели к тому, что от разосланных премьером Эрдоганом приглашений принять участие в литургии отказались не только известные ученые, общественные деятели и политологи Армении, но и Первопрестольный Эчмиадзин, поначалу намеревавшийся направить для участия в литургии двух армянских священнослужителей, которые должны были зачитать послание Католикоса Всех Армян Гарегина II. А в день проведения литургии - 19 сентября - в Ереване прошла акция протеста против турецких манипуляций. "Мы должны были собраться на митинг протеста, чтобы сказать, что не допустим продолжения манипуляций со стороны турецкого правительства. Мы не допустим, чтобы Турция, которая не выполняет свои международные обязательства, продолжала проявлять неуважительное отношение к армянским христианским ценностям”, - заявил директор Музея-института Геноцида армян Айк Демоян. Он отметил, что турецкая сторона обесценила ожидаемый результат от организованного ею шоу, собственными же руками уничтожив плоды своей пропаганды. Ситуация, считает он, была бы совсем иной, если бы Турция в течение года восстановила несколько церквей или отдала бы армянской общине пусть даже полуразрушенные или превращенные в мечети армянские церкви. Ведь по подписанному турецким правительством Лозаннскому договору от 24 июля 1923г., "всем жителям Турции в частной или общественной жизни предоставляется свобода вероучения, религии или вероисповедания, право учреждать, задействовать и контролировать религиозные учреждения, а турецкое правительство обязуется взять под полноценную охрану церкви, синагоги, кладбища и другие религиозные учреждения указанных меньшинств”.

 

Но Анкара осталась верна себе. После фактического провала ею же разрекламированного спектакля с литургией власти Турции разрешили недовольным "мягкой” в отношении армян политикой руководства страны националистам провести намаз в соборе Св. Богоматери в Ани. Это вызвало праведный гнев не только Святого Эчмиадзина, квалифицировавшего этот шаг как политическую провокацию, не имеющую отношения к религиозным чувствам, благочестию и свободе совести, попытку отрицания армянской истории соборной церкви Ани, в которой после геноцида не звучат молитвы, и осудившего действия, сеющие нетерпимость и арменофобию, но даже самих турок. Как отмечала журналист отнюдь не проармянской турецкой газеты "Vatan” Мутлу Тонбекчи, совершенный турецкими националистами, "бандой Бахчели”, намаз даже чуточку не внушал искренности - "Он был совершен по принципу "око за око, зуб за зуб”. Он распространял ненависть и запах мести”.

 

Увы, развеять этот запах не смогло даже решение Анкары установить-таки крест на куполе церкви Сурб Хач. Гаянэ МОВСЕСЯН, RA.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 875
Календарь новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru