Analitika.at.ua. Верное понимание смысла и целей произошедшего в Баку в
январе 1990 года возможно только при его восприятии в контексте всего времени и
пространства Геноцида армян конца XIX-XX столетия. Только в этом случае, к
примеру, становится очевидной связь и даже полная тождественность так
называемых бакинских событий 1905, 1918 и 1990гг., приведших в итоге к полному
изгнанию (в том числе и посредством прямого физического истребления) армян из
города, в создание и процветание которого они вложили столько сил, таланта,
средств. В пространственном плане достаточно констатировать тот очевидный факт,
что на всем пространстве исконного многовекового компактного проживания сотен
тысяч армян, вошедшем в состав бывшей Азербайджанской ССР (за исключением НКР и
освобожденных территорий), отныне армян нет.
Если учесть также и то несомненное обстоятельство, что
упомянутые выше "бакинские погромы" были лишь кульминационными
вспышками никогда и нигде не прерывающегося постоянного процесса,
целенаправленно осуществлявшегося по всему оказавшемуся под властью так называемых
азербайджанцев пространству, то исходя хотя бы из его окончательного результата
нельзя не признать, что, каковы бы ни были в каждом отдельном случае объяснения
и толкования, мы имеем дело с единой программой этнической чистки,
квалифицируемой международным правом как геноцид, осуществленный в течение
столетия самым последовательным и жесточайшим образом.
С другой стороны, не вызывает никаких сомнений, что
истребление армян на территории Азербайджанской ССР и вообще Восточной Армении
является лишь частью глобальной программы Геноцида армян, осуществлявшегося
первоначально и параллельно на территории Западной Армении и практически всей
Османской империи (Турецкой Республики). Если обратиться к периоду
1918-1921гг., когда эта программа открыто осуществлялась совместными действиями
турецкой регулярной армии и бандами кавказских татар, то невозможно не
признать, что не только сами эти варварские действия, но и их оценка
английскими и германскими офицерами, да и самими турками, прямо
свидетельствовали о выполнении конкретной программы полного уничтожения армян.
По мнению некоторых ученых, само государство Азербайджан было создано для
"решения" Армянского вопроса в Восточной Армении.
Случайно ли, что выступавшие в январе 1920 года на
состоявшемся в столице Турции, которая еще находилась под властью союзных
держав, грандиозном митинге в защиту пантуранизма его лидеры выдвигали
требование распространения господства Турции на Кавказ и Туркестан. А Юсуф
Акчура (его тогда называли "русским татарином") призывал "уничтожить
Армению, эту плотину, которую союзники хотят воздвигнуть между двумя тюркскими
народами..."
Конечно, программа тотального уничтожения армян на всем
пространстве Исторической Родины в свою очередь являлась лишь составной частью
еще более глобальной программы, известной под именем пантюркизма.
Сегодня мы приходим к такому выводу главным образом исходя
из трагического опыта XX столетия, сопоставляя и анализируя задним числом итоги
антиармянских действий турок. Между тем существовала и существует и иная
возможность осознания сути происходивших процессов - элементарное знакомство с
самими пантюркистскими программами, высказываниями и призывами их авторов. К
сожалению, переводы их сочинений на армянский и русский языки отсутствуют
(случайно ли?), и мы до сих пор знакомы с идеологией и программой пантюркизма
лишь понаслышке, несмотря на то что одна из лучших работ на эту тему написана в
конце 20-х годов армянским автором (мы имеем в виду книгу Зареванда
"Турция и пантуранизм", изданную в 1930 году в Париже на русском
языке и переизданную комиссией Ай Дата АРФД в Ереване в 1991 году). Огромный
фактологический материал по данной теме содержат сборники документов,
подготовленные проф. Ю.Барсеговым, и отчасти труды В.Татряна).
Работа эта, естественно, должна носить не только
академический, исторический и познавательный характер, что само собой
разумеется, она должна подготовить правовую базу для предъявления обвинения
виновным, привлечения их к ответственности и компенсации материальных,
моральных и иного рода потерь. Насколько нам известно, единственную попытку
специального исследования идеологии пантюркизма в связи с геноцидом армян в
Азербайджане содержит работа Л.Хуршудяна "Армянская национальная
идеология" (Ереван, 1997, на арм. языке). На наш взгляд, необходимо срочно
переиздать эти работы на разных языках, главное - создать новые, которые должны
будут представлять Геноцид армян конца XIX-XX столетия как единый процесс,
имеющий единую программу и единую цель, естественно, с учетом того
обстоятельства, что, несмотря на то, что идейными вдохновителями и в
определенной степени организаторами Геноцида армян, где бы он ни осуществлялся,
были одни и те же силы и даже лица и мы даже четко знаем, кто они, тем не менее
в юридическом плане, в плане конкретной ответственности скорее всего придется
рассматривать каждые отдельные проявления преступления геноцида в отдельности.
Здесь необходимо напомнить, что вошедшая в широкий
международный обиход формула "Геноцид армян 1915 года в Османской
империи" есть не что иное, как злонамеренная попытка исказить истинные
временные и пространственные пределы Геноцида армян, сузить его масштабы,
свести их только к 1915 году и ответственным за него объявить только правителей
Турции этого конкретного года. Исходя из некоторых соображений (хотя бы из
того, что многие страны признали Геноцид армян именно в этой формулировке)
сегодня мы уже не можем полностью отказаться от использования этой
формулировки, однако при этом следует постоянно помнить, что 1915 год - это
лишь символическая дата, никак не исчерпывающая всего содержания понятия
Геноцид армян конца XIX-XX столетия.
Любопытным в этом плане представляется прецедент, имевший
место в судебном процессе над Мисаком Торлакяном, застрелившим в
Константинополе Бехбуда хана Дживаншира, одного из главных организаторов
бакинских погромов осенью 1918 года, жертвой которых стали почти 30 тысяч
армян. Во время этого процесса, проходившего в Константинополе в 1921 году,
свидетелями со стороны защиты выступали люди разных национальностей, рассказывавшие
не только о событиях сентября 1918 года в Баку, но и о Геноциде в самой Турции.
Так, например, замечательный армянский писатель Ерванд Отьян рассказал о судьбе
сосланных 24 апреля 1915 года представителей армянской интеллигенции, среди
которых был и он сам, в большинстве своем замученных и убитых в ходе
депортации. О Геноциде на территории Турции давали показания и другие
свидетели, и английский военный трибунал, судивший Мисака Торлакяна, не
препятствовал даче этих показаний, вероятно, воспринимая Геноцид в Турции и в
Баку как различные эпизоды одного преступления. Английский трибунал не мог
осудить организаторов Геноцида, но он оправдал народного мстителя, наказавшего
одного из них.
Восприятие трагических для армян событий XX столетия как
единого преступления геноцида позволит не только глубже осознать его истинные
цели и масштабы, но и выявить целый ряд существенных подробностей, ускользающих
от внимания при рассмотрении каждого случая проявления геноцида в отдельности.
Только подобное восприятие позволит не только воссоздать полную картину уже
произошедших событий, но и - что, может быть, самое главное - предвидеть их
возможное развитие в будущем. Ибо очевидно, что преступление геноцида будет
продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута основная цель - полное
уничтожение Армянского государства и армянского народа на его Исторической
Родине. Заметим, что никто из турецких или азербайджанских лидеров никогда не
объявлял об отказе от программы пантюркизма и его идеологи продолжают
издаваться и прославляться во всем тюркском мире. Сомневающимся в этом можно
посоветовать внимательнее прислушиваться к заявлениям, регулярно звучащим с
самых высоких турецких трибун. К примеру, совсем недавно Ахмет Давутоглу
выступил с заявлением о том, что в текущем столетии "Турция превратит
Балканский полуостров, Кавказ и Центральную Азию в оазис турецкого влияния...
Турция несет ответственность за события, происходящие в этой части
мира..."
Тогда только некоторые балканские политики высказали свое
возмущение этим откровенным проявлением пантюркистской идеологии, мы же
равнодушно восприняли его как банальное и чуть ли не каждый день повторяющееся.
Точно так же равнодушно мы относимся и к пантюркистским по своей сути угрозам
Ильхама Алиева. И напрасно. Борьба с пантюркизмом в любых его проявлениях
должна вестись постоянно и ежедневно. И выявление сущности осуществленного на
территории Азербайджана геноцида, определение его истинных виновников и их
наказание в соответствии с нормами международного права тоже должны вестись нами
не по тем или иным памятным датам, а постоянно, ежедневно, целенаправленно.
Первым шагом в этом направлении должна стать разработка и
принятие Национальным Собранием РА закона о признании массовых убийств армян на
территории Азербайджанской Республики (в 1918 и 1988-1990гг.) Геноцидом.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.