Analitika.at.ua. Дагестан — это не просто Страна гор. Прежде всего это
страна многочисленных языков и народов, количество которых, несмотря на все
усилия ученого мира, до сих пор не установлено достоверно. И у каждого народа
свои прославленные аулы. Один аул известен гончарами, другой – знаменитыми
мастерами резьбы по камню, третий – сапожниками, четвертый – кузнецами. В одном
ауле - хорошие строители мостов и дорог, в другом - прославленные мастера
холодного и огнестрельного оружия. Этот аул славен качеством своего зерна, тот
– прекрасными яблоками, а другой – капустой и картошкой. В этом ауле ткут
ковры, радующие глаз, в другом делают платки и меховые шапки. Одни аулы
гордятся учеными, вторые – знатоками арабского языка, третьи – канатоходцами. И
в каждом ауле есть свои талантливые музыканты, певцы, танцоры, потому что все
народы Дагестана отличаются исключительной музыкальностью. Каждый аул – это
маленький мир со своим прошлым, настоящим и будущим. Каждый аул – это
уникальный уголок Дагестана, в то же время неразрывно связанный с другими
аулами общностью судьбы и истории. Редакция газеты "Дагестанская правда” начинает
серию публикаций об аулах Дагестана.
Акуша – административный центр Акушинского района. Расположен
на берегу притока Казикумухского Койсу – реки Акушинки. Высота над уровнем моря
– около 2000 м. Аул состоит из 6 частей (кварталов). Археологические памятники
показывают, что окрестности Акуша были заселены людьми еще в каменном веке. Наиболее
ранние письменные сведения об Акуша относятся к VI в. н. э. Они имеются в
работах местных авторов, написанных на основе персидских, арабских, русских и
других источников и местных исторических хроник, не сохранившихся до наших
дней.
Предположительно Акуша тогда входил в состав политического
образования, куда также входили верхнедаргинцы, лакцы и часть аварцев. Согласно
преданию, исповедовали жители Акуша христианство григорианского толка, сами
акушинцы считали, что они по происхождению армяне. В VII—VIII вв. сюда пришли
арабы, но ислам утвердился здесь гораздо позже, хотя и приняли его акушинцы
раньше усишинцев, мугинцев и мекегинцев. В 1396 году Тимур возвращался после
похода на земли Поволжья, Придонья, Приазовья, Северного Кавказа. Но Акуша он
не разорил, а наоборот, возвысил, подчинив акушинскому кадию все
верхнедаргинские общества.
В ХVII-ХVIII вв. Акуша был уже довольно большим аулом,
разделенным на кварталы. Многолюдность Акуша давала возможность акушинцам
выставлять большое войско и играть важную роль в политической жизни Дагестана.
В период третьего похода Надир-шаха на Дагестан акушинцы
активно участвовали в его разгроме в Андалале.
Авторитет и влияние акушинского кадия в Дагестане делали его
власть в Акуша-Дарго еще сильнее, а столицу федерации – аул Акуша - одним из
политических центров Дагестана. Таким практически оставалось селение Акуша и
после присоединения Дагестана к России, и в годы гражданской войны, и в период
Советской власти.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.