Al Jazeera: Армяно-турецкий протокол: плюсы и минусы
14:41
Analitika.at.ua. Об армяно-турецких Протоколах в контексте нормализации
отношений Еревана и Анкары в СМИ обеих сторон говорилось не раз. Но, думается,
читателю небезынтересна будет также точка зрения на данную проблему арабских
политологов и экспертов, как нам представляется, не отягощенных конъюнктурными
соображениями и пытающихся беспристрастно представить ситуацию в
армяно-турецких отношениях. Ниже приводим опубликованный газетой «Азат Арцах»
материал широко известной в мире международной телекомпании «Аль-Джазира».
Подписанный в Цюрихе 10 октября 2009 г. протокол является,
по сути, первым армяно-турецким совместно подписанным документом после
Карсского договора 1921 г. Данный протокол появился в результате долгих прений
и обсуждений - важность его заключается в том, что и Армения, и Турция сумели,
наконец, затронуть такие острые проблемы, как установление двусторонних
дипломатических отношений и открытие межгосударственной границы.
И важно, что ни одна из сторон не попыталась уклониться от
обсуждения болезненных вопросов, растянув тем самым подписание протокола на
неопределенный срок. Более того, в рамках протокола были созданы комиссии для
изучения как экономических, политических вопросов, так и проблемы Геноцида. В
связи с этим и была создана совместная армяно-турецко-швейцарская комиссия
историков, что впоследствии вызвало бурное негодование армян всего мира.
Известно, что ни одно соглашение в принципе не может быть
подписано в интересах одной из сторон в ущерб другой - за исключением тех
случаев, когда соглашение просто-напросто навязывается наиболее слабой стороне
по итогам боевых действий. Цюрихский протокол не составил в этом плане
исключение – стороны согласились на взаимные уступки ради достижения хоть
каких-то положительных для каждой из сторон результатов.
Так что же в итоге дало двум странам подписание цюрихского
протокола? Что касается Турции, то благодаря одному из пунктов протокола, где
говорится о взаимном признании официальных границ между Арменией и Турцией со
стороны обоих государств, она лишний раз получила возможность закрепить за
собой признанную еще с 1921 г. свою межгосударственную границу с Арменией.
Именно это обстоятельство и может свести на нет требование армян признать
некоторую часть турецкой территории исконно армянскими землями, о чем, в свою
очередь, говорится также в принятой в 1991 г. Декларации о независимости
Армении.
Вторым благоприятным для Турции обстоятельством стало то,
что Армения дала-таки свое согласие на создание комиссии историков для изучения
известных трагических событий 1915 г., что, как уже говорилось, не могло не
вызвать ярого негодования армян, и кроме того, может стать серьезным
препятствием на пути реализации вышеназванного протокола. К тому же Турция
всячески пытается доказать, что резня армян Османской империи вовсе не являлась
заранее спланированной акцией, а была результатом Первой мировой войны. На
создании упомянутой комиссии историков Турция настаивает еще со второй половины
90-х, однако ответ с армянской стороны она всегда получала один и тот же:
исторические факты обсуждению не подлежат. Нынешнее согласие армянской стороны
на создание подобной комиссии дало повод мировому сообществу усомниться в
ранних ее утверждениях и склониться на сторону Турции.
Что же армянской стороне дало подписание цюрихского
протокола? Самым большим ее достижением можно считать всеармянское национальное
движение за присоединение Нагорного Карабаха к своей исторической родине –
Армении. И это в то время, когда в протоколе нет никаких упоминаний о Нагорном
Карабахе, что также можно причислить к успехам армянской дипломатии, учитывая
то, что премьер-министр Турции Эрдоган открытие межгосударственной границы
всегда связывал с выводом армянских вооруженных сил из Карабаха.
Пришедшая в Турции к власти в 2002 г. партия "Справедливость
и развитие” с самого начала разработала совершенно новое для себя видение роли
Турции в регионе, о чем также было заявлено в выступлениях министра иностранных
дел Турции Давутоглу. В этом плане реформы 2003-2004 г.г. сыграли в жизни
Турции весьма важную роль, благотворно отразившись на ее стратегии
присоединения к ЕС и открыв новые возможности на пути к демократии и свободе
слова. Именно на этом фоне впоследствии было подписано Послание армянскому
народу о прощении за Геноцид со стороны сотен турок. Однако главнейшим
внешнеполитическим приоритетом Турции оставалось установление добрососедских
отношений со странами региона, что позволило бы в будущем избежать многих
острых углов. И в этой связи Армения вовсе не самая последняя головная боль
Анкары – перед ней всегда маячит нерешенный кипрский вопрос, что, однако, не
мешает Турции быть последовательной в защите своих интересов на международной
арене. Идя на некоторые уступки с Арменией, в частности, на открытие
межгосударственной границы, Анкара уверена, что впоследствии она сможет оказать
давление на Ереван в вопросе Нагорного Карабаха.
Определенные успехи турецкого правительства, однако, не
могут гарантировать ему благосклонность со стороны остальных внутриполитических
сил Турции. Турецким националистам теперь кажется, что Анкара потеряла для себя
Азербайджан, т. к премьер-министр Эрдоган продолжал настаивать на
взаимозависимости двух проблем – открытия границ и вывода армянских войск из
Карабаха, не говоря уже о том, что свои отношения с Азербайджаном Турция всегда
выстраивала под лозунгом "Одна нация - два государства”.
Установление тесного сотрудничества с Арменией даст Турции
возможность обеспечить для себя прочные позиции на Кавказе, чего, собственно,
она и добивалась со времен российско-грузинской войны. В свою очередь Армения,
дав согласие на открытие границ с Турцией, может рассчитывать на ослабление
своей зависимости от России - пусть и частично. Вместе с тем, она получает шанс
играть более активную роль на региональном и международном уровнях.
Подписание цюрихского протокола не обошлось без давления как
на Армению, так и на Турцию со стороны США – во время своей предвыборной
кампании президент США Барак Обама дал обещание официально признать Геноцид,
тем самым надавив на больное место Анкары, не соглашавшейся на открытие своей
межгосударственной границы с Арменией без предварительного вывода армянских
вооруженных сил из Карабаха. Апрельский визит Обамы в Турцию стал решающим для подписания
протокола – ведь таким образом Обама освобождал себя от ранее данного им
обещания признать Геноцид в обмен на обещание Турции дать свое согласие на
установление дипломатических отношений с Арменией и открытие границ без
предварительных условий. Выгода США здесь очевидна: во-первых, ослабление
влияния России на Армению и армяно-иранских отношений, и, во-вторых,
возможность для США проложить свои нефте- и газопроводы по Каспийскому морю, а
не по грузинской территории, где они подверглись серьезной угрозе во время
российско-грузинского вооруженного конфликта.
Что же касается российского влияния на подписание Протокола,
то оно очевидно и обусловлено, конечно же, центральной ролью России на Кавказе,
что для Армении является очень важным аспектом, учитывая ее соседство с
вражеским турецко-азеро-грузинским трио. Не остается никаких сомнений насчет
того, явится ли цюрихский Протокол положительным поворотом для стран региона,
также бесспорно, что реальную силу он обретет под покровительством инициаторов
его подписания – США, ЕС, России и Франции.
Вместе с тем, определенные трудности здесь все же могут
возникнуть – Протокол затрагивает интересы не только официального Еревана, но и
армян всего мира, с другой стороны, турецкие националисты требуют соблюдения интересов
Азербайджана… И весьма сложно предугадать, каким образом подобные требования
отразятся на будущем партии "Справедливость и развитие” в преддверии
парламентских выборов 2011 г.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.