Analitika.at.ua. Весной 2006 года состоялись два ключевых события в
американо-турецких отношениях: состоялся знаковый визит Госсекретаря Кондолизы
Райс в Турцию (апрель) и заседание Американо-турецкого совета (The
American-Turkish Council's annual conference, Washington, D.C. March 2006). В
ходе визита Райс было принято решение подготовить документ «об общем видении
стратегии». В начале апреля новоизбранный президент Барак Обама посетил Турцию,
заявив, что США намерены поддержать включение Турции в Евросоюз и готовы
продолжить стратегическое сотрудничество с ней.
Данные политические события имели высший представительный
уровень, содержали обсуждение кардинальных проблем американо-турецких
отношений. По различным оценкам, формально США и Турции удалось достичь важных
договоренностей в отношении перспектив развития отношений, но в действительно
данные события только усилили противоречия, выявили уязвимые места в отношениях
и поставили целый ряд вопросов. Турция продолжает курс на усиление
внешнеполитической самостоятельности, что постоянно наталкивается на барьеры, в
качестве конкретных задач США в регионе. Данная ситуация достаточно
парадоксальна, так как и США, и Турция стремятся преодолеть возникшие проблемы
в отношениях между ними, но даже при данных обстоятельствах постоянно возникают
новые проблемы, которые обретают системный характер. То есть, данные проблемы
возникают из системных условий в политике США и Турции.
Исследования Турции и различной турецкой проблематики США
имеют давние традиции, в разное время ими занимались видные американские
исследователи и аналитики. В таких ведущих исследовательских учреждениях, как
«Центр стратегических и международных исследований», «Вашингтонский институт
стратегических исследований», «РЭНД-корпорейшн», «Институт Среднего Востока»,
Фонд «Наследие», «Центр оборонной информации», «Вашингтонский институт
стратегических исследований», а также в ряде университетов существуют либо
проекты турецких исследований, либо отдельные темы по Турции. Турецкая тематика
регулярно, в различных аспектах, обсуждается в СМИ, на представительных
конференциях, в элитарных клубах, публикуется немало книг. Турецкое направление
является одним из приоритетных и сложных в разведывательной деятельности. На
протяжении нескольких десятилетий Турция, являясь надежным партнером США, не
представляла проблем для получения информации, но турецкое общество и
политический класс всегда предъявляли США немало сюрпризов.
Разведывательным и аналитическим службам США далеко не
всегда удавалось адекватно прогнозировать то, что происходило в
общественно-политической жизни Турции. Турция не всегда являлась удобным
партнером для США, принимая во внимание курдскую проблему, турецко-греческие
отношения, проблему Кипра, амбиции Турции в отношении ряда стран Ближнего
Востока – Сирии, Ирака, Ирана, армянский вопрос и другие. Наиболее сложными и
неудобными для США являются отношения между Турцией и Европейским Союзом. Но
все эти проблемы рассматривались США как вполне терпимые, пока в конце 80-х и
начале 90-х годов не выявились новые, неприятные тенденции в политике Турции,
особенно, в общественных настроениях в отношении США. Несмотря на не очень
хорошие ожидания американцев в части партнерства Турции во время иракской войны
2003 года, отказ Турции пропустить 4 дивизию к иракской границе стал шоком для
американского истеблишмента и привел к принципиальному пересмотру отношений с
Турцией.
Американские исследователи и аналитики неохотно
высказываются по проблемеамерикано-турецких отношений. Американцы предпочитают не говорить об одном
из блоков в их стратегической политике, особенно, принимая во внимание столь
долголетнее тесное сотрудничество с геостратегическим партнером в столь
проблемном регионе. По высказыванию одного из ведущих американских политологов
Энтони Кордесмана (CSIS), «многое, что можно услышать от американских экспертов
о Турции, несомненно, правда, но это только часть правды». Данная формулировка
во многом отражает положение в американской политологии и аналитике, так как
многие американские исследователи на протяжении многих лет тесно связаны с
Турцией, прежде всего, с турецким правительством. Даже если данное
сотрудничество осталось в прошлом, американские исследователи ощущают
ответственность не только за прошлые обязательства, но и за неспособность верно
спрогнозировать те процессы и события, которые произошли в Турции.
Большинство американских (как и британских) экспертов не
возражают против предложенной им следующей формулировки – «в американо-турецких
и турецко-американских отношениях нет глубокого кризиса, данные отношения
продолжают оставаться предсказуемыми и ровными, но существующие проблемы имеют
тенденцию к усугублению, нет надежд на их скорое решение, что не может
позволить США и далее рассматривать Турцию как надежного партнера». Вместе с
тем, данная формулировка не совсем адекватна и недостаточно точна, что требует
ее расшифровки и развития анализа данных процессов.
По оценке Энтони Кордесмана, для экспертов, представляющих
такие регионы, как Кавказ, Ближний Восток, Балканы, Россию, характерно
переоценивать роль Турции в американской политике. Турция действительно важная
страна для США и продолжает оставаться ведущим партнером США в регионе Ближнего
Востока. США связывают с Турцией ряд задач в регионах, окружающих Черное и
Каспийское моря, на Ближнем Востоке. Но проблемы, возникающие в отношениях с
Турцией, не являются приоритетными во внешней политике США. «Если провести один
день в Совете национальной безопасности, то о Турции можно вообще не услышать
или услышать наряду с двумя десятками других проблем». По мнению эксперта,
Турция хорошо представлена различными программами в ведущих институтах и
аналитических центрах, Турция довольно часто упоминается в публикациях,
касающихся большого спектра проблем, связанных с рядом регионов и проектов. Все
это создает впечатление, что для США Турция является ключевой проблемой. По
оценке Энтони Кордесмана, экономические связи и экономические отношения США в
Турции незначительны. Энергокоммуникационная конфигурация в регионе, в
соответствии с планами США, по существу, завершена. Проекты, которые связаны с
Турцией, имеют абсолютное политическое обеспечение. Другие проекты межрегионального
значения, планируемые США, в среднесрочной перспективе не предусматриваются.
Существующий уровень отношений вполне устраивает США, но не устраивает Турцию.
Поэтому со стороны Турции поступают различные предложения и претензии, которые
не всегда могут быть приемлемы для США.
Данное мнение разделяют некоторые другие американские
эксперты. Вместе с тем, следует принять во внимание, что имеются различные
оценки ведущих экспертов, касающихся американо-турецких отношений. Ряд
экспертов, например, Вэйн Мерри (E.Wayne Merry), Бюлент Алиреза (Bulent
Aliriza), Сонер Кагатай (Soner Cagaty), Джеймс Джатрас (James George Jatras),
Фиона Хилл (Fiona Hil), Джон Ситилидис (John Sitilides) и некоторые другие,
придерживаются мнения о том, что проблематичность в турецко-американских
отношениях возрастает и что данные проблемы, несомненно, носят системный
характер. По их оценкам, проблемы нарастали последнее десятилетие, и США не
сумели вовремя осмыслить происходящие события, надеясь на своих традиционных
партнеров – турецкий генералитет, который сам подвержен новым политическим
веяниям. Игнорирование новых тенденций в Турции привело к провалу в
американской политике в отношении этой страны, что привело не к коррекции в
тактических планах, а к необходимости пересмотра ряда «опорных» партнеров в
регионе. Данная группа экспертов считает, что если б даже Турция сохранила
лояльность США, в частности, в отношении военной операции в Ираке, все равно
произошли бы изменения в американо-турецких отношениях, так как это обусловлено
тенденцией спада интереса США к этой ближневосточной державе как региональному
партнеру.
В 90-х годах Турция ощутила потерю интереса США к ней, что
совпало с нарастающими амбициями Анкары. Другая группа экспертов - Свэнт
Корнелл (Svante E.Cornell), Питер Розенблат (Peter R.Rosenblatt), Пол Сандерс
(Paul J.Saunders), Джудит Киппер (Judith Kipper), Зейно Баран (Zeyno Baran),
Патрик Клаусон (Patrick Clawson), представляющие не только видные
исследовательские институты и центры, но и влиятельные политические группировки
американского истеблишмента, более оптимистично смотрят на перспективу
американо-турецких отношений. По их мнению, несмотря на провал в данных
отношениях, обе стороны стремятся стабилизировать отношения, наполнить их новым
содержанием и, главное – придти к определенным договоренностям по правилам
консультаций и согласованию по вопросам внешней политики. США и Турция
понимают, что возвращение к прежним отношениям не будет, и необходимо построить
новые отношения. Данные новые отношения должны включать такие вопросы, как
региональные направления политики, вооружение и модернизация вооруженных сил,
сотрудничество в отношении других партнеров – НАТО и Европейского Союза, по
внутренним проблемам Турции и общим проблемам безопасности. По мнению отдельных
экспертов, в наибольшей степени заинтересовано в развитии отношений с Турцией
оборонное ведомство США, которому необходимо выполнять ряд задач в регионе, что
предусматривает сотрудничество с Турцией. (В Пентагоне в значительной мере
проблемами Турции был занят предыдущий посол США в Турции Эрик С. Эдельман
–заместитель министра обороны по политике, главный советник министра обороны в
администрации Дж.Буша. Э. Эдельман заменил на этом посту Дугласа Файта. Он
карьерный дипломат, служил послом в Турции с июля 2003 по июнь 2005. До этого
работал помощником по национальной безопасности вице-президента Чейни с февраля
2001 по июнь 2003 года.
В Конгрессе Турция крайне непопулярна, а так называемое
протурецкое лобби, по существу, распалось. Причем, наиболее рьяные ранее
защитники интересов Турции заняли откровенно анти-турецкую позицию. По
признанию армянских и греческих лоббистов, блокировать решения Конгресса о
поставках вооружений Турции стало менее сложным. В отношении кипрской программы
США без больших возражений восприняли позицию руководства Республики Кипр по
отношению к инициативам ООН и Европейского сообщества. Обычно в Конгрессе
имеется значительная инерция в отношении анти-американских решений, принимаемых
странами и международными организациями.
В американской и британской политической литературе проблемы
Турции стали рассматриваться как достаточно принципиальные, и, в определенном
смысле, Турция по отношению к интересам и политике США стала «Францией»
Востока, то есть, будучи союзником США, она стала «камнем на дороге», о который
США постоянно спотыкаются. В большинстве данных публикаций содержат
определенные клише, системно повторяемые мысли и выводы, при этом, чаще всего
отсутствуют содержательные рекомендации и предложения. Большинство экспертов
занимают позицию сожаления по поводу происходящих событий и неудач в попытках
урегулирования данных отношений. Создается впечатление, что США, в целом,
смирились с этим положением и не стремятся применить оригинальные, новые
решения и, тем более, принципиально новые инициативы в развертывании политики
на Ближнем Востоке или в Евразии, в рамках которой Турция обнаружила бы свое
«почетное» место.
США, которые на протяжении десятилетий культивировали
пантюркизм как геополитическую и политико-идеологическую доктрину, в начале
90-х годов в значительной мере пересмотрели доктрину пантюркизма, пытаясь
представить ее как культурную концепцию. В ряде турецких программ, которые
включены в исследовательские планы ведущих аналитических институтов и центров
США, пантюркизм выглядит как некие мероприятия, направленные на решение
культурных, лингвистических и социальных проблем тюркоязычных стран и народов.
Американские эксперты считают, что пантюркизм может быть модернизирован и лишен
политических, идеологических и, тем более, расистских элементов. Однако, эти
аргументы не всегда выглядят убедительно. Если в Центральной Азии пантюркизм,
как геополитическая и идеологическая доктрина Турции, потерпела полное фиаско,
так как народы данного региона существенно отличаются от анатолийского
культурно-исторического типа, то в Азербайджане доктрина пантюркизма по
прежнему популярна, хотя к ней относятся иждивенчески, а политическая
ментальность азербайджанского общества во многом имеет подражательный характер
в отношении анатолийского социо-культурного и политического типа.
Американцы в своей пропаганде всячески стараются избегать
обсуждения и даже упоминания данного понятия. В отношении внешнеполитической
ориентации Азербайджана у американских экспертов сложилось два мнения. Одни
считают, что имеются две угрозы или, как принято выражаться, неприятные
перспективы, что связано с исламским влиянием и с идеями пантюркизма. Другие
эксперты считают исламизм и пантюркизм вымышленными угрозами, и азербайджанское
общество уже вполне определенно сделало выбор – самая радикальная европеизация,
при этом, выброс, как аппендицита, всех нетипичных, азиатских элементов и черт,
вместе со многими этно-культурно-религиозными традициями. Оба мнения,
несомненно, являются крайними, но азербайджанцы на самом деле будут удивлять
мир попытками самой радикальной европеизации, когда исламские и пантюркистские
идеи всегда будут в маргинальном состоянии. Турция не имеет существенных
проблем в Азербайджане и не нуждается в применении нарочитой пантюркистской
пропаганды. Вместе с тем, Турция, ощущая, что пантюркистские идея не
воспринимаются США, может использовать ее в качестве контраргумента.
Таким образом, пантюркизм это «законсервированная» доктрина,
которая может быть успешно актуализирована, что может стать единой целью борьбы
для США и России. США и Россия заинтересованы в ослаблении политических и
военных отношений Азербайджана с Турцией, хотя, при определенных
обстоятельствах, США попытаются привести турецкое влияние в качестве аргумента
в диалоге с Россией. Российско-турецкое сближение, которое очень беспокоит США,
может привести к временной поддержке военных усилий Турции в Азербайджане.
Вместе с тем, любые усилия США вывести Турцию из-под влияния России не
исключают, а, напротив подтверждают намерения США проводить политику
сдерживания турецких амбиций, прежде всего, в регионах.
P.S. В Вашингтоне развернута довольно широкая дискуссия по
турецкой теме, которую инициирует вовсе не администрация или экспертное
сообщество США, а сама Турция, ее правительство, с помощью ряда американских
экспертов – этнических турок. Ведущий специалист по Турции в США Ян Леззер из
Фонда Германа Маршала утверждает, что турки очень хотят выдать данную дискуссию
за организованную американцами, но это не так, и администрация вовсе не
пытается придать Турции большее значение, чем она из себя представляет.
Администрация США приняла тактику не превращать отношения с Турцией в
суперважные, и надеется, что внутренняя ситуация в этой стране изменится.
Одновременно, США не пытаются предпринять усилия по сдерживанию экспансии
Турции в направлении регионов, но только в тактическом формате. США,
несомненно, надеются на то, что Турция встретит противодействие со стороны
соседей и соперников в регионах, что создаст более благоприятный фон для
развертывания американской политики. Но нет сомнений в том, что США уже
располагают разработками на случай радикальных действий Турции. Но, это тема
для другой статьи.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.