Главная » 2011»Май»11 » Амшенские армяне из Киргизии поселятся в Карабахе
Амшенские армяне из Киргизии поселятся в Карабахе
00:19
Analitika.at.ua. Наверно, нет надобности в очередной раз говорить о том,
насколько актуален для нашей страны вопрос заселения приграничных и отдаленных
сел, что одновременно поможет решить и другую, не менее важную для республики
проблему - сельскохозяйственную. К сожалению, армянский крестьянин сегодня
разочарован и, не получая за свой упорный и тяжкий труд достаточной отдачи,
предпочитает отходничество. Нередко он забирает с собой и семью - с намерением
больше не возвращаться. Вот так и пустеют армянские села, и с каждой новой
переписью все меньше и меньше становится хозяев земли…
Не заселены и многие районы Нагорного Карабаха - земли эти
ждут тех, кто вспашет их и засеет. Встревоженный этой проблемой, известный
предприниматель и благотворитель Левон Айрапетян предпринял свою очередную
патриотическую программу - поселить здесь армян-амшенцев из Киргизии.
Амшенские армяне на протяжении веков подвергались всяческим
гонениям. Согласно летописцу Леонтию Византийскому (VII-VIII вв.), армянские
князья Хамам и Шапух Аматуни, потеряв в сражении с арабами свои владения в Артазе,
переселили 12000 армян в пределы Византийской империи. Они основали город
Тамбур (Дампур) в Понтийских горах, позднее переименованный в Амамашен, а затем
в Амшен. Со временем территория нового княжества расширилась, охватив ряд
других районов - Хопа, Борчка, Трабзон, Орду и другие. Амшенцы, представляющие
собой одну из ветвей армянского народа, сохранили свой особый диалект. В 1489
году Османская империя завоевала Амшенское княжество, а населявшие его армяне в
значительной степени были исламизированы. Примечательно также, что часть
амшенцев-христиан утратила родной язык, а многие амшенцы-мусульмане сохранили
не только родной язык, но и свои национальные традиции.
Для оставшихся верными христианству амшенцев практически
единственным выходом оставалась эмиграция, и многие амшенские общины
переселились в другие края. А потомки амшенцев-мусульман проживают в небольшой
турецкой провинции Амшен, и историки до сих пор спорят, следует ли считать их
армянами? Нелишне, однако, отметить, что большинство армян признает амшенцев,
как мусульман, так и христиан, своими этническими родственниками.
Помимо Турции, довольно значительное число амшенцев
проживает в России (примерно 1500 человек), Грузии, Армении и в Средней Азии. В
силу ассимиляционных процессов сегодня трудно определить их истинную
численность, но, по примерным подсчетам, амшенцев насчитывается около 400 тысяч
(200 тысяч из них - мусульмане суннитского толка). Большая часть
амшенцев-христиан проживает в Краснодарском крае (по данным переписи 2002 г.-
около 1000 человек). Сегодня для амшенцев, как мусульман, так и христиан, остро
стоит проблема сохранения своей национальной самобытности, особенно для
проживающих в Турции и Средней Азии. Как в Турции, так и в Средней Азии
единственной возможностью воспитания молодого поколения амшенцев в национальном
духе остается семья, поскольку не существует ни школ, ни других
культурно-образовательных структур на амшенском языке. В Средней Азии амшенцы
оказались в 1944 году, когда по приказу Сталина жители шести амшенских сел
Аджарии были переселены в Киргизию и Казахстан как «неблагонадежные».
Нам удалось побеседовать с руководителем киргизской общины
амшенцев Русланом Карабаджаковым. Он приехал в Армению для разработки программы
переселения амшенцев в Карабах. Из Армении он направится в Арцах, где изучит
возможное место поселения примерно для 200 семей амшенцев. «Наше место - здесь,
в Армении. Наша судьба сложилась так, что больше 250 лет мы кочевали с места на
место - Аджария, Средняя Азия… А от судьбы не убежишь. Сейчас мы решили
наконец-то найти пристанище на родной земле. Я хочу, чтобы мой народ жил
компактно, а не рассеянно. В Киргизии мы все друг друга знаем - каждая семья! И
я рад, что, поселившись в Карабахе, мы все будем жить в одном селе, опять
рядом»,- говорит руководитель общины, воодушевленный проектом и в то же время
озабоченный тем, как воспримут идею переселения его соотечественники и какие
возможные сюрпризы еще преподнесет им судьба. Тревожит и то обстоятельство, что
община сокращается с каждым годом: молодежь уезжает на заработки в чужие края и
больше не возвращается. И как бы строго ни обстояло дело в общине с
межнациональными браками, молодые люди, обосновавшись в других краях, часто
женятся на местных мусульманках и отдаляются от своих корней.
Примечательно, что амшенцы Киргизии никогда не имели связей
с Арменией - может быть, дело тут в том, что они исповедуют разные религии... В
этом смысле определенный повод для опасений действительно имеется: в конце
концов, эти амшенцы более двух с половиной веков исповедовали ислам, а сейчас
собираются переселиться в христианскую страну. Кстати, попытка переселения
амшенцев-христиан из Краснодарского края и Абхазии и амшенцев-мусульман из
Средней Азии в одно из обезлюдевших лорийских сел в Армении уже была предпринята
в 1984 году. Инициатором ее был вице-председатель действующего в Ереване
благотворительного земляческого союза «Амшен», историк и журналист Сергей
Варданян. Однако после Спитакского землетрясения реализовать эту идею стало
невозможно.
Так или иначе, но вовлеченные в новый проект люди выразили
надежду, что на этот раз он будет успешно осуществлен, тем более, что власти
уже дали свое согласие, поскольку поверили в эффективность и национальное
значение программы. Потомки амшенцев-мусульман, живя на родной земле, вполне
возможно, со временем вернутся к вере своих предков. А пока что важнейшим
вопросом остается переселение 200 амшенских семей из Киргизии в одно из сел
Мартакертского района НКР и выделение для них земель для занятий земледелием и
животноводством - ведь в Киргизии они именно этим в основном и занимались.
Именно таким людям, понимающим «язык» земли и животных, и надо давать землю.
Руководствуясь идеей, что корни нации сохраняются в селе, инициаторы программы
кладут в ее основу именно перспективы развития сельского хозяйства. Сама
программа будет финансироваться до тех пор, пока переселенцы не встанут
окончательно на ноги. В успехе этого патриотического начинания заинтересованы и
члены московского земляческого союза «Амшен», которые также по мере возможности
окажут поддержку переселенцам. Как сообщил член комитета этой организации
Георгий Мхитарян, вполне возможно, что впоследствии рамки программы будут
расширены и к переселившимся в Армению амшенцам из Киргизии присоединятся также
амшенцы России и Казахстана.
«Эту мою поездку в Армению можно считать исторической,- не
скрывает своего воодушевления Георгий Мхитарян,- ибо оторванная от родной нации
и земли частица нашего народа вновь получает возможность воссоединиться с
ними».
Кто знает, может, это станет началом новой консолидации
армянского народа. Тагуи АСЛАНЯН, «Собеседник Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.