Главная » 2010»Июнь»4 » Андраник Мигранян указал на подлинное лицо ЛТП & Co
Андраник Мигранян указал на подлинное лицо ЛТП & Co
21:37
Analitika.at.ua. Лишь очень больные люди могут судить о нормализации
армяно-турецких отношений как о средстве повышения легитимности президента
Армении.
Интервью директора нью-йоркского представительства
российского Фонда «Институт демократии и сотрудничества», политолога Андраника
Миграняна информагентству АрмИнфо.
Андраник Мовсесович, можно ли надеяться на какие-то подвижки в
армяно-турецких отношениях на фоне прогресса отношений российско-турецких?
Думаю, что эти отношения напрямую никак не связаны. Армения
– стратегический партнер России, Армения входит в ОДКБ, СНГ, является
наблюдателем в Евразэс и поэтому уровень армяно-российских отношений намного
выше, чем уровень отношений российско-турецких. В то же время, Турция является
для России очень серьезным экономическим партнером, а 20 млрд. долларов
ежегодного торгового оборота и несколько миллионов россиян, ежегодно отдыхающих
на турецких курортах, Голубой и Южный потоки, очень важные для транспортировки
российских энергоносителей - являются серьезным подспорьем для сохранения и
развития этих отношений. При этом, в данном случае выбора «или-или» перед
Москвой нет, скорее речь об улучшении отношений с Турцией не за счет ухудшений
отношений с Арменией. При этом, думаю, что для Армении хорошие
российско-турецкие отношения скорее даже выгодны, так как Москва может стать
хорошим посредником в армяно-турецких переговорах. Даже в переговорах вокруг
протоколов Россия уже сыграла свою позитивную роль наравне с США, немало сделав
для их ратификации. Сегодня президент Медведев впервые пытается стать реальным
посредником, так как ранее Россия не принимала фактического участия в
армяно-турецком процессе. Сегодня же, имея очень близкие отношения, как с
Арменией, так и с Турцией, Россия пытается сравняться с США, играя в регионе ту
же роль. При этом, не стоит ожидать от российской стороны таких формулировок,
которые бы однозначно исходили из интересов Армении или Турции с Азербайджаном.
Москва имеет в регионе энергетические и другие интересы, связанные с повышением
ее влияния в исламском мире, поэтому все не так просто как кажется на первый
взгляд. Вообще, ни одна сверхдержава никогда не поддерживает одну сторону,
исходя из моральных соображений. Бывают жизненные и второстепенные интересы.
Мне кажется, что присутствие России и ее участие в событиях регионе жизненно
важно, как для Армении, так и для самой России. Этот фактор перевешивает все
остальные интересы России в регионе, так как в регионе еще есть интересы Ирана,
Турции, США, а также немаловажный фактор состояния дел на юге России.
Насколько правильным было решение начать процесс по
нормализации отношений с Турцией?
Это была необходимость. Благодаря процессу с Турцией впервые
в истории армянской дипломатии, она стала играть на разных направлениях, имея
разные цели, что весьма приветствуется. Такая политика Армении – новость, так
как прежде велась однообразная, монотонная, жесткая, бессмысленная и
бесперспективная политика, которая не могла ни к чему привести. Она только
укрепляла статус-кво карабахского вопроса, который в данной ситуации полноценно
не действовал во благо развития Армении. После встреч с президентом Армении
Сержем Саргсяном я пришел к положительному заключению об армяно-турецком
процессе. Армения сегодня по Саргсяна ведет многоплановую внешнюю политику. При
этом официальный Ереван не имеет оснований беспокоиться по поводу сближения
российско-турецких отношений, поскольку армяно-российские отношения находятся
на качественно более высоком уровне.
Тем не менее, процесс, как минимум забуксовал…
Пока что нельзя говорить о конце процесса нормализации
армяно-турецких отношений, это произошло бы в том случае, если бы Армения вышла
из процесса ратификации подписанных протоколов. Однако пока под протоколами
остаются подписи сторон, нормализация армяно-турецких отношений находится в
процессе. Посредники активно пытаются найти какой-либо прогресс в
армяно-турецком вопросе, поскольку они очень заинтересованы в этом. То обстоятельство,
что в Турции сегодня происходят митинги, на которых турецкая интеллигенция
публично упоминает о Геноциде армян, высказывается по этому вопросу,
свидетельствует о значительном прогрессе, достигнутом армянской дипломатией и в
Армянском вопросе. Вряд ли имел бы место этот прогресс, не будь армяно-турецких
переговоров и не будь подписаны двусторонние протоколы. Я надеюсь, что Россия,
США, Франция и Евросоюз продолжат содействие процессу нормализации
армяно-турецких отношений, вследствие чего турецкая сторона будет вынуждена
пойти на возможные серьезные уступки. Каждый процесс имеет свои
заинтересованные стороны. Дело в том, что в этом процессе заинтересованной
стороной является не только Армения. Есть большое количество заинтересованных
стран, которые присутствовали при подписании Цюрихских протоколов. Пока
процесс, можно сказать, заморожен, но это вовсе не значит, что этот процесс не
имеет никакого будущего. Насколько я знаю, и США, и Россия и Европейский союз в
лице Франции заинтересованы, чтобы в этом направлении был осуществлен
определенный прорыв. Поэтому я не исключаю, что могут быть определенные
подвижки. Другое дело, что у Турции есть желание ввести какие-то
предварительные условия. Но уже тот факт, что они согласились на каком-то этапе
развести армяно-турецкие и армяно-азербайджанские отношения, говорит о том, что
это большой успех армянской дипломатии, который надо сохранить и развивать.
Очень многие в Армении так не считают…
Действительно, к сожалению, некоторые армянские политики и
пресса зачастую поддаются панике, делая скороспелые и необоснованные выводы,
после чего на этом основании делаются идиотские заявления. Однако, сейчас
наступает тот этап, когда это все должно, наконец, остаться позади. Лишь играя
на разных досках полифоническую игру, Армения может сделать шаг вперед. Это
политика для Армении нонсенс, поскольку ни во времена Левона Тер-Петросяна, ни,
в частности, Роберта Кочаряна ни о чем подобном не приходилось даже мечтать.
Конечно, любая подобная игра всегда содержит в себе определенные вызовы и
угрозу, думаю, что президент Армении прекрасно это осознает, недаром
возглавляет Шахматную федерацию Армении.
Армянская оппозиция считает, что армяно-турецкий процесс, прежде всего,
нужен президенту Саргсяну для обеспечения достаточной степени легитимности…
Лишь очень больные люди могут судить о нормализации
армяно-турецких отношений исходя из фактора и в контексте повышения
легитимности президента Армении. Нормализация отношений с Турцией -
экзистенциальная проблема армянского народа, которая снимает очень много
проблем. Думаю, что если эти отношения будут нормализованы, то этот ржавый
гвоздь наконец-то будет вытащен из умов армян, а вместо того, чтобы бесконечно
горевать и смотреть в прошлое нужно, наконец, мобилизовать все свои силы для
того, чтобы осуществить прорыв вперед. Я уже не говорю об экономических и
прочих немаловажных выгодах от нормализации отношений между Арменией и Турцией.
Сегодня Армения находиться в чудовищной зависимости от Грузии – весьма
ненадежного транзитера и партнера и единственной альтернативной возможностью
выхода во внешний мир через Иран, являющийся государством-изгоем. Так что
нормализация отношений с соседями – альфа и омега дипломатии любого
государства, а не только Армении. И лишь шизофреники могут этого не понимать.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.