Analitika.at.ua. Прошло 90 лет после окончания Первой мировой войны
(1914–1918), развязанной за передел мира империалистическими державами.
Истинные цели войны и политику насилия их правители прикрывали лицемерными
заявлениями о защите своих стран от врага. Но в войну было вовлечено 38
государств – стал очевидным для всех её захватнический характер, и её
братоубийственный смысл уже невозможно было объяснить патриотическим долгом.
Война развязала кровожадные инстинкты у захватчиков.
Особенно это проявилось в период турецкой экспансии на Кавказ. Вынашивая планы
создания «Великого Турана» на территории России и Средней Азии, правители
Оттоманской Порты не преминули использовать военные действия для расправы со
своим внутренним врагом – христианами. Поэтому Кавказская война – это особая,
можно сказать, трагическая страница в истории Первой мировой войны. Трагическая
потому, что в одном только 1915 году был осуществлен крупнейший геноцид ХХ
века: тогда было вырезано, сожжено, задушено, сброшено со скал, утоплено,
заживо закопано в землю и расстреляно полтора миллиона армян, столько же
греков, сотни тысяч ассирийцев и езидов.
Единственным, кто мог противостоять вражескому нашествию,
был прославленный генерал русской армии Андраник Сасунский (1865–1927). Он
родился в Западной (Турецкой) Армении, 600 лет страдавшей под игом Османской
империи, и священной целью его жизни стала идея борьбы за спасение своего
народа. Его путь сопротивления всяческому угнетению начался в 17 лет – путь, на
котором у него не было поражений, но свершались блестящие победы, каких мало
знала история освободительных войн.
В Россию Андраник Сасунский приехал в начале Первой мировой
войны – 12 августа 1914 года. Высшее командование русской Кавказской армии,
считая его главным специалистом по ведению войн с Турцией, особенно в горных
условиях, поручило ему организацию национальных воинских формирований в составе
русских войск. Возглавляемая им Первая Армянская добровольческая дружина
особенно отличилась в военных действиях на Кавказе в 1914–1916 годах, всегда выступая
в авангарде на самых опасных и важных направлениях.
Временное прекращение военных действий в декабре 1917 года
на всех участках фронта предопределило дальнейшее развитие событий на Кавказе.
Русским войскам было предписано покинуть Кавказ. Этим воспользовались
азербайджанские мусаватисты, которые 8 января 1918 организовали близ Гянджи у
станции Шамхор резню, уничтожив более 5000 русских солдат и офицеров, сдавших
оружие перед возвращением домой и лишенных возможности защитить себя. Шамхор
стал прелюдией к генеральному наступлению турецкой армии.
С негодованием осудил Андраник Сасунский преступные действия
мусаватистов; он всегда утверждал: «Наш единственный друг – это Россия… от
нашествия варваров кавказские народы защищал русский солдат».
Русское командование в этой катастрофической ситуации
сделало единственно возможный выбор, назначив Андраника Сасунского командующим
только что созданной Сводной западноармянской (Сасунской) дивизии, а 23 января
1918 года ему присваивают звание генерал-майора.
Главнокомандующий османской армии генерал-лейтенант
Вехиб-паша, нарушив все договоренности, уже 30 января 1918 отдает приказ о
переходе демаркационной линии и мощными объединенными силами ведет
широкомасштабное наступление на всех трех основных направлениях – Ванском,
Трапезундском и Эрзерумском.
Спустя несколько месяцев, при отсутствии противодействия со
стороны России, Чехословацкий корпус захватил всю Транссибирскую магистраль и
Среднее Поволжье. В тот страшный период, когда царская армия перестала существовать,
а Красная Армия еще только начала формироваться, вся тяжесть ведения Кавказской
войны легла на плечи Андраника Сасунского. Этот факт отражен и в Большой
Российской Энциклопедии: «После распада фронта в 1918 г. дивизия Андраника
Сасунского оказалась единственной боевой силой, противостоявшей всей турецкой
Кавказской армии» (М., 2005. Т. I. С. 723). В февральской битве за Эрзерум
только горстка мушских храбрецов поддерживала андраниковцев в их противостоянии
25-тысячному войску Вехиб-паши. Андраник Сасунский, прикрывая отступление
остатков русской армии, спас и десятки тысяч жителей, дав им возможность
покинуть крепость. Военный министр Турции Энвер-паша заручился поддержкой
правителей Хивинского и Бухарского ханств и мусаватистского руководства Азербайджана,
но Андраник Сасунский в апрельском сражении под Воронцовкой дал отпор
70-тысячной турецкой армии, предотвратив захват Тифлиса и Баку. Победа
Андраника Сасунского на Дилижанском направлении в майских боях с турецкой
армией, возглавляемой цветом османского генералитета, оказалась судьбоносной
как для Кавказа, так и для России: он перекрыл выход турецких войск за пределы
Кавказа – в Крым, Поволжье, к Уралу и в Среднюю Азию.
Андраник Сасунский называл себя «солдатом нации угнетенных».
И это не просто фраза – здесь сущность его мировоззренческой позиции. Его душа
болела за всех обездоленных: и классово-эксплуатируемых, и подвергающихся
расовой дискриминации, и уничтожаемых за национальную и религиозную
принадлежность. Именно поэтому многие народы – армяне и греки, езиды и
ассирийцы, болгары и сербы – видели в Андранике Сасунском своего вождя в их
справедливом деле освобождения от любого деспотизма. В свои 34 года Андраник
Сасунский стал общепризнанным лидером освободительного движения угнетенных
народов, вписав яркие страницы в его героическую летопись.
Удивительным было умение полководца сплотить вокруг идеи
освобождения родины представителей самых разных народов, составляющих его
многонациональные добровольческие отряды. Основой взаимоотношений в его воинских
частях всегда была политика интернационализма. Тесные, братские отношения
связывали на поле брани армянских воинов и русских солдат и офицеров, среди
которых было немало казаков – донских, кубанских, терских и забайкальских; в
одних рядах с ними воевали греки, ассирийцы и езиды. Верными помощниками
полководца были его сподвижники: русский поручик Колмаков и езидский
руководитель освободительного движения Джангир-Ага. Андраник Сасунский
осознавал важность общности судеб народов Византийской Ойкумены: в критической
ситуации византийские народы могут надеяться только друг на друга.
В защите Андраника-командира нуждались не только христиане:
за помощью к нему обращались и живущие рядом мусульмане, так как его требование
«быть исключительно справедливым» известно было всем. Официальный представитель
Национального совета мусульман Абдуфал-бек Гасан называл легендарного генерала
«защитником всех угнетенных». Как истинный патриот, Андраник Сасунский исходил
из объективного понимания того факта, что освобождение кавказских народов от
турецкого ига возможно только в их тесном сотрудничестве.
Убежденному приверженцу русской ориентации будущее Кавказа
представлялось только в союзе с Россией: «На Кавказе должна быть сохранена
общероссийская государственность». Эта мысль стала определяющей в его отношении
к России как стране, с которой Кавказ связан исторически, а также в признании
ее заслуг не только в освобождении Кавказа, но и в многогранной работе по его
благоустройству, поэтому «Россия не может оставить Кавказ», – говорил
полководец. Тем более что в разное время в войнах на Кавказе Россия потеряла
около 800 тысяч своих солдат – это «высокая цена». И русский народ «не должен
предать забвению пролитую их отцами кровь на кавказских горах и покинуть эту
страну, оставив её на произвол судьбы… Он должен остаться и защищать Кавказ и
кавказские народы».
Андраник Сасунский считал Россию «решающей составной частью
православного мира», стремился всеми силами сохранить целостность России – в
этом заключается его византистская позиция. В тяжелые дни Гражданской войны,
когда Россия оказалась в катастрофическом положении, он с уверенностью говорил
о её будущем: «…встанет на ноги, воздвигнется новая, могучая и непобедимая
Россия, какой она не была никогда».
Глубоким чувством веры в Россию пронизаны слова Андраника
Сасунского, которые и сегодня остаются актуальными: «Мне больно, когда вы
думаете, будто Россия распалась, умерщвлена раздорами и не очнется раньше чем
через 50 лет. Но вам следовало бы помнить, что 150-миллионный, здоровый,
обладающий богатыми потенциальными возможностями народ не может умереть, он
жив». Так мог рассуждать только мудрый государственный деятель, понимающий
историческое значение дружественного союза с Россией, её роль в стабилизации обстановки
на Кавказе.
Андраник Сасунский был твердо уверен, что «последнее слово о
Кавказе и Армении» скажут русские. Подтверждением его слов стал декрет
Совнаркома РСФСР от 29 декабря 1917 года. Этот документ, в котором армянскому
народу предоставлялось право на самоопределение, он назвал «выражением
справедливости и политической честности». В радиограмме, посланной 14 июля 1918
С. Шаумяну, Андраник Сасунский объявил Нахичеванский уезд «неотъемлемой частью
Советской России», а себя и свои войска – полностью подчиненными Центральному
Российскому правительству. Шаумян о телеграмме сообщил В.И. Ленину; и газета
«Известия», со слов В.И. Ленина, назвала действия полководца «крупной победой
Советской власти».
Андраник Сасунский был единственным, кто отверг заключенный
с османцами Батумский договор о мире и дружбе, подписанный меньшевиками и
дашнаками, по которому весь Кавказ перешел в монопольное владение Турции.
Трудящийся народ теперь испытывал двойные страдания – и от турецкого штыка, и
от предательства так называемых вождей Кавказа. И генерал Андраник Сасунский
продолжал воевать с Османской империей один на один вплоть до прекращения
военных действий на Кавказе. Это произошло 3 декабря 1918 года.
В переживаемый нами период обострения ситуации на Кавказе
значение личности Андраника Сасунского многократно возросло: он стал
олицетворением византизма – и в этом его историческая значимость. Здесь следует
подчеркнуть универсализм византизма, его всечеловеческий характер, который
заключается в национальном своеобразии как компонента многообразия мира, в
уважении к личности другого человека, его обычаям и особенностям уклада жизни и
быта; идеи дружбы, братства, единства – это основа взаимоотношений между
народами разных национальностей.
Будучи деятелем византистского направления, решение
социального вопроса Андраник Сасунский видел в освобождении человечества от
каких бы то ни было форм эксплуатации. В истории ХХ века он был единственным,
кто на византистских началах свел воедино национально-освободительную и классово-освободительную
борьбу. В деле становления нового мира в XXI столетии его византистские идеи
представляют особенную актуальность.
Андраник Сасунский не только предвидел социализм, но и
воспринимал его как историческую необходимость, как единственно достойную форму
будущего устройства человечества. Цели византизма и социализма в принципе
созвучны, ибо проникнуты заботой о насущных нуждах трудящихся. Идеи социализма
были выстраданы Андраником Сасунским всей его сознательной жизнью, всецело
посвященной борьбе за свободу трудового народа. Они проникнуты верой в
необходимость справедливого мира на земле – без войн, насилия и угнетения. Этой
верой была одухотворена вся его героическая деятельность.
В 1911 году А.В. Луначарский писал, что «история совершается
и еще долго будет совершаться среди крови и слез», однако рано или поздно
освободившееся от классового, политического, духовного гнета человечество
воздаст должное тем, кто отдал свою жизнь за его лучшую участь, более достойную
его высокому предначертанию.
В этой галерее праведников и героев займет свое место и
Андраник Сасунский, защитник обездоленных, «солдат нации угнетенных». Нина
СЕВЕРИКОВА, eifgaz.ru
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.