Главная » 2010 » Январь » 14 » Андрей Арешев: Ничего сенсационного президент Турции не сказал
Андрей Арешев: Ничего сенсационного президент Турции не сказал
16:59
Analitika.at.ua. Интервью заместителя генерального директора Фонда
стратегической культуры Андрея Арешева информагентству АрмИнфо.
13-14 января министр иностранных дел России Сергей Лавров посетил с
рабочим визитом Армению. Основной его целью является обмен мнениями по
нагорно-карабахскому урегулированию в контексте предпринимаемых Москвой
посреднических усилий по его разрешению. О чем говорит этот визит, учитывая его
параллельность с визитом Эрдогана в Москву?
Я не стал бы придавать этому визиту особенный контекст. Мне
представляется, что это обычные политические консультации, которые проводятся
регулярно. В то же время Москве очень важно сохранять баланс в отношениях между
Ереваном, Баку и Анкарой.
На днях президент Турции Абдулла Гюль заявил, что Анкара и Москва
проводят закрытые переговоры, касающиеся Армении, с тех пор как Анкара и Ереван
подписали в октябре двусторонние Протоколы. Он отметил, что между Россией и
Турцией проводятся «тихие, но очень активные дипломатические консультации», где
основное внимание уделено нагорно-карабахскому конфликту. О чем более конкретно
могут идти эти тихие консультации, по Вашему мнению?
Переговоры и консультации всегда ведутся преимущественно в
закрытом формате, так что ничего сенсационного президент Турции не сказал. Что
касается примерного содержания таких консультаций, то попытки Турции, которая
ведет активную региональную политику, тем или иным образом «встроиться» в
работу Минской группы ОБСЕ, сопредседателем которой является России, очевидны.
Другое дело, что не все в этом вопросе зависит от Анкары, впрочем, как и от
Москвы.
Турецкий премьер Эрдоган накануне начал свой двухдневный визит в
Москву. Как ожидается, основной темой обсуждений с В. Путиным станет
строительство газопровода «Южный поток» в территориальных водах Турции, на что
Анкара уже дала согласие. В какой степени турецкий премьер может увязать этот
вопрос с карабахским урегулированием?
Мне представляется, что российско-турецкие отношения в сфере
энергетики и так развиваются достаточно непросто, так что вводить в них
дополнительную составляющую может означать еще более их усложнение. Скорее
всего, речь идет все-таки о двух самостоятельных «треках», пусть и косвенно
взаимосвязанных – энергетическое сотрудничество России и Турции, и
урегулирование региональных конфликтов. Собственно, об этом и сказал
премьер-министр России в ходе совместной пресс-конференции с турецким коллегой,
заявив, что карабахская проблема, и турецко-армянская являются очень сложными
сами по себе, и он не считает правильным увязывать их в один пакет, так как
каждую из этих проблем и в отдельности решить очень сложно. В то же время,
Путин отметил, что пакетировать эти проблемы с тактической и стратегической
точки зрения нецелесообразно, однако Москва всячески будет способствовать
решению как одной, так и другой проблемы.
Недавно Ахмет Давутоглу заявил, что на встрече в Москве будет проходить
«Параллельное рассмотрение вопросов нормализации отношений между Турцией и
Арменией и восстановления территориальной целостности Азербайджана, чтобы
обеспечить мир в регионе». Свидетельствует ли это о стремлении Анкары убедить
Москву воздействовать на Армению в урегулировании конфликта. А также насколько
это вообще возможно?
Ничего нового в данном заявлении нет. Другое дело, насколько
данная идея турецкой дипломатии реализуема на практике. Конечно, существует
желание рассуждать именно в этом ключе: Армению, дескать, необходимо склонить к
большей уступчивости, и кому это делать, как не Москве. Однако все понимают,
что передача под контроль азербайджанской стороны даже одного или двух районов
«пояса безопасности», сделанная, так сказать, в порядке «доброй воли», без
достаточных гарантий, может привести к необратимым результатам. Разумеется,
существует соблазн связать визит Сергея Лаврова в Ереван с гипотетическим
выбиванием «уступок». Однако, если эти «уступки» касаются ключевых вопросов
национальной безопасности и обороны страны, вопрос приобретает принципиально
иное значение.
Конституционный Суд Армении накануне признал Протоколы
«соответствующими Конституции РА». Сузит ли этот шаг Армении поле
маневрирования Турции в ее желании подороже продать свое согласие ратифицировать
эти 2 документа?
Мне кажется, турецкие парламентарии будут руководствоваться
самыми разными внутриполитическими и внешнеполитическими раскладами. Позволю
себе напомнить, в частности, о недавних высказываниях британского посла
Лондсдейла, который фактически подталкивает Турцию к выдвижению Армении
предусловий. Почему-то есть ощущение, что ратификация армяно-турецких
протоколов в турецком парламенте будет отодвинута на неопределенное время.
Правда, с другой стороны, министр иностранных дел Ахмет Давутоглу во время своего
визита в ту же Великобританию сказал, что «правительство Турции делает все
возможное для ратификации протоколов без предварительных условий». Скорее
всего, мы имеем дело с определенной закулисной игрой, конечный результат
которой предсказать сейчас достаточно проблематично.
Азербайджанские и турецкие власти постоянно твердят о «рывке вперед в
продвижении карабахского урегулирования в 2010 году». Есть ли для этого
«продвижения» реальные предпосылки, по вашему мнению?
Телеканал CNN Turk, со ссылкой на дипломатические источники,
сообщает, что возможно, что уже в 2010 году Армения выведет войска из пяти
районов Азербайджана. Однако в нынешних реалиях это скорее попытка выдать
желаемое за действительное. Сложно говорить о каких-либо продвижениях в частности,
в вопросах, интересующих азербайджанскую сторону на фоне интенсификации
милитаристской риторики, роста военных бюджетов и последовательно
демонстрируемого нежелания искать компромиссы.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.