Главная » 2012»Май»20 » Андрей Иванов: Ереван - объективно ценнейший исторический город
Андрей Иванов: Ереван - объективно ценнейший исторический город
00:13
Analitika.at.ua. Случайно обнаружил в сети давнее уже, февральское, интервью
Р.Гусейнова с заведующим сектором политических исследований администрации
президента Азербайджана Ф.Ахундовым "Российские источники раскрывают белые
пятна в истории гибели А.Грибоедова и старого Еревана"
(http://www.rizvanhuseynov.com/2012/02/blog-post_11.html). Поскольку в качестве
одного из "раскрывающих пятна" в ней назван я (в статье обильно
цитируется моя работа "Северный проспект ведет в Конд",
опубликованная в "ГА" 9 февраля 2012г.), считаю долгом ответить,
причем именно на страницах "Голоса".
Ответ Фуаду Ахундову
Немного об истории вопроса. В феврале этого года
одновременно с моей статьей появилось несколько публикаций, связанных с
празднованием 500-летия Эриванской крепости в Баку и актуализацией проекта
"Старый Ереван" ("СЕ") в Ереване. Это интервью с автором
"СЕ" Левоном Варданяном ("ГА", 4 февраля), интервью с
Ф.Ахундовым на сайте Информационного агентства REGNUM 7 февраля ("Мы можем
предоставить Армении старые чертежи для восстановления центра Еревана"),
ответ Ахундову доктора архитектуры Мариетты Гаспарян (REGNUM, 16 февраля), моя
статья "Стоит ли уподобляться лососям?" с критикой проекта
"СЕ" ("ГА", 16 февраля). Наконец, тот же REGNUM 20 февраля
публикует статью сподвижника Ахундова Ризвана Гусейнова "В помощь
строителям Еревана". Вот в таком контексте 11 февраля и вышло то самое
интервью Ахундова, поражающее вольностью интерпретаций моих идей и ставшее
поводом к данному ответу.
Практически все публикации Ф.Ахундова направлены на то,
чтобы убедить мир в неавтохтонности армян на Южном Кавказе и соответственно в
ничтожной исторической значимости их сегодняшней столицы, будто бы особенно
очевидной после уничтожения Ереванской крепости, которую увидевший ее своими
глазами Николай I назвал "глиняным горшком", а видевший на картинках
Ахундов считает "жемчужиной азербайджанского средневекового
зодчества". Вот для подтверждения этих мыслей Ф.Ахундов и пытается
использовать некоторые положения моей статьи.
Я действительно отмечал, что в древнем Ереване неожиданно
мало зримых следов его древности; что почти полная утрата персидско-тюркского
слоя градостроительного наследия - серьезная потеря для города; что недооценка
городских достоинств и значимости дореволюционной Эривани - дурная традиция,
принижающая сегодняшний Ереван и ведущая в итоге к продолжающимся сносам
"черных домов". Что высокоценный в художественном отношении Генплан
Таманяна не был направлен на сохранение старой застройки и роль этого зодчего в
развитии Еревана неоднозначна. Что часть ереванцев поражена сегодня
"средовой амнезией". Все это так, тут нет перевирания со стороны
Ф.Ахундова, как, впрочем, нет и открывания каких-либо "белых пятен" с
моей стороны. Но вот при интерпретации этих мыслей Ф.Ахундов меняет их смысл на
прямо противоположный.
Так, мне приписывается "горький вывод, что Ереван не
является древним городом". Я не делал такого вывода. Задать вопрос
"где древности?" вовсе не означает немедленного ответа:
"древностей нет". Если только ты не знаешь нужного тебе ответа
заранее, как знают его Ф.Ахундов и Р.Гусейнов.
Прямое передергивание и в том, что "вандалистское
уничтожение старого Еревана" я будто бы связываю с "хищной плановой
застройкой Еревана в советское время, осуществленной по проектам архитектора
Александра Таманяна". Не нужно быть специалистом-архитектором, чтобы знать,
что по проектам Таманяна в Ереване построено всего несколько зданий, а
реализация генерального плана любого города - дело тысяч разных людей, среди
которых встречаются и подвижники-градохранители, и циники-разрушители.
Ф.Ахундов лжет, говоря, что "главными виновниками
вандализма" я считаю неких "бездушных и безликих
"таманянов". Я просто не писал таких слов.
В целом же "научный" метод Ф.Ахундова -
выхватывание из контекста чужой статьи отдельных фраз и идей и спекуляция ими
для подтверждения собственных мыслей с искажением духа первоисточника - больше
похож на метод политикана, считающего, что для достижения цели все средства
хороши.
И поэтому мой ответ обращен, скорее, к самим ереванцам.
Ф.Ахундов отметил, что мой текст "стал настоящим криком души". Вот
тут он, пожалуй, прав. Я позволяю себе поднимать некоторые острые вопросы
сохранения ереванского наследия только потому, что мне действительно больно за
этот город.
Больно за те уничтоженные памятники исторического Еревана,
которых я не видел и уже не увижу, - церковь Погоса-Петроса, Дворец сардара,
православный Никольский собор, выходившее на Туманяна крыло летнего зала
"Москвы" - в равной мере.
За то, что многие сегодняшние интеллигентные горожане не
считают свой город ценным, не знают его прошлого, махнули на него рукой.
Мне больно, что ереванцы САМИ исключили возможность
включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО одной из самых красивых площадей,
созданных человечеством в ХХ веке. Площадь Республики должна быть в этом
списке, но никогда уже не окажется из-за диссонирующих высоток вокруг - от
бизнес-центра "Элит Плаза" на ул. Хоренаци до Северного проспекта.
Больно за то, что творится в Ереване сегодня: состояние дома
Африкянов ухудшается от месяца к месяцу, "черные дома" продолжают
исчезать (недавно была ободрана туфовая облицовка дома на ул. Бузанда, где жил
артист Сурен Кочарян), под угрозу уничтожения попадают новые и новые памятники,
а сомнительный проект "Старый Ереван" воскресает при этом из небытия
.
Но из всего этого никак не следует, что Ереван перестал быть
древним городом с богатейшим наследием. Моей задачей вовсе не было раскрытие
белых пятен - я попытался показать сложность, неоднозначность,
взаимосвязанность этого наследия, память о горестных утратах существенных
частей которого должна стать таким же его компонентом, как и все подлинные
сохранившиеся артефакты.
Но есть и другая, не менее важная побудительная причина моих
статей. Мне РАДОСТНО думать и писать о Ереване, радостно бывать в этом сложном,
многослойном, таинственном, недопроявленном, теплом, уютном городе, где,
несмотря на все разрушения и социальные катаклизмы, каким-то чудом удалось
создать прочную, устойчивую, самоподдерживающуюся средовую основу, сформировать
неразрушимый уже генетический код "ереванскости". Код, в котором
суммируются, может быть, неявно для его носителей, все исторические слои
местного наследия, - от урартского до персидско-тюркского, российского и
советского.
Мне радостно видеть осуществленный феномен Города, находить
важные точки его акупунктуры, ощущать биение его нерва, любить его.
Спорить с ним. Вступать в диалог с его "гениями
места" - такими, как проблематичный для меня Таманян. Думаю, что помимо
красивого плана и мощного образа нового Еревана, помимо нескольких
архитектурных шедевров (я равно люблю маленькую обсерваторию и большой Дом
правительства), помимо негативно оцениваемого мной небрежения исторической
тканью, вернакулярной застройкой, этот великий зодчий поставил вечные вопросы о
Городе, задал точку отсчета для непрерывного диалога о том, каким должен быть
Ереван.
В котором я и участвую вместе с непредвзятыми читателям моих
статей. И ясно, что такой диалог не интересен и не нужен Ф.Ахундову.
И все же, учитывая высокую пропагандистскую активность этого
человека (вот только некоторые названия его недавних публикаций: "Наша
цель - доказать мировому сообществу, что армяне на Кавказе пришлый народ",
"Страна, которой не было... Армения на Кавказе?..", "Армения -
музей геноцида азербайджанской цивилизации под открытым небом"), хотелось
бы видеть альтернативные действия армянских ученых и политиков. Понятно, что
доказательства вроде бы очевидного, опровержения элементарных фальсификаций
могут казаться бессмысленной тратой времени. Но не недооценивают ли армянские
коллеги силу пропагандистской машины соседнего государства? В мире не так уж
много людей, разбирающихся в тонкостях истории Армении и Южного Кавказа, - на
это и рассчитывает Ф.Ахундов. И как бы не получилось, что, вне зависимости от
исторической правды, победят в этой полемике те, кто кричит чаще и громче?
Закончу же главным своим тезисом. Ереван - объективно
ценнейший исторический город. А вот субъективно он таковым пока не стал.
Проблема его историчности - в ее восприятии и понимании горожанами. Надеюсь,
что те представители нового поколения ереванцев, кто отстаивал Арами, 30, сад
Маштоца, борется сейчас за АОКС и еще поборется за Конд и дом Африкянов,
вырастут в настоящих СУБЪЕКТОВ исторического города, видящих его сложность и
многослойность и ответственных за его наследие. Смотреть видео:
Мы и наш Ереван
Старый Ереван не погиб. Он существует в материальной ткани,
в культурно-исторических слоях города, но главное - в людях, в сегодняшних
ереванцах. Прежде всего для них я и публикую свои статьи. Андрей ИВАНОВ,
профессор МААМ, Москва. «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.