Analitika.at.ua. В этом году на правительственном уровне отмечается
1050-летие провозглашения Ани столицей средневековой Армении. О великолепии
этого города написаны тома, так что поговорим о другом: почему пал Ани?
В народной среде бытует легенда, что жизнь в городе стала
постепенно угасать после землетрясения 1319 года. Есть и рассказы о том, что он
пришел в запустение вследствие походов Хромого Тимура в конце того же столетия
и смещения фокуса дорожных коммуникаций. Кстати, тогда Ани давно уже не был
армянской столицей ввиду отсутствия армянской государственности. Об этом, как
правило, говорится реже. И уж совсем редко вспоминают о том, что причиной
упадка "города тысячи и одной церкви" стало нравственное разложение
самих жителей, высмеивавших сановников и писателей, да и просто скромных людей.
Об этом осталось немало документальных упоминаний.
БЫЛ В АНИЙСКОЙ ИСТОРИИ ТАКОЙ ТИГРАН ОНЕНЦ, чья церковь
хорошо знакома специалистам и паломникам. Меньше известна личность Оненца –
этого типичнейшего продукта рыночной эпохи, обладателя огромного состояния,
добытого торговлей. Начинал, вероятно, как простой меняла, но потом очень
удачно связался с генуэзскими купцами, а дальше пошло-поехало. И вот однажды
ему подумалось, что при таком таланте и при таких деньгах ему дозволено купить
мир. Построил себе церковь в Ани, где и выпрашивал по вечерам искупление, чтобы
с утра снова безобразничать.
"Тигран Оненц отражает облик и природу человека,
вышедшего в люди лично стяженным богатством, - писал о нем Николай Марр. -
Национализм таких людей не выходил за порог церкви. В церкви обязательный для
них священный армянский язык терял свою притягательную силу в реальной жизни.
Арабская, персидская надпись, однако ни одной армянской буквы на роскошных
сосудах, несомненно, принадлежавших последним владетелям Ани, христианам по
вере, армянам по национальности".
Карикатурные персонажи – ростовщики и менялы, столь часто
высмеиваемые армянскими баснописцами, оказались едва ли не единственными хозяевами
положения в Ани и вели себя столь же вызывающе, как нынешние ереванские
нувориши. Такая вот метаморфоза ценностей.
Историк архитектуры Николай Токарский не видел в метаморфозе
ничего удивительного, так как "последними властителями Ани" были
представители торгового капитала – средневековые нувориши, которые, как
правило, "не имеют национальности", но зато обладают способностью
трактовать все новое и чуждое в качестве "прогрессивного" и насаждать
это "прогрессивное" в среде своего обитания. Одним из них был
анийский негоциант Сахмадин, сын Акопа, который приобрел в частную
собственность Ереван, о чем помпезно сообщил на стене церкви Катогике.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, СЛОЖИЛАСЬ СИТУАЦИЯ, КОГДА ЕДИНСТВЕННЫМ
КРИТЕРИЕМ оценки человека стало его личное материальное состояние. Анийцы
открыто издевались над калеками и бедняками, высмеяли хрониста Иоанна и даже
устраивали нечто наподобие "ужина с придурком". Так, например,
низкорослым монахам дарили большие кресты, рослым – маленькие. В соответствии с
таким контрастом предлагали им и столики – аналои. Марр как-то подытожил
хронику смутного времени.
"Когда Ани совершенно опустел, в точности неизвестно;
быть может, это произошло не без связи с нашествием орд Тимура. Но
окончательное падение Ани наступило гораздо раньше…
По существу совершившийся уже тогда печальный факт мог быть
лишь ярче отпечатлен в сознании потомства таким внешним явлением, как
землетрясение, если оно действительно имело место в Ани в 1319 году, как гласит
предание. Последние раскопки обнаружили обстоятельства, несомненно
подтверждающие, что город пострадал от катастрофы. Впрочем, очевидная смена в
эту пору догоравшего пламени древнеармянской культурной жизни наступившим на
долгие века мраком варварства могла сама создать среди армян легенду о гибели Ани
от землетрясения.
Созданию легенды могло содействовать и
аскетически-религиозное настроение армянских хроникеров, для которых богатый
жизнерадостный Ани в цветущий его период с его мирскими соблазнами мог казаться
бесовским городом, самим Богом осужденным на погибель.
По этой легенде, в Ани любили наряды, анийцы стремились
перещеголять друг друга не только богатством и изяществом костюмов, но
великолепием построек; анийцы были капризны и изнеженны: без служанок и рабов
не делали шагу и даже в церковь отправлялись не иначе, как на лошадях, причем
не благоволили слезть с коней, а приказывали выносить им Евангелие из церкви;
анийцы были страстные чревоугодники и любители зрелищ.
Они ценили утонченные блюда и душистые вина с букетом и
увлекались сказками, играми и плясками; природная красота анийских женщин еще
более содействовала, по словам хроникера, порче нравов в Ани.
В довершение зла анийцы не гнушались издеваться над
серьезными, строгонравными гостями и даже монахами, приходившими просветить
жителей города. Для таких проповедников у анийцев были два аналоя: один низкий,
другой высокий, и когда появлялся проповедник, монах или священник, если он был
высокого роста, ему ставили низкий аналой, а если был мал ростом, ему ставили
высокий аналой. Анийцы позволили себе проделывать и не такие шутки с известным
проповедником, писателем Иоанном, который проклял город, и тогда, говорит
хроникер, Ани и погиб от землетрясения".
ИСТОРИЯ КАК ДИСЦИПЛИНА ИМЕЕТ ВЫДАЮЩЕЕСЯ ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
Она в первую очередь нацелена не на внешнего потребителя, а именно на
внутреннего: преподносит уроки, наделяет опытом, определяет грани дозволенного,
ставит диагноз текущему состоянию общества… Все остальное – историография.
Тысячелетняя армянская история - это уникальный препарат,
который дозирует дозволенное, указывает на все противопоказания и побочные
эффекты. Не применять это богатство – порочно. Однако наши - страшно далекие от
истории - власти предпочитают панацее застольный патриотизм, посему… глубокие
строительные котлованы в ереванском центре уже вполне походят на очередную
столичную могилу. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.