Главная » 2010 » Февраль » 6 » Анкара пытается навязать миру свое видение по "исторической комиссии" в Протоколах
Анкара пытается навязать миру свое видение по "исторической комиссии" в Протоколах
13:46
Analitika.at.ua. Арут Сасунян в своем комментарии коснулся темы
взаимоотношений Армения – Диаспора
"Наше национальное единство должно быть сохранено любой
ценой”, — заявляет издатель "Калифорнийского курьера” и предлагает шаги для
реабилитации отношений, пострадавших в ходе армяно-турецкой "нормализации”.
"Последние месяцы были ознаменованы гневной реакцией
диаспоры на протоколы, подписанные Арменией и Турцией. Многие усмотрели в этих
соглашениях потенциальную угрозу нашим национальным интересам”, — говорится в
преамбуле статьи. Автор, не отказывая руководству Армении в праве "принимать
решения от имени 3-миллионного населения страны, предлагает лидерам РА
считаться также с интересами 10-миллионного армянства, особенно когда речь о
панармянских вопросах (геноцид, Арцахский конфликт, отношения с Турцией).
"Официальные лица Армении в переговорах с Анкарой должны
были проявить большую чувствительность. Подписав протоколы, они нанесли
глубокую обиду всем армянам. ...Маленькое блокированное государство, по обе
стороны граничащее с врагами, не может позволить себе внутреннюю конфронтацию и
раскол. Наши разногласия на руку лишь турецким лидерам, которые не скрывают,
что в их планах отколоть Армению от "радикальной диаспоры” с тем, чтобы
облегчить себе задачу — добиться уступок по Нагорному Карабаху, по вопросу
признания геноцида и реституции”, — пишет А.Сасунян перед тем, как обратиться к
"урокам печального опыта внутринациональной конфронтации на почве протоколов”.
Уроков, они же суть рекомендации, восемь.
1. Руководство Армении должно проявлять большую осторожность
и консультироваться с лидерами диаспоры до проведения переговоров и подписания
соглашений, если на повестке вопросы, имеющие общенациональное значение. 2.
Лидеры диаспоры должны быть избраны, чтобы быть уполномочены выступать от имени
национальных общин. Это придаст вес мнению диаспоры и будет способствовать
лучшему функционированию связи между нею и армянским правительством, а также международными
структурами. (Каким образом будут проходить выборы лидеров диаспоры, об этом
автор пообещал проинформировать в своих последующих комментариях.)
3. Какими бы ни были разногласия с правительством РА,
представители диаспоры не должны приостанавливать свои гуманитарные и
инвестиционные программы в Армении. 4. Важно избежать раскола не только между
диаспорой и Арменией, но и среди организаций самой диаспоры... Последующий
пункт рекомендаций касается непосредственно Армении. "Президент РА, — считает
Сасунян, — нуждается в советах экспертов по экономическим и политическим
вопросам”. Соответственно предлагается создать при президенте экономический
совет, а также совет по внешней политике, а в состав этих структур включить
специалистов, имеющих международное признание. На взгляд издателя "Курьера”,
президенту необходимо также обзавестись командой квалифицированных юристов,
способных давать советы главе государства перед подписанием международных
соглашений.
В следующем пункте автор комментария говорит о Министерстве
по вопросам диаспоры. "Оно могло бы в период дебатов по протоколам взять на
себя с одобрения правительства роль свободного коммуникационного канала между
Арменией и диаспорой, посредством которого озабоченность и недовольство армян
разных стран мира доводились бы до офиса президента и МИД. В конце концов,
предполагается, что Министерство по делам диаспоры должно быть мостом между
двумя сегментами армянской нации”...
Последующие рекомендации скорее информационно-аналитического
характера. "Армянские официальные лица должны сознавать, что Турция благодаря
своим размерам и стратегическому положению имеет большие возможности для
тиражирования своей позиции в международных СМИ, нежели Армения. Это одна из
причин, по которой мы считали неприемлемым включение в протоколы пункта о
создании "исторической комиссии”. В представлении Анкары эта комиссия
предназначалась для "исследования событий 1915 года” — словом, для пересмотра
факта геноцида. По заявлениям армянских лидеров, цель комиссии совершенно иная
— она должна была иметь дело с последствиями геноцида. Турецкая "версия” в силу
отмеченных выше больших информационных возможностей Анкары, несомненно,
доминировала бы. Соответственно в случае ратификации протоколов турки следовали
бы своей политике отрицания истории и обвинили бы Армению в сведении на нет
"хорошей работы” комиссии”. А.Сасунян, как нетрудно заметить, говорит о
протоколах в прошедшем времени. О его уверенности в том, что армяно-турецкие
соглашения почили в бозе, свидетельствует и тональность последней — восьмой —
рекомендации.
"Протоколы, вместо того чтобы помочь нормализации отношений
между Арменией и Турцией, нанесли ущерб самой перспективе примирения.
Последующие попытки в этом направлении должны начаться с открытия границы и
установления дипотношений — это вместо того чтобы "забивать” соглашения дюжиной
нерелевантных вопросов и предусловий...”
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.