Понедельник, 25.11.2024, 17:49
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Июль » 9 » Анри Верной – самый американский французский режиссер с душой армянина
Анри Верной – самый американский французский режиссер с душой армянина
14:15

Analitika.at.ua. КЛАУДИА КАРДИНАЛЕ - ГОСТЬЯ "ЗОЛОТОГО АБРИКОСА"

 

С 11 июля ровно на неделю Ереван превращается в столицу кино - открывается VII Международный кинофестиваль "Золотой абрикос". За эти годы его авторитет серьезно вырос и укрепился. И об этом свидетельствует не только участие звезд мирового кинематографа, но и программы фестиваля, фильмы, представленные на нем. Чего стоят такие имена, как Тонино Гуэрра, Марко Беллоккио, Кшиштоф Занусси, Гедфри Реджо, Артавазд Пелешян, Рустам Хамдамов, Атом Эгоян, Никита Михалков, Роман Балаян, Аббас Киаростами...

 

Упомяну еще одно имя - Клаудиа Кардинале. В этом году знаменитая итальянка - почетный гость нашего фестиваля. Она будет представлять фильм "Майрик", снятый в 1991 году известным французским режиссером Анри Верноем (Ашот Малакян) по собственному сценарию. Именно этим фильмом откроется "Золотой абрикос". Организаторы фестиваля не случайно остановили свой выбор на этой картине, ведь в этом году армянство мира отметило 95-ю годовщину Геноцида армянского народа. И это, конечно, дань памяти Анри Верною, которому исполнилось бы в этом году 90 лет.

 

Когда фильм был выпущен в прокат, лучшую характеристику киноленте дал тогдашний министр культуры Франции Филипп Дуст Блази: "Многие из нас почти ничего не знали о Геноциде 1915 года. Фильм Верноя "Майрик" дал нам возможность коснуться трагических событий прошлого". Отметим также, что одну из главных ролей (отца) в картине сыграл Омар Шариф, за что ему был запрещен въезд в Турцию. К слову, актер за свою артистическую карьеру второй раз выступил в роли армянина: в первый раз он исполнил роль древнеармянского царя в итальянской ленте.

 

Встреча с Клаудией Кардинале на "Золотом абрикосе" еще предстоит, и, разумеется, она расскажет о себе, о съемках фильма "Майрик", а сейчас предлагаем читателям фрагмент воспоминаний редактора газеты "Урарту" Иосифа Вердяна о встречах во Франции с Анри Верноем и Клаудией Кардинале, опубликованных еще при его жизни. Со знаменитостями Вердян встретился на съемочной площадке во время съемок фильма. Эти встречи состоялись благодаря другу журналиста Микаэлу Кочаряну, который неплохо знал Верноя.

 

"Моя поездка обещала многое и, главное, встречу со звездами, занятыми в картине об армянской судьбе на чужбине. Семья кинорежиссера спаслась от Геноцида во Франции, и эта дорога страданий стала сюжетным стержнем 2-серийного фильма, потрясшего цивилизованный мир...

 

Беседовал я с Анри Верноем, конечно, на родном. Он сам его выбрал, предварительно извинившись за... несовершенство, - вспоминал Иосиф Вердян.

 

- Из Турции мы попали в Грецию и, прожив там 2 года, переехали в Марсель. Я был лишен общения со сверстниками, рядом не было армян. Ну а для французов я был пустым местом, никем. Помню себя играющим в мяч один на один со стенкой во дворе. Ощущение невероятной тяжести от непосильной ноши под названием "одиночество" не покидало меня, - рассказывал Анри.

 

- Каковы взаимоотношения Ашота Малакяна с Анри Верноем?

 

- Э-э, дружище, Ашот с Анри сблизились не сразу. Позже Верной вытеснил Малакяна и теперь независим. Независим - да, но можно ли забыть ту культуру, которую впитал с молоком матери? Я читаю, пишу по-армянски, если удается 2-3 дня кряду говорить на родном, то мой армянский становится ясным и гладким.

 

Французы знают о моем происхождении, ну а тот, кто не догадывался, узнает после этого фильма. Отказаться от корней - значит отказаться от самого себя... Я с 5 лет держал свечи в армянских церквах. А церковь не только вера, она и культура. Пел литургию великого нашего Комитаса. И если я сын церкви, следовательно, и сын армянской культуры. Между прочим, пасхальную сцену для этой ленты группа снимала в Эчмиадзине.

 

Как появилась идея картины "Майрик"? Несколько раз по случаю Верной выступал по телевидению и в узком кругу с рассказами о матери, личными воспоминаниями. Они вызывали восторг у слушателей. И однажды Анри Труайя, с которым режиссер был накоротке, посоветовал ему изложить это на бумаге: "Такая книга обратит на себя больше внимания, нежели бомбы террористов".

 

Рассказы о матери сложились в сборник "Майрик". Написан он в 1985 году, переведен на 10 языков и вышел общим тиражом 200 тыс. экземпляров. Армянский перевод книги издан в 1988-м в США.

 

- Фильм о моей семье, нашем народе - это долг перед матерью. Он обращен к молодому поколению соотечественников, познающих себя в громадном, плохо защищенном мире. Но я надеюсь, что картина станет другом и для французов, и для людей иного происхождения, кто любит, кому снятся мать и детство и чьи души распахнуты для сострадания к ближнему...

 

На роль матери я пригласил Клаудию, потому что она сохранила сладость матери и женщины. А героя-мальчика мы выбирали из почти 600 детей. Ни на что прежнее в моей работе эта картина не похожа! Армянскую музыку к фильму аранжировал композитор Жан-Клод Пти, автор музыки к фильму "Сирано де Бержерак". Замечательная Натали Руссель предстанет в роли тетушки Гаяне, а другую тетушку играет обаятельная Изабел Садоян. Я пригласил гримеров из Голливуда, высококлассных французских специалистов. Это фильм моей жизни, и его следует уложить в два часа сорок минут. Монтаж для меня - что ампутация живого органа. Как рассказать о судьбе матери длиной в 80 лет за неполные три часа? Каждый кадр - частица меня, пядь той народной стены, на которой отпечаталась трепещущая тень родной матери.

 

Верной подходит к оператору, о чем-то переговаривается с ним, потом обращается к актеру и жестами объясняет очередной эпизод. Пауза просто великолепна, она дает возможность короткого диалога с Клаудией Кардинале.

 

- Как вы постигали образ армянской матери? - спросил я ее.

 

- Мать есть мать. В роли я пережила большую и тяжелую судьбу армянской майрик - от 20-летнего возраста до почтенных седин 80-летней старушки. Целая жизнь измученной невзгодами женщины. Помогло и то, что много была наслышана об Армении, ее народе. Надеюсь, когда-нибудь с этим фильмом приду к Арарату.

 

Она мило улыбается и проводит рукой по сединам.

 

- Армянский зритель будет в шоке. Клаудиа Кардинале - да такая старушка! О, я хотела бы свидеться с вашей древней землей.. Привет всем!

 

Вернемся к беседе, благо Верной уже занял режиссерское место. Он продолжает мысль, на которой остановился.

 

- Я погружен во французскую жизнь, однако всегда ощущаю себя частью моей первой родины. Свой я человек и в местной армянской общине. Иные мои соотечественники удручают, - вздыхает режиссер. - Мало читают, мало духовности. Как же так? На все четыре стороны - Париж! Остановиться в развитии, как 100 лет назад? Они же права не имеют!

 

Открою вам тайну, впрочем, свою тайну: ненавижу тех, кто без устали повторяет: "Мы - маленький народ..." От подобного рефрена даже большой народ станет малым. Скулеж столь же скверен, как и самодовольство, самоудовлетворенность. Расти надо ввысь, безостановочно и постоянно! Иначе - конец, иначе - смерть.

 

...Обедали мы в каком-то кафе. Верной живо обсуждал за обедом моменты съемки, в дальнем от него углу сидела Клаудиа Кардинале. Я украдкой поглядывал на нее, изучал, но не узнавал - седой парик изменил ее до неузнаваемости. Однако и в этой разочаровывающей мужское сердце неузнаваемости ощущалась сладость женщины и матери...

 

Прощаясь, великий мастер громко произнес: "Джан!" Оно было обращено к нам, его гостям, равно как и к окружающим его артистам и в первую очередь - соплеменникам.

 

Уже в Ереване я получил от Микаэла Кочаряна журнал "Пари матч" с подчеркнутым абзацем об Анри Верное: "Он снимал Жана Габена и Фернанделя, Даниель Дарье, Ива Монтана, Энтони Моргана, Генри Фонду, многие его фильмы считаются крупными достижениями французского кино. Однако Анри Верной, "самый американский французский режиссер", с 1984 года ничего не создал. Он уединился, чтобы сосредоточиться на своем прошлом. На протяжении нескольких лет Верной написал 47 вариантов автобиографического фильма, и только 48-й был им представлен в качестве сценария. "Майрик" сейчас самое дорогое произведение европейского кино.

 

Съемки фильма "Майрик" начались с молитвы "Отче наш", а духовный предводитель армян Парижа Гюм благословил съемочную площадку. По словам Верноя, актеры принимали Армянский вопрос очень близко к сердцу, будто сами стали армянами".

 

Елена ГАЛОЯН

Источник: golosarmenii.am

Категория: Культура | Просмотров: 1511
Календарь новостей
«  Июль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru