Главная » 2009»Ноябрь»9 » Ара Нранян: Армении нужна промышленная политика
Ара Нранян: Армении нужна промышленная политика
20:13
Analitika.at.ua. 10 октября в Цюрихе главы МИД Армении и Турции подписали
протоколы о нормализации армяно-турецких отношений. В беседе с корреспондентом
PanARMENIAN.Net советник по экономическим вопросам АРФ "Дашнакцутюн",
депутат парламента Армении Ара Нранян представил результаты доклада
экономических возможностей для Армении и Турции, подготовленного партией, в
случае возможного открытия армяно-турецкой границы.
- Есть ли обоснованное исследование экономической составляющей
последствий возможного открытия армяно-турецкой границы?
- По поручению партии «Дашнакцутюн» была создана экспертная
группа, которая изучила проблемы, связанные с возможным открытием
армяно-турецкой границы с экономической точки зрения. В эту группу вошли как
специалисты из Армении, так и представитель противоположной стороны – эксперт
Комитета по экономической конкуренции Турции. В результате кропотливой работы
был подготовлен доклад, в котором были представлены основные проблемы экономик
Армении и Турции, были изучены отдельные сферы экономики (сельское хозяйство,
промышленность, транспорт), в частности механизмы регулирования экспорта и
импорта турецкой стороны, были также проведены параллели между политиками
регулирования экономик двух стран. Доклад был представлен общественности в июне
текущего года и получил одобрение со стороны премьер-министра страны. Одним из
серьезных достижений этого доклада является тот факт, что правительство
Армении, которое пропагандирует возможные преимущества в условиях открытия
границ, фактически, не имеет соответствующих исследований, анализа и в этом
плане этот доклад имеет особую значимость.
- Представьте основные проблемы, которые отображены в нем?
- Что касается конкретных проблем, то, во-первых, в отличие
от неолиберальной политики, которую проводила и проводит правительство Армении,
турецкая сторона ведет политику протекционизма, направленную на защиту местного
производителя. Если Армения стала членом ВТО на следующих условиях – по всем
импортируемым товарам таможенная пошлина не должна превышать 15%, то Турция
стала членом ВТО на совершенно других условиях. В Турции есть ограничения
только на 50% списка наименований импортируемых товаров, и, причем, предел там
намного выше, чем наши 15%, а по остальным товарам вообще нет никакого предела,
что позволяет ей, например, на пиво устанавливать таможенную пошлину в размерах
300%, на вина – 400%. Таким образом, они защищают местного производителя, и
именно поэтому за последние 20 лет турецкая экономика сделала прорыв и производит
сейчас весь спектр товаров народного потребления, начиная от ручки и бумаги и
кончая автомобилями. Если раньше турецкие товары не считались конкурентными на
мировом рынке, то сейчас они также работают над их улучшением, и в последние
годы турецкие товары уже презентуются мировой общественности как товары по
доступной цене и с нормальным качеством. То есть для армянских товаров
существуют заградительные барьеры на пути к импорту, поэтому открытие границы
еще не гарантирует, что наши товары будут конкурентоспособными на турецком
рынке. Кроме того, тот, кто говорит о 70-миллионном турецком рынке, должен,
во-первых, ответить на вопрос, почему мы до сих пор не смогли войти на тот же
70-миллионный рынок Исламской Республики Иран? Проблема не только в том, что
эти два государства проводят политику протекционизма, проблема в том, и,
пожалуй, самая главная проблема – наша экономическая политика. Мы, фактически,
убили местного производителя, а местный производитель не может быть
конкурентоспособным на мировом рынке, если он неконкурентоспособен на
внутреннем рынке. В результате прессинга со стороны импорта местные
производители сдали определенные позиции на внутреннем рынке. На данный момент
импорт превышает экспорт более чем в 4 раза, а в этом году импорт превысит
экспорт в 5 раз. Для этого есть много предпосылок: начиная от искусственно
завышенного курса драма, кончая тем, что олигархические и монополистические
структуры в основном действуют в сфере импорта. И если мы сегодня говорим о
проблеме монополии, то она в основном существует в сфере импорта товаров и
услуг.
- Многие эксперты говорят о снижении транспортных расходов для Армении
на 20-25%?
- Что касается транспортных возможностей Турции, то надо
отметить, что в Турции очень слабо развита железнодорожная сеть. Более 90%
грузоперевозок Турции осуществляется автомобильным транспортом, а тот небольшой
объем, который осуществляется за счет железнодорожного транспорта, происходит
по завышенным тарифам, поскольку такие стратегические объекты, как железные дороги
и порты, авиакомпании, аэропорты - находятся в государственной собственности, и
оно по отношению к иностранным компаниям применяет завышенную тарифную
политику, при этом дотируя местные компании. Поэтому, для армянских компаний
эти услуги будут намного дороже, чем для турецких компаний. То же самое
касается и морских портов. Если сравнить тарифы турецких портов с другими
портами в регионе, то можно заметить, что портовые услуги Турции самые дорогие.
И тот, кто говорит, что у нас сократятся транспортные издержки, не может
представить себе эти расчеты. Да, мы понимаем, что грузоперевозки будут
осуществляться в основном за счет автомобильного транспорта, и снизится длина
маршрута, но это все. Других преимуществ в этой сфере нет, тем более, что у
Армении нет собственных больших грузовых мощностей. Определяющим фактором
является то, что армянские дороги заполнены иранскими и турецкими
большегрузными автомобилями, то есть проблема в том, сможем ли мы
воспользоваться этой ситуацией или опять, как это было до сих пор, иностранные
компании будут зарабатывать на нашей экономике.
- Какова ситуация в сельском хозяйстве, ведь наша сельхозпродукция
обладает хорошим качеством?
- В Турции существует довольно обширная программа
субсидирования сельского хозяйства. Например, если крестьянин обрабатывает 1 га. земли, то он получает
субсидии в размере 90 долларов, еще около 14 долларов он получает в качестве
субсидии для возмещения затрат на покупку дизельного топлива, а в Армении таких
субсидий нет. И хотя наша сельхозпродукция конкурентоспособная и качественная,
однако, в ценовом плане она уступает турецким продуктам, и с этой точки зрения
мы не сможем конкурировать на турецком рынке.
- Знакомы ли вы с промышленными возможностями турецкого рынка?
- Я был в турецком городе Маниса - небольшом городке с
населением в 700 000 человек, так вот, рядом с городом существует промышленная
зона, где работает свыше 25 000 человек. В этой промышленной зоне работает
более 100 предприятий, и внешнеторговый оборот толь этой маленькой торговой
зоны составляет более половины ВВП Армении. Они экспортирует продукции более
чем на 5.5 млрд. долларов. Это очень серьезная политика, которая дала большие
результаты, к сожалению, у нас такой политики не ввели. И всем рьяным
турколюбам я бы посоветовал изучить опыт турецких коллег: как они защищали
экономику, как они подняли экономику от слаборазвитой страны до уровня весьма
конкурентной экономики, которая уже делает серьезную заявку на конкуренцию на
европейском рынке. Чтобы что-то делать, прежде всего, необходимо изучить
реальный международный опыт и осуществлять экономические реформы не на основе
неолиберальных разработок, а используя опыт конкретных стран, в частности тех
стран, которые достигли успеха в строительстве промышленно развитого государства.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.