Analitika.at.ua. В ходе встречи председателя ПАСЕ Мевлюта Чавушоглу с
депутатами коалиционных фракций парламента Армении развернулся острый разговор.
Как сообщила "Аравоту" член фракции "Процветающая Армения"
Наира Зограбян, "он пытался построить беседу вокруг обязательств Армении
перед Советом Европы – Избирательный кодекс, реформы в системе полиции и т.д.
Давид Арутюнян, конечно, представил шаги, которые осуществляются в этом
направлении. Но я сказала: г-н Чавушоглу, все мы понимаем, что основная интрига
– это работа подкомитета по вопросу Нагорного Карабаха ПАСЕ, деятельность
которого Вы пытаетесь возобновить. Я также отметила, что у нас нет проблем с
его личностью, но он представляет правящую партию Турции "Справедливость и
развитие", которая на протяжении 18 лет занимала пристрастную позицию по
вопросу Нагорного Карабаха и защищала исключительно интересы Азербайджана.
Сказала, что мы не верим, что председатель ПАСЕ не применит двойные стандарты и
будет беспристрастным. Чавушоглу вышел из себя и заявил, что никому не дано
право его оскорблять и что мое заявление – это проявление дискриминации. По его
словам, если ему не доверяют только потому, что он турок, то это откровенная
дискриминация по национальному признаку, что не соответствует всем признанным
нами ценностям СЕ".
Накануне встречи представитель парламентской фракции
"Наследие" Анаит Бахшян сообщила агентству "Ноян Тапан",
что "если Чавушоглу в какой-либо форме проявит себя как турок, то мы
поведем разговор в соответствующем русле". Вчера после встречи
руководитель фракции "Наследие" Степан Сафарян в ответ на наш вопрос,
как проявил себя Чавушоглу, сказал: "Он говорил, что находится в Армении
как председатель ПАСЕ, но на самом деле вел себя как политический деятель Турции".
Сафарян также сказал: "Он, конечно, очень хотел, чтобы мы говорили о
политзаключенных и демократии в Армении, о правах человека. Мы ему сказали, что
у нас две серьезные причины не затрагивать эти вопросы. Первая причина касается
его интересов в рамках ПАСЕ – он занимался "голодомором", другими
проблемами и высказал мнение о Геноциде армян и Нагорном Карабахе, вторая
причина состоит в том, что он не может быть лучшим советчиком Армении в этих
вопросах. И в этом плане ему как председателю ПАСЕ многое предстоит сделать в
странах, где активизируется национализм, - начиная с его страны, Турции, и
кончая Азербайджаном, что позволит сделать демократиюдостоянием общества".
В ответ на вопрос Ларисы Алавердян и Анаит Бахшян, почему
Турция до сих пор не выполняет обязательство по открытию границ, взятого ею при
вступлении в международные структуры, Чавушоглу, по словам С.Сафаряна, сказал,
что "свою миссию в качестве председателя ПАСЕ он видит в том, чтобы
призвать обе стороны ратифицировать протоколы". Задавшие вопрос депутаты
подчеркнули, что Турция обязана была сделать это в рамках других обязательств,
но до сих пор не сделала. Руководитель фракции "Наследие" также
сообщил, что в контексте своих заявлений в пользу Азербайджана Чавушоглу
сказал, что "у него 2 мандата – председателя ПАСЕ и делегата от Анталии и
что мы обязаны уважать оба эти мандата. Мы призвали его впредь в своих интервью
заранее говорить, в рамках какого мандата он выражает ту или иную мысль".
В преамбуле своего выступления председатель ПАСЕ коснулся
также подкомитета по вопросу Нагорного Карабаха: "В вопросе о том, кто
наилучшим образомможет возглавить этот
комитет, согласие не достигнуто. Нет договоренностей и о четком формате и
мандате этого комитета. Уже как минимум год, как этот вопрос находится на
повестке бюро. Моя обязанность как председателя состоит в выполнении повестки
бюро до принятия соответствующего решения".
Вопрос "Аравота" касался неоднократных утверждений
г-на Чавушоглу о том, что именно он должен возглавить комитет по вопросу
Карабаха ПАСЕ. Мы в частности напомнили о том, что в 2005 г., когда обсуждался
доклад о нагорно-карабахском конфликте, а также в своем выступлении в 2007-ом
он говорил "об оккупации Арменией 20 процентов территории
Азербайджана", отметил необходимость усиления давления на нашу страну и
вообще повторял все те утверждения, с которыми выступают в ПАСЕ по поводу
проблемы НК делегаты Азербайджана. "Считаете ли Вы правильным, чтобы
подкомитет Ассамблеи возглавил человек, который занимает по вопросу Нагорного Карабаха
не нейтральную, а пристрастную позицию? Или за прошедшие годы Вы пересмотрели
свою позицию по данному вопросу и, став чиновником ПАСЕ, на 180 градусов
изменили свое прежнее мнение?"–
поинтересовались мы. "Не хочу комментировать заявления, которые я сделал
как руководитель делегации Турции",- ответил Чавушоглу и добавил:
"Бюро пока не приняло решение о временной комиссии по Нагорному Карабаху,
ее никто не возглавляет, и решение о том, кто станет председателем этой
комиссии, должно принять само бюро ". Председатель ПАСЕ также подчеркнул:
"Инициатива создания этой временной комиссии принадлежит не мне".
Корреспондент телекомпании "Еркир медиа" напомнил,
что приезжавшие в Армению другие председатели ПАСЕ посещали Цицернакаберд,
однако Чавушоглу отказался. "Как в данной ситуации армянское общество
может поверить в Вашу беспристрастность как председателя ПАСЕ в отношениях
Турция-Армения-Азербайджан?" – спросил журналист. В ответ Чавушоглу
заявил: "В Уставе или резолюциях Ассамблеи нет положения, обязывающего
председателя посещать то или иное место. Изучая программы официальных визитов
предыдущих председателей – Де Пюча и ван Дер Линдена, я выяснил, что они тоже
не посещали это место. Так или иначе, это мое личное решение как председателя
ПАСЕ. Я уважаю Ваше мнение, но и другие должны уважать мое решение".
Корреспондент сообщил, что в 1999
г. председатель ПАСЕ Рассел Джонстон, как и в 2005 г. председатель ПАСЕ
ван Дер Линден посетили мемориал жертв Геноцида армян. Чавушоглу заявил, что не
располагает такой информацией – "может, они побывали там в частном
порядке?"
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.