Analitika.at.ua. На нынешнем этапе истории перед армянством вновь возникла
проблема общенационального характера, главный смысл которой - сохранение
свободного, независимого Арцаха. Отсюда вопрос: как сохранить освобожденный
Арцах, и какие факторы необходимо учитывать для формирования единых
общеармянских подходов?
Ни место проживания, ни политические убеждения и позиции, ни
социальное положение и возраст здесь не должны играть роли. Ни один чиновник,
ни одна партия, коалиция, ни один политик и общественный деятель не могут иметь
права выступать от имени армянского народа и выносить решения, имеющие
судьбоносное значение.
А для этого каждое жизненно важное решение по Арцаху должно
быть одобрено путем общенационального референдума или согласования в РА, Арцахе
и общинах Диаспоры, поскольку нынешние освобожденные территории Арцаха были
приобретены ценой жертв и борьбы всего армянского народа.
Иными словами, в связи с Арцахской проблемой необходимо
сформировать общенациональную позицию, которая должна отражать коллективную
волю армянского народа, должна быть обусловлена историческим прошлым,
обоснована международными законами и одобрена всем армянством. Единую
общеармянскую позицию, которой следует придать силу закона, нужно сформировать,
включив в ее характеристику многие очевидные исторические факты. В обязательном
порядке - Геноцид армян до и после 1915 года. В этом контексте особо выделить
антиармянскую политику советского тоталитарного государства, направленную на
вытеснение армян, которая осуществлялась под девизом «Армения и Арцах без
армян».
Однако армянский народ нашел в себе силы освободить часть
Арцаха и ряд смежных территорий исторической Армении, которые сейчас по ошибке
получили название «пояс безопасности». Разве этот «пояс» не является частицей
Армянского мира по своим истокам? На наш взгляд, в переговорном процессе речь
должна идти о срочном освобождении территорий, оккупированных как в прошлом,
так и на нынешнем этапе истории. На переговорном поле армянская сторона должна
выступать в качестве требующей, а не уступающей стороны.
В настоящее время, по государственной программе
Азербайджана, Северный Шаумян и Геташен спешно и на льготных условиях
заселяются азербайджанцами, что по международным законам является
преступлением. Азербайджан, имея перед собой пример безнаказанного вытеснения
армян из Нахиджевана (разрушение армянских церквей, городов, хачкаров, кладбищ
и т.д.), уже в наши дни поощряется и на переговорах пытается достичь
осуществления своих дерзких требований.
Азербайджан строит политику при покровительстве и под
диктовку своего «старшего брата» - Турции. Но какой характеристики заслуживает
бесчеловечная государственная система, которая, уничтожив в недалеком прошлом
1,5 миллиона безоружных людей, захватив территории и имущество, теперь, на
протяжении около двух десятилетий, проводит блокаду и выдвигает предусловия для
ее устранения?
На переговорном поле общеармянская позиция должна быть
принята с пониманием: мы требующая сторона - согласно неопровержимым
историческим фактам, нынешнему положению и международным законам.
В вопросе неприкосновенности Армении и Арцаха,
восстановления этнической территории, многовековой культуры и потерянного
богатства чрезвычайно важную роль играет армянская интеллигенция, усилия
которой нельзя оценить удовлетворительно. И такое положение трудно объяснить
лишь тяжелыми условиями жизни и недостаточной заботой государства. Есть
национальные задачи, которые стоят выше всякого рода трудностей, и наш народ
всегда существовал именно по этому принципу.
Прежде всего, необходимо на многих языках представлять
историю нашего прошлого и настоящего, представлять наши национальные ценности
как часть общемировой культуры. С помощью кино, театра, телевидения,
интернет-сайтов, семинаров, выставок, газет, круглых столов, форумов, научных
конференций, с помощью фактологических данных и других всевозможных средств
представлять международному сообществу преступления турок в прошлом и настоящем.
Но не с целью рафинированного сочувствия и вызывания жалости к судьбе армянина,
а демонстрации его несгибаемой воли и жажде созидания. То есть формировать
атмосферу, без которой международное сообщество не сможет признать суверенное
государство Арцах.
Для признания Арцаха в качестве самостоятельного государства
имеются все предпосылки. Политические, экономические, культурные и
исторические.
Прежде всего заметим, что развал СССР предполагал
возможность волеизъявления народов, насильно лишенных своих этно-культурных
корней в политических целях. Что и сделал Арцах, самоопределившись на своей
этнической территории, в соответствии с международными законами и процедурами.
Азербайджанская Республика, в свою очередь, отказалась от правопреемства
Советского Азербайджана.
Сегодня неоспоримым фактом является то, что НКР около 20 лет
строит самостоятельное демократическое государство, проводит выборы президента,
Национального собрания и руководящих органов местного самоуправления. Здесь
действуют суды, независимая пресса и телевидение, учебные заведения,
политические партии и общественные организации, культурные центры, медицинские
учреждения и т.д. Одним словом, существуют все составляющие государственной
системы, которые действуют в соответствии с демократическими принципами.
Экономическое развитие Арцаха характеризуется стабильным
ростом ВВП, наличием гибкого налогового поля, льготным кредитованием малого и
среднего бизнеса и созданием максимально благоприятных условий для инвесторов.
Программа правительства НКР направлена на:
а) развитие экономики;
б) решение социальных проблем;
в) усиление демократических институтов.
Безопасность и экономическое развитие населения НКР
гарантируются наличием боеспособной армии.
Весьма важна роль Церкви в Арцахе - в деле становления
государства, достижения национальных целей, восстановления храмов, духовного
перерождения армянина-христианина, поддержания патриотического духа и
восстановления страны.
Таким образом, второе армянское государство состоялось по
всем критериям и нормам международного права. И уже одно только это требует ее
признания. Однако независимую арцахскую государственность первой и в
реалистичные сроки должна признать Республика Армения. Скрытое и явное давление
со стороны Азербайджана на протяжении 70 лет советского господства, развязанная
затем война, депортация, почти 20-летняя блокада и его армяноненавистническая
государственная политика оставляют за армянской стороной право не поддерживать
с вышеупомянутой страной никаких отношений до тех пор, пока ситуация не
созреет, и пока не удастся достичь установления цивилизованных
межгосударственных отношений.
В отношении Турции и Азербайджана нужно проводить достойную,
очень сдержанную политику и вступать с ними в переговоры только после
международного признания права народа НКР на самоопределение, после
окончательного согласования статуса с народом НКР. Условия должны выдвигаться
нами, выдвигаться с надлежащими формулировками так, чтобы они были понятны
международному сообществу. Таким образом, будет сформирована еще одна позиция,
которая найдет понимание у всего армянства…
У нас отныне нет права на уступку даже клочка земли, потому
что, это не что иное как ошибка. И если мы не подготовимся к этим процессам на
законодательном уровне и с прагматичным учетом международного опыта, то нам на
долю выпадут потеря территорий, возвращенных ценой жизни армян, наводнение
рынка турецкими товарами, банкротство отечественного производителя, отток
армянского капитала, изменение демографической ситуации в ущерб нам, новая и
более мощная волна миграции. Но ведь мы же не стремимся к такой перспективе?
Думаю, что нынешняя ситуация требует внести некоторую
ясность в принципы нашей внешней и внутренней политики.
Считаю, что в сфере внешней политики нужно декларировать
принципы, связанные с четкими законными требованиями относительно освобожденных
территорий, оккупированных земель, разграбленного имущества и нарушенных прав
человека. Это должно быть подкреплено неоспоримыми историческими фактами,
документами, являющимися составной частью международного права, а также
решениями судов. Во внутренней жизни нужно сделать максимум для реализации
общенациональных стремлений, общественного требования, связанного с построением
единой, справедливой, демократической, цивилизованной страны.
Придавая важность такому аргументу, как Нахиджеван - краю,
из которого армяне были изгнаны и где по сей день идет уничтожение армянских
церквей, хачкаров и даже кладбищ, мы должны продемонстрировать всему миру суть
и цели турецко-азербайджанской политики.
На Турцию и Азербайджан нужно подать в международный суд за
осуществление резни, оккупацию земель Армении, уничтожение исторических
памятников, грабеж имущества армян и множество других преступлений – не забыв о
500 тысяч армян-беженцев без какой-либо правовой и экономической компенсации.
И, наконец, за фальсификацию исторических фактов.
Почему бы на государственном уровне не возбудить дело и не
добиться в Европейском суде осуждения Турции и Азербайджана за геноцид? Ведь
сейчас они активно пытаются опровергнуть тот факт, что Армения и Арцах
исторически являются этническими армянскими территориями, и на этом фоне выставляют
армян в качестве оккупантов. Считаю, что нужно на научном уровне нанести
контрудар подобным кампаниям и потребовать от международного научного
сообщества осудить их за фальсификацию исторических фактов. Это задача наших
ученых-историков.
Итак, попытаемся определить приоритеты общеармянской
концепции:
1. Международное признание геноцида, осуществленного в
отношении армянского народа в 1915-ом году, до и после 1915 года, и наши
требования в связи с этим.
2. Признание Республикой Армения НКР и провозглашение
Республикой Армения и общинами Диаспоры политики международного признания НКР с
осуществлением подготовительных работ в разумные сроки.
3. Принятие Республикой Армения, Диаспорой и Арцахом
Декларации об обеспечении безопасности Арцаха, которая должна включать в себя
военно-политический, экономический, культурный и другие компоненты. По сути,
это будет общеармянской программой существования и развития Арцаха.
4. Заключение армяно-грузинского содержательного договора по
проблемам Джавахка.
5. Наличие у Армении мощной и неполитизированной армии.
Страна должна руководствоваться девизом «Все для армии». Это означает
централизацию интеллектуальных и экономических возможностей армянства с целью
усиления и модернизации армии.
6. Политика развития экономики, максимальная демократизация
государства должна придать нашим требованиям международное звучание. Молодое
поколение должно хорошо знать не только о Великой Резне, но и о Баку, Сумгаите,
Гяндже, Шуши и множестве других погромов, которые были осуществлены в недалеком
прошлом. Не забывая о прошлом, не изолируясь от соседей, заложить в основу
нашей политики справедливые требования и вместо вековой вражды проводить
цивилизованную, прагматичную политику.
7. Республика Армения и Арцах, находясь в центре столкновения
интересов сверхдержав и на усиливающемся изо дня в день, конкурентном и
взрывоопасном поле, должны установить свои правила игры, придавая большое
значение идее взаимовыгодного соседства. Учитывая наличие армянских общин в
соседних странах, мы должны выступить в качестве страны-посредника для мирного
решения спорных проблем.
8. Сбор фактов, касающихся вытеснения армян, уничтожения
памятников в Нахиджеване, а также выдвижение Азербайджану требований о
компенсации.
9. Оказание помощи правительству Арцаха для восстановления
научного потенциала НКР путем использования общеармянского научного потенциала
и привлечения международных организаций.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.