Вторник, 23.04.2024, 17:16
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2010 » Апрель » 24 » Арцахский вопрос и общеармянская позиция
Арцахский вопрос и общеармянская позиция
00:09

Analitika.at.ua. На нынешнем этапе истории перед армянством вновь возникла проблема общенационального характера, главный смысл которой - сохранение свободного, независимого Арцаха. Отсюда вопрос: как сохранить освобожденный Арцах, и какие факторы необходимо учитывать для формирования единых общеармянских подходов?

Ни место проживания, ни политические убеждения и позиции, ни социальное положение и возраст здесь не должны играть роли. Ни один чиновник, ни одна партия, коалиция, ни один политик и общественный деятель не могут иметь права выступать от имени армянского народа и выносить решения, имеющие судьбоносное значение.

А для этого каждое жизненно важное решение по Арцаху должно быть одобрено путем общенационального референдума или согласования в РА, Арцахе и общинах Диаспоры, поскольку нынешние освобожденные территории Арцаха были приобретены ценой жертв и борьбы всего армянского народа.

 

Иными словами, в связи с Арцахской проблемой необходимо сформировать общенациональную позицию, которая должна отражать коллективную волю армянского народа, должна быть обусловлена историческим прошлым, обоснована международными законами и одобрена всем армянством. Единую общеармянскую позицию, которой следует придать силу закона, нужно сформировать, включив в ее характеристику многие очевидные исторические факты. В обязательном порядке - Геноцид армян до и после 1915 года. В этом контексте особо выделить антиармянскую политику советского тоталитарного государства, направленную на вытеснение армян, которая осуществлялась под девизом «Армения и Арцах без армян».

 

Однако армянский народ нашел в себе силы освободить часть Арцаха и ряд смежных территорий исторической Армении, которые сейчас по ошибке получили название «пояс безопасности». Разве этот «пояс» не является частицей Армянского мира по своим истокам? На наш взгляд, в переговорном процессе речь должна идти о срочном освобождении территорий, оккупированных как в прошлом, так и на нынешнем этапе истории. На переговорном поле армянская сторона должна выступать в качестве требующей, а не уступающей стороны.

 

В настоящее время, по государственной программе Азербайджана, Северный Шаумян и Геташен спешно и на льготных условиях заселяются азербайджанцами, что по международным законам является преступлением. Азербайджан, имея перед собой пример безнаказанного вытеснения армян из Нахиджевана (разрушение армянских церквей, городов, хачкаров, кладбищ и т.д.), уже в наши дни поощряется и на переговорах пытается достичь осуществления своих дерзких требований.

 

Азербайджан строит политику при покровительстве и под диктовку своего «старшего брата» - Турции. Но какой характеристики заслуживает бесчеловечная государственная система, которая, уничтожив в недалеком прошлом 1,5 миллиона безоружных людей, захватив территории и имущество, теперь, на протяжении около двух десятилетий, проводит блокаду и выдвигает предусловия для ее устранения?

 

На переговорном поле общеармянская позиция должна быть принята с пониманием: мы требующая сторона - согласно неопровержимым историческим фактам, нынешнему положению и международным законам.

 

В вопросе неприкосновенности Армении и Арцаха, восстановления этнической территории, многовековой культуры и потерянного богатства чрезвычайно важную роль играет армянская интеллигенция, усилия которой нельзя оценить удовлетворительно. И такое положение трудно объяснить лишь тяжелыми условиями жизни и недостаточной заботой государства. Есть национальные задачи, которые стоят выше всякого рода трудностей, и наш народ всегда существовал именно по этому принципу.

 

Прежде всего, необходимо на многих языках представлять историю нашего прошлого и настоящего, представлять наши национальные ценности как часть общемировой культуры. С помощью кино, театра, телевидения, интернет-сайтов, семинаров, выставок, газет, круглых столов, форумов, научных конференций, с помощью фактологических данных и других всевозможных средств представлять международному сообществу преступления турок в прошлом и настоящем. Но не с целью рафинированного сочувствия и вызывания жалости к судьбе армянина, а демонстрации его несгибаемой воли и жажде созидания. То есть формировать атмосферу, без которой международное сообщество не сможет признать суверенное государство Арцах.

 

Для признания Арцаха в качестве самостоятельного государства имеются все предпосылки. Политические, экономические, культурные и исторические.

Прежде всего заметим, что развал СССР предполагал возможность волеизъявления народов, насильно лишенных своих этно-культурных корней в политических целях. Что и сделал Арцах, самоопределившись на своей этнической территории, в соответствии с международными законами и процедурами. Азербайджанская Республика, в свою очередь, отказалась от правопреемства Советского Азербайджана.

Сегодня неоспоримым фактом является то, что НКР около 20 лет строит самостоятельное демократическое государство, проводит выборы президента, Национального собрания и руководящих органов местного самоуправления. Здесь действуют суды, независимая пресса и телевидение, учебные заведения, политические партии и общественные организации, культурные центры, медицинские учреждения и т.д. Одним словом, существуют все составляющие государственной системы, которые действуют в соответствии с демократическими принципами.

 

Экономическое развитие Арцаха характеризуется стабильным ростом ВВП, наличием гибкого налогового поля, льготным кредитованием малого и среднего бизнеса и созданием максимально благоприятных условий для инвесторов. Программа правительства НКР направлена на:

а) развитие экономики;

б) решение социальных проблем;

в) усиление демократических институтов.

 

Безопасность и экономическое развитие населения НКР гарантируются наличием боеспособной армии.

 

Весьма важна роль Церкви в Арцахе - в деле становления государства, достижения национальных целей, восстановления храмов, духовного перерождения армянина-христианина, поддержания патриотического духа и восстановления страны.

 

Таким образом, второе армянское государство состоялось по всем критериям и нормам международного права. И уже одно только это требует ее признания. Однако независимую арцахскую государственность первой и в реалистичные сроки должна признать Республика Армения. Скрытое и явное давление со стороны Азербайджана на протяжении 70 лет советского господства, развязанная затем война, депортация, почти 20-летняя блокада и его армяноненавистническая государственная политика оставляют за армянской стороной право не поддерживать с вышеупомянутой страной никаких отношений до тех пор, пока ситуация не созреет, и пока не удастся достичь установления цивилизованных межгосударственных отношений.

 

В отношении Турции и Азербайджана нужно проводить достойную, очень сдержанную политику и вступать с ними в переговоры только после международного признания права народа НКР на самоопределение, после окончательного согласования статуса с народом НКР. Условия должны выдвигаться нами, выдвигаться с надлежащими формулировками так, чтобы они были понятны международному сообществу. Таким образом, будет сформирована еще одна позиция, которая найдет понимание у всего армянства…

 

У нас отныне нет права на уступку даже клочка земли, потому что, это не что иное как ошибка. И если мы не подготовимся к этим процессам на законодательном уровне и с прагматичным учетом международного опыта, то нам на долю выпадут потеря территорий, возвращенных ценой жизни армян, наводнение рынка турецкими товарами, банкротство отечественного производителя, отток армянского капитала, изменение демографической ситуации в ущерб нам, новая и более мощная волна миграции. Но ведь мы же не стремимся к такой перспективе?

 

Думаю, что нынешняя ситуация требует внести некоторую ясность в принципы нашей внешней и внутренней политики.

 

Считаю, что в сфере внешней политики нужно декларировать принципы, связанные с четкими законными требованиями относительно освобожденных территорий, оккупированных земель, разграбленного имущества и нарушенных прав человека. Это должно быть подкреплено неоспоримыми историческими фактами, документами, являющимися составной частью международного права, а также решениями судов. Во внутренней жизни нужно сделать максимум для реализации общенациональных стремлений, общественного требования, связанного с построением единой, справедливой, демократической, цивилизованной страны.

 

Придавая важность такому аргументу, как Нахиджеван - краю, из которого армяне были изгнаны и где по сей день идет уничтожение армянских церквей, хачкаров и даже кладбищ, мы должны продемонстрировать всему миру суть и цели турецко-азербайджанской политики.

 

На Турцию и Азербайджан нужно подать в международный суд за осуществление резни, оккупацию земель Армении, уничтожение исторических памятников, грабеж имущества армян и множество других преступлений – не забыв о 500 тысяч армян-беженцев без какой-либо правовой и экономической компенсации. И, наконец, за фальсификацию исторических фактов.

 

Почему бы на государственном уровне не возбудить дело и не добиться в Европейском суде осуждения Турции и Азербайджана за геноцид? Ведь сейчас они активно пытаются опровергнуть тот факт, что Армения и Арцах исторически являются этническими армянскими территориями, и на этом фоне выставляют армян в качестве оккупантов. Считаю, что нужно на научном уровне нанести контрудар подобным кампаниям и потребовать от международного научного сообщества осудить их за фальсификацию исторических фактов. Это задача наших ученых-историков.

 

Итак, попытаемся определить приоритеты общеармянской концепции:

 

1. Международное признание геноцида, осуществленного в отношении армянского народа в 1915-ом году, до и после 1915 года, и наши требования в связи с этим.

 

2. Признание Республикой Армения НКР и провозглашение Республикой Армения и общинами Диаспоры политики международного признания НКР с осуществлением подготовительных работ в разумные сроки.

 

3. Принятие Республикой Армения, Диаспорой и Арцахом Декларации об обеспечении безопасности Арцаха, которая должна включать в себя военно-политический, экономический, культурный и другие компоненты. По сути, это будет общеармянской программой существования и развития Арцаха.

 

4. Заключение армяно-грузинского содержательного договора по проблемам Джавахка.

 

5. Наличие у Армении мощной и неполитизированной армии. Страна должна руководствоваться девизом «Все для армии». Это означает централизацию интеллектуальных и экономических возможностей армянства с целью усиления и модернизации армии.

 

6. Политика развития экономики, максимальная демократизация государства должна придать нашим требованиям международное звучание. Молодое поколение должно хорошо знать не только о Великой Резне, но и о Баку, Сумгаите, Гяндже, Шуши и множестве других погромов, которые были осуществлены в недалеком прошлом. Не забывая о прошлом, не изолируясь от соседей, заложить в основу нашей политики справедливые требования и вместо вековой вражды проводить цивилизованную, прагматичную политику.

 

7. Республика Армения и Арцах, находясь в центре столкновения интересов сверхдержав и на усиливающемся изо дня в день, конкурентном и взрывоопасном поле, должны установить свои правила игры, придавая большое значение идее взаимовыгодного соседства. Учитывая наличие армянских общин в соседних странах, мы должны выступить в качестве страны-посредника для мирного решения спорных проблем.

 

8. Сбор фактов, касающихся вытеснения армян, уничтожения памятников в Нахиджеване, а также выдвижение Азербайджану требований о компенсации.

 

9. Оказание помощи правительству Арцаха для восстановления научного потенциала НКР путем использования общеармянского научного потенциала и привлечения международных организаций.

 

Микаэл Бабаханян

Источник: defacto.am

Категория: Новости | Просмотров: 599
Календарь новостей
«  Апрель 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru