Главная » 2010»Январь»14 » Арцахское урегулирование в 2009 году: новое вино и старые меха
Арцахское урегулирование в 2009 году: новое вино и старые меха
12:10
Analitika.at.ua. За прошедший год мы стали свидетелями
новых тенденций в работе сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию
конфликта между НКР и Азербайджаном, а также появления новых факторов, влияющих
на переговорный процесс.
Налаживание диалога с обществом
В частности, посещая регион, международные посредники
проводили встречи не только с официальными лицами, но и с представителями
гражданского общества. Первая такая встреча с лидерами карабахских
неправительственных организаций (НПО) состоялась 1 марта в Степанакерте.
Если оставить в стороне мотивацию инициаторов встречи, следует
признать значимость самого факта проведения подобных мероприятий. Общение
посредников с представителями НПО НКР говорит о том, что сопредседатели МГ ОБСЕ
признали, что, помимо региональной геополитики и интересов различных акторов, в
Карабахе есть общество, и необходимо выслушать его мнение. В конце концов,
решается судьба проживающих здесь людей.
На степанакертской встрече с посредниками лидеры
гражданского общества в довольно жесткой форме представили свои подходы по
ключевым вопросам урегулирования. В частности, было заявлено о необходимости
восстановления полноценного переговорного формата (Азербайджан, НКР и Армения),
о необходимости обнародования «мадридских принципов», о том, что закрепленные в
Конституции НКР территории не могут быть предметом торга, о проблеме
обеспечения безопасности НКР и ее народа. Лидеры карабахских общественных
организаций выразили позицию, согласно которой лучшей гарантией безопасности
может стать международно признанная независимая государственность НКР.
Было высказано мнение относительно неэффективности
международных миротворческих сил в плане обеспечения безопасности в других
конфликтных зонах.
Во второй раз посредники пообщались с представителями
карабахских НПО в расширенном составе в Вене, где 24 марта состоялся Круглый
стол с участием представителей гражданских обществ НКР, Армении и Азербайджана.
Посредники рассказали о ходе урегулирования: было очевидно
желание сопредседателей получить поддержку своей деятельности со стороны
представителей гражданских обществ. Участники форума настаивали на
необходимости открытости миротворческого процесса, поскольку лишь в этом случае
можно рассчитывать на содействие гражданского общества.
Как карабахскими, так и азербайджанскими участниками было
выдвинуто требование сделать обсуждаемые «мадридские принципы» достоянием
общественности. Было доведено до посредников, что нельзя поддерживать или не
поддерживать какой-либо процесс без наличия достоверной информации.
Попытки привлечения гражданского общества к процессу
урегулирования конфликта является новшеством в деятельности международных
посредников.
Больше открытости
Другой попыткой сделать переговорный процесс более открытым
стало обнародование шести «мадридских» или «базовых принципов» урегулирования
конфликта. Принципы были опубликованы 10 июля на официальных сайтах ОБСЕ и
американского Белого дома вкупе с Совместным заявлением по нагорно-карабахскому
конфликту Президента Российской Федерации Д.Медведева, Президента Соединенных
Штатов Америки Б.Обамы и Президента Франции Н.Саркози, которое было принято в
Аквиле (Италия).
Общественные и молодежные организации НКР, политические
партии и карабахские эксперты в разных формах выразили свое негативное
отношение к опубликованным принципам урегулирования.
Неприемлемость базовых принципов урегулирования
нагорно-карабахского конфликта зафиксирована в Резолюции Всеармянской
конференции, состоявшейся в столице НКР 10-11 июля. Участники Конференции из
Армении, Арцаха и Диаспоры потребовали от властей Республики Армения не
принимать предложенные принципы, которые, в частности, содержат односторонние
территориальные уступки.
Участники Конференции констатировали, что сдача противнику
территорий, на которые армянский народ имеет как юридические и политические, так
и исторические права, станет мощным моральным ударом для армянского народа,
который может лишить его на годы национальной воли к сопротивлению и мотивации
строить собственную государственность.
В июле представители карабахских НПО отказались от участия в
проводимых региональных Общественных Форумах в поддержку официального
миротворческого процесса под эгидой Минской группы ОБСЕ. По оценке экспертов и
лидеров гражданского общества НКР, предлагаемая посредниками схема
урегулирования противоречит коренным интересам НКР и Армении.
Лидерами гражданского общества НКР было принято решение «не
поддерживать процессы, которые не способствуют достижению справедливого мира, а
скорее направлены на дестабилизацию ситуации, как в странах региона
карабахского конфликта, так и между этими странами». Важно отметить, что
общественные организации, политические партии и эксперты НКР и Армении, которые
выступили против этих принципов, на самом деле не являются противниками мирного
урегулирования. Они просто считают, что принятие и реализация базовых принципов
скорее приведет к новой войне, нежели обеспечит устойчивый мир.
Искусственная интенсификация переговорного процесса в
2009-ом как форма давления на армянские стороны не могла не отразиться на
общественных настроениях в НКР. Карабахские эксперты, общественные и
политические деятели, так или иначе, стали более активно выражать свое
отношение к происходящему.
Если раньше карабахская проблема, по меткому выражению
одного из лидеров гражданского общества НКР Гегама Багдасаряна, обсуждалась
везде, кроме самого Карабаха, то сейчас ситуация несколько изменилась. По
карабахской проблематике у нас начали проводиться Круглые столы, Форумы НПО,
рабочие встречи-дискуссии лидеров НПО, парламентские слушания и другие
мероприятия.
Армяно-турецкий катализатор
Своеобразным катализатором интенсификации переговоров по
Карабаху стал процесс армяно-турецкого примирения. Этот процесс вызвал
повышенный международный интерес к нашему региону.
В 2009 году президенты Армении и Азербайджана провели шесть
встреч. Достаточно часто встречались и главы внешнеполитических ведомств РА и
АР. Последняя встреча министров в минувшем году состоялась в Афинах, где в
начале декабря имело место 17-е заседание Совета глав МИД стран ОБСЕ. По итогам
встречи было принято заявление министров иностранных дел Азербайджана и
Армении, а также глав МИД Франции, России и заместителя госсекретаря США.
Министры заявили, что будут продолжать согласование базовых
принципов и содействовать урегулированию конфликта на основе трех принципов
Хельсинкского акта: неприменение силы и угрозы силой, равноправие и
самоопределение народов и территориальная целостность. 2-го декабря эти подходы
были поддержаны Советом МИД ОБСЕ.
С апреля 2009-го, когда было опубликовано Совместное заявление
МИД Армении и Турции, а также внешнеполитического ведомства страны-посредника
Швейцарии, Турция не оставляла попыток жестко связать нагорно-карабахское
урегулирование с процессом нормализации армяно-турецких отношений.
Хотя в подписанных армяно-турецких протоколах Карабах не
упоминается, власти Турции выдвигают в качестве условия для ратификации этих
документов в парламенте урегулирование карабахской проблемы по азербайджанскому
сценарию. Тем самым Турция пытается использовать как международное давление,
так и международный интерес в вопросе армяно-турецкого потепления для
достижения территориальных уступок в пользу Азербайджана. В этом состоит
реальная угроза физической безопасности НКР и Армении.
Премьер-министр Турции не перестает говорить о взаимосвязи
армяно-турецкого вопроса и карабахской проблемы. Но он умалчивает о том, что
связующим звеном этих двух отдельных вопросов является доктрина пантюркизма, от
которой, по всей видимости, в Анкаре еще не отказались.
Европейский Союз: новый игрок?
В 2009-ом Армения и Азербайджан, а также четыре другие
постсоветские страны стали участниками программы Европейского Союза «Восточное
партнерство». ЕС принял решение об активизации в процессе разрешения
карабахского конфликта. В этой связи в сентябре в Брюсселе были проведены
консультации между европейскими чиновниками высокого ранга и экспертами из НКР,
Армении и Азербайджана.
Было отмечено, что Европейский Союз не намерен заменять
собой Минскую группу ОБСЕ, но планирует содействовать урегулированию посредством
реализации мер доверия и диалога гражданских обществ сторон. Уже в 2010-ом ЕС
намерен финансировать ряд проектов в неправительственном секторе, которые
охватят Армению, Азербайджан и Нагорный Карабах.
Старые препятствия или невыученные уроки
Если говорить в общем, то за последний год переговорный
процесс стал более динамичным, возрос интерес к региону, есть тенденция к
расширению круга участников процесса, а также привлечения к миротворческому
процессу обществ трех конфликтующих сторон.
Но говорить о скором подписании мирного договора не
приходится, поскольку диалог продолжается в искаженном формате (без участия
НКР), обсуждаемые базовые принципы урегулирования нереалистичны, а принятая
международными посредниками методология урегулирования не может обеспечить
серьезного продвижения в этом процессе.
Анализируя многолетние неудачные попытки Минской группы
урегулировать конфликт, можно прийти к выводу, что в основе международной
дипломатии урегулирования заложена «системная ошибка», которая на протяжении
последних 17 лет не позволяет зафиксировать прогресс в этом вопросе.
Дело в том, что принятое в 1991 году мировыми центрами чисто
политическое решение признать в качестве новых независимых государств на
территории бывшего Советского Союза только те образования, которые в период
распада СССР обладали статусом союзных республик, имело разрушительные
последствия.
В то время, в частности, не обратили внимания на то, что на
территории бывшей Азербайджанской ССР уже обозначился конфликт, поскольку там
образовались два государства - Азербайджанская Республика и Нагорно-Карабахская
Республика, в сущности, два самостоятельных сектора военно-политического
контроля.
В результате, проигнорировав это обстоятельство и признав
независимость лишь Азербайджана, международное сообщество, фактически, создало
условия для начала военных действия против Нагорного Карабаха. Принятое в 1991
году мировыми центрами политическое решение было воспринято в Баку как сигнал к
действию. Тогда Азербайджану показалось, что ему дали карт-бланш на силовое
решение конфликта.
Международному сообществу необходимо срочно исправить
допущенную ошибку и пересмотреть методологию урегулирования карабахского
конфликта. Не только потому, что решения начала 90-х годов прошлого столетия
устарели и утратили свою актуальность, но и потому, что и сегодня ранее
принятый подход может иметь крайне негативные последствия, поскольку поощряет
бывшие «метрополии» к новым агрессиям против бывших автономий.
Прорыв в переговорах по Карабаху может быть обеспечен в
случае применения международными посредниками недавних прецедентов разрешения
конфликтов на Балканах и на Южном Кавказе. Можно констатировать, что признание
независимости Косово, Абхазии и Южной Осетии закрыло военный путь решения этих
конфликтов, обеспечило гарантии физической безопасности проживающих там народов
и создало новые и равные условия для установления добрососедских отношений
между враждующими субъектами.
В случае с Карабахом такого равенства пока нет. Да, НКР и
Азербайджан являются сторонами конфликта и обладают международной
правосубъектностью с момента провозглашения независимости. Неравенство
заключается в том, что в одном случае независимость международно признана, а в
другом нет.
«Выравнивание» статуса всех договаривающихся сторон может
послужить ключом для достижения прогресса в урегулировании карабахского
конфликта и поддержания региональной стабильности.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.