Главная » 2010»Ноябрь»29 » Армен Айвазян: Миссия Армянской армии – освобождение
Армен Айвазян: Миссия Армянской армии – освобождение
17:02
Analitika.at.ua. Армянский вопрос сегодня: I. Стратегический уровень
"Разделяй и властвуй”: расчленение Армянского вопроса
В парламенте Республики Армении снова поднят вопрос о
немедленном официальном признании Нагорно-Карабахской Республики. К сожалению,
как инициаторы, так и оппоненты этого шага рассматривают признание НКР
исключительно в надстроечных комбинациях дипломатической игры, игнорируя его
базисный – стратегический уровень. Дело в том, что карабахский конфликт
является составной частью нерешенного Армянского вопроса, все основные
компоненты которого – турецкo-армянский конфликт, вытекающий из него
карабахский конфликт, процесс международного признания Геноцида армян и
проблема Джавахка – продолжают оцениваться политической элитой РА в полном
отрыве друг от друга. Соответственно, отсутствует целостное видение
стратегических задач, стоящих перед армянским государством, серьезно
ослабляются ее международно-правовые и дипломатические позиции по всем
главнейшим внешнеполитическим направлениям. Поэтому эффективное государственное
планирование внешней (да и внутренней) политики РА, в том числе, предметный
анализ целесообразности признания НКР, возможны только после того, как мы ясно
и реалистично уясним для себя нынешнее состояние Армянского вопроса в контексте
той геополитической ситуации, в которой находится Армения с момента
восстановления своей независимости в 1991 г.
Особенности Армянского вопроса в 21-м веке
Начнем с того, что с 1991 года Армянский вопрос вернулся на
международную арену, но уже не как вопрос физического спасения западных армян,
каковым он был известен в конце 19-го–начале 20-го веков. Турки полностью истребили
армянствo в Западной Армении и частично в Восточной Армении в течение Геноцида
1893-1923 гг., осуществлённого в три основных этапа – в 1893-1896, 1909 и
1915-1923 гг. В советское время деарменизации подверглись новые обширные районы
Восточной Армении, в том числе – Нахиджеван и северный Арцах. Сейчас
армяно-турецкий конфликт перешел в новую фазу, основной особенностью которого
является существование международно-признанной Республики Армения. Политика
Турции по ликвидации Армении с карты мира пересмотру не подвергалась: ныне ее
задача – задушить армянское государство в зародыше. Турция пытается решить ее
опосредованно – через своего союзника Азербайджана, поскольку нынешняя
международная ситуация, а также серьёзные внутренние проблемы политического и
экономического характера препятствуют прямому турецкому вторжению в Армению
(хотя и допускают долголетнюю экономическую блокаду и тотальную психологическую
войну против Армении).
В полной сообразности с турецкими планами, в 1991–1994 гг.
воссозданная армянская государственность подверглась азербайджанской агрессии
по всей протяжённости своих восточных границ. В такой ситуации Армении были
жизненно необходимы стабильные гарантии безопасности и, прежде всего,
обороняемые границы. Хотя и ценой огромных жертв, но эту стратегическую задачу
удалось частично решить, освободив определенную часть Родины – исконно
армянские земли (в прошлом 7 административных районов, прихваченных к
Азербайджанской ССР) вдоль границ бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области
(НКАО). Вот уже более полтора десятилетия эта территория находится под
контролем Армянской армии. Ее освобождение у нас принято считать как чисто
военную необходимость – единственный способ подавить огневые точки противника.
Хотя эта точка зрения, отражая реальную полевую ситуацию Арцахской войны, в
принципе, верна, в то же время, в своем узковоенном смысле она поверхностна.
Рамки вопроса об освобожденной территории намного шире: они охватывают весь
спектр исторических, геостратегических, геоэкономических, демографических,
международно-правовых, культурных и даже экзистенциальных проблем армянского
государства. Общая слабость армянской политической мысли, недостаточная
разработанность Армянского вопроса и разлагающее интеллектуальное воздействие
внешних сил стали причиной того, что вышеупомянутые 7 районов были вначале
названы "буферной зоной” и даже "завоеванными территориями”. Впоследствии
последнее неприемлемое название было постепенно вытеснено (к сожалению – не
полностью) более точным, но несколько расплывчатым термином "освобожденные
территории”. Между тем для их обозначения следует применять стратегически
адекватный термин, а именно – "освобожденная территория Армении”, поскольку
речь идет о землях Армении и не имеет значения, объявлены ли они административными
единицами РА или НКР, ибо в стратегическом измерении и РА, и НКР, и
освобожденная территория составляют одно целое – все это Армения. Современная
Армения – территория, контролируемая Армянской армией. А недавно освобожденные
12,000 кв км – неотъемлемый земельный отрезок родины со своей демографической,
социально-экономической и культурной спецификой.
Вопреки распространенному мнению, Армянским вопросом
является вовсе не международное признание Геноцида армян и вовсе не вопрос
права армянства Арцаха на самоопределение, а земельный, территориальный вопрос.
Однако, ни во время войны 1991-1994 гг., и ни до сегодняшнего дня армянский
правящий класс не дорос до понимания этой простой стратегической аксиомы. Суть
Армянского вопроса и сегодня заключается в создании политических и
территориальных условий свободного и независимого проживания армянского народа
на своей родине – Армянском нагорье. Решение Армянского вопроса может быть лишь
одним: восстановление армянской государственности если и не на всех 350,000 кв.
км исторической Армении (что в обозримом будущем нереально), то как минимум на
такой ее обширной территории, на которой возможно длительное безопасное
существование и развитие армянской цивилизации. Иначе говоря, Армянский вопрос
является вопросом безопасности армянства, который требует обеспечения двух
предпосылок: первая – создание полноценного и сильного армянского государства;
вторая – подкрепляющие безопасность и жизнеспособность этого государства
территориальные гарантии. Причем, обеспечение только одной из предпосылок
неосуществимо: ни армянское государство будет в состоянии просуществовать на крайне
уязвимой, "напрашивающейся на агрессию” территории в 29.800 кв км бывшей
Армянской Советской Социалистической Республики, и ни при отсутствии армянского
государства возможно будет сохранение коллективной национальной жизни на
армянонаселенной территории Армянского нагорья. Таким образом, Армянский вопрос
сегодня – территориально-политическая проблема по обеспечению
обороноспособности и экономической жизнеспособности восстановленного армянского
государства.
Миссия Армянской армии – освобождение!
Армянский вопрос существует объективно, вне зависимости от
желаний и преференций сегодняшней
армянской политической элиты, поскольку ни Турция, ни
Азербайджан (как наглядно продемонстрировал крах мертворожденной "футбольной
дипломатии”) не готовы примириться с существованием армянской государственности
даже на той небольшой территории в 42,000 кв. км, на которой оно состоялось в
формах РА и НКР. Как показали прошедшие два десятилетия, эти же 42,000 кв. км
являются той минимально необходимой территорией, на которой возможно
существование армянской нации в полуокружении враждебных тюркских союзников –
Турции и Азербайджана. Потеря даже малой части этой территории современной
Армении может безвозвратно разрушить военный баланс сил в пользу Азербайджана,
тем самым поставив под угрозу само существование армянского государства. С
другой стороны, эти 42.000 кв. км могут оказаться недостаточной гарантией
против разрабатываемых в Баку планов развязывания новой войны. Следовательно,
армянская стратегия отражения следующей вероятной агрессии Азербайджана
будетвынужденно (минимум – инстинктивно, максимум – спланированно)
предусматривать расширение зоны, подконтрольной армянским вооруженным силам,
т.е. сужение сегодняшнего Азербайджана до таких географических пределов,
которые заставят его приостановить свою агрессию и на длительное время
(желательно – навсегда) отказаться от самой мысли о ее возобновлении. Освобождение
12,000 оккупированных квадратных километров родины приостановило
азербайджанскую агрессию как минимум на 16 лет. Но, очень возможно, что срок
этой самой действенной – территориальной – гарантии мира истекает и, чтобы
обезопасить Армению минимум лет на 50 и более, скоро потребуется ее не только
еще раз утвердить, но и преумножить настолько, насколько только это будет
возможно – вплоть до уничтожения государства-агрессора, имеющего, к тому же,
геноцидальные планы. К сожалению, задачу освобождения оккупированных территорий
Армении ставит перед нами враг, а требуется, чтобы армянское государство и
армянский народ сами были готовы принять идеологию освобождения (что
подразумевает уже освобождение более глубинное – интеллектуальное и
психологическое), а не только реагировать на внешнее воздействие –
азербайджанскую агрессию, как это случилось в 1991-1994-ом годах и стало
причиной серьезнейших ошибок и упущенных возможностей. Стратегически проактивно
мыслить об обеспечении долговременной безопасности Армении значит, в первую
очередь, глубоко осознавать сверхценность исконно армянской территории и всем
существом стремиться к ее освобождению. Причем, суть не важно, когда (и кем)
эта территория была оккупирована – в 14-м, 18-м или 20-м веке. Ясно, что
Азербайджан, после истребления на ней культурно-исторического наследия
армянского народа, использует доставшуюся ей армянскую же территорию как мощный
рычаг экономического удушения и трамплин для следующей крупномасштабной
агрессии против сохранившейся части Армении. Посему, с точки зрения военной
необходимости, относительная дальность во времени оккупации армянских
территорий не играет абсолютно никакой роли при определении целесообразности их
освобождения.
Если бы карабахская война 1991-1994 гг. осознавалась не
просто как самооборона и борьба за выживание, а в контексте Армянского вопроса,
то в начале 1990-х армию Третьей республики можно было с полным правом, точно и
прямо назвать "Армянской освободительной армией”, поскольку свою
объективно-историческую миссию освобождения она уже частично и с честью
выполнила. Насколько ей удастся выполнить ту же незаконченную миссию в будущем
– покажет время. Однако ее провал может означать конец армянской цивилизации
уже в нашем поколении, как это и планируется в глубинных сферах государственной
власти в Анкаре и Баку. Следовательно, свою миссию Армянская армия должна
выполнить несмотря ни на что!
Таким образом, вопрос безопасности Армении, он же Армянский
вопрос, может снова принудить нас к освобождению части исконно армянской
территории, лежащей глубоко к востоку от сегодняшней линии соприкосновения
армянской и азербайджанской армий – вплоть до Куры и Каспия. Армен АЙВАЗЯН, Доктор
политических наук, «Собеседник Армении»
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.