Главная » 2011»Апрель»23 » Армен Айвазян: Военная концепция Турции и турецкая угроза
Армен Айвазян: Военная концепция Турции и турецкая угроза
00:09
Analitika.at.ua. В октябре 2010 г. Совет национальной безопасности Турции
внес изменения в Стратегию национальной безопасности, рассчитанную на ближайшие
пять лет. Из списка стран, которые представляют внешнюю угрозу для Турции, были
исключены Сирия, Иран, Болгария, Грузия и Армения. «Потенциальным» врагом
впервые был назван Израиль. В том же неизменном качестве осталась и Россия,
несмотря на беспрецедентно теплые отношения между двумя странами в последний
период, сравнимый лишь с 1920-ми годами. В принятой же в декабре 2007 г.
Военной доктрине Республики Армении Турция рассматривается в качестве
«потенциальной угрозы», что в ходе проведения международной экспертизы этого
документа в 2008 году вызвало упреки и порицания специалистов НАТО.
Несерьезность и декларативность вышеотмеченного шага турецкой стороны по
отношению к Армении можно было бы продемонстрировать приведением многочисленных
заявлений высокопоставленных турецких дипломатов и чиновников о решимости
Турции поддержать Азербайджан в возможной войне против Армении. Но в данной
статье мы рассмотрим этот вопрос в контексте реальной военной концепции Турции.
До распада СССР военная концепция Турции носила в основном
оборонительный характер и была построена на расчетах сил в войне, ведущейся с
помощью обычного вооружения. Вопросы, связанные с применением ядерного оружия,
находились в ведении НАТО и США. В годы холодной войны в НАТО спорили о том,
какую территорию сумеет сохранить турецкая армия в случае нападения Советской
армии или армии Варшавского договора – до начала контрнаступления союзных сил.
Турецкие военные надеялись оказать сопротивление противнику на
границе и затем организованно отступить. Американские специалисты были
настроены менее оптимистично: по расчетам конца 1950-х гг. турки должны были
быть быстро отброшены к Средиземному морю, в район Искендеруна. Несмотря на то,
что эти расчеты со временем претерпевали изменения, в 1990 г. турецкий
генеральный штаб все еще считал основной проблемой безопасности защиту
территории страны на нескольких фронтах одновременно.
В первой половине 1990-х гг. этот подход еще не был
пересмотрен. В 1997г. турецкие военные обозреватели, исходя из количества
обычных сил, которые Россия, Греция, Ирак, Иран и Сирия могли выставить в
случае войны, и приписывая им территориальные притязания, рассматривали эти
страны как главные угрозы безопасности. Бывший посол Турции в США Шюкру Элекдаг
в своей известной статье «Стратегия двух с половиной войн», выражая позицию
военного ведомства, подчеркивал, что Турция должна планировать и быть готовой к
ведению крупномасштабной войны на два различных фронта одновременно (например,
против Сирии и Греции) и одной внутренней войны – против курдских повстанцев.
Согласно этой концепции, турецкие вооруженные силы должны
были организовываться, тренироваться и вооружаться, имея две основные задачи:
а) сухопутные и воздушные силы Турции должны были остановить мощные
бронетанковые вторжения с востока (СССР/Россия) и юга (Сирия, Ирак), а затем
перейти к глубокой эшелонированной обороне; б) армия и внутренние войска
(жандармерия) должны были быть готовы вести войну против партизан, опираясь на
укрепленные районы и маневренные силы быстрого реагирования. Флот должен был
контролировать Босфорский пролив. Таким образом, от вооруженных сил требовалась
тактическая мобильность, в то время как стратегическая мобильность и
способность наносить удары по тылу врага считались менее важными, так как
ожидалось, что война будет вестись на территории Турции.
До последнего времени военная элита Турции оставалась верной
мнению Кемаля Ататюрка о том, что судьба Турции связана лишь с Западом, попытки
же увеличить влияние на мусульманском востоке рассматривались как стремления
исламистов, которые могут нанести ущерб прозападному курсу страны. Однако в
начале 1999 года Министерство обороны опубликовало официальный справочник
«Белая тетрадь: оборона 1998», в котором, отклоняясь от 70-летней традиции
внешней политики, Турция рассматривается уже как «евразийская страна», которая
«обязана сохранять и расширять связи и с Западом, и Востоком». Справочник
излагает также главные официальные принципы военной политики Турции:
1. Сдерживание (deterrence). Сохранение такой военной силы,
которая способна удержать возбудителей внешних и внутренних угроз.
2. Коллективная безопасность. Деятельное участие в работах
международных и региональных союзах и организациях, особенно в рамках НАТО и
Западноевропейского союза.
3. Продвинутая оборона (forward defense). Способность к по
возможности раннему выявлению содержания "агрессии” и к ее предотвращению
извне.
4. «Миротворчество». Способность вмешиваться в конфликты и
участвовать в миротворческих операциях.
К этим пунктам нужно добавить тезис бывшего начальника
генштаба Турции Хусейна Киврикоглу о «превентивном сражении» (forward
engagement), согласно которому вооруженные силы должны быть готовы
предотвратить угрозы интересам Турции – до их проникновения внутрь страны.
Мысль Киврикоглу разъяснена в «Белой книге».
«Общей оперативной концепцией 2000-х гг. требуется сделать
контролируемым тот район, где находится агрессор, и нанести ему поражение в его
глубоком тылу и на подступах к полю боя. Для достижения этой цели необходимо
иметь армию с превосходящей огневой силой и маневренными возможностями,
уточнение самых слабых мест агрессора, знание и выявление мишеней,
координированное и эффективное использование системами предупреждения,
управления войсками, электронной войны, связи и информации».
Таким образом, даже в официальных документах турецкое
командование планирует ведение будущих войн вне пределов Турции. Анализируя эти
материалы в авторитетном журнале армии США «Парамитерз», к тому же выводу
приходит известный специалист в области турецких военных проблем Майкл Хикок:
«Анкара приняла такую концепцию действий, которая предусматривает ликвидацию
угроз против Турции вне ее суверенной территории. Турецкие вооруженные силы не
только способны, но и хотят действовать вне ее границ». На эти цели направлены
чрезвычайно претенциозные и частично уже выполненные программы перевооружения
турецких вооруженных сил. Еще в августе 1998 года, до назначения начальником
Генерального штаба, командующий сухопутными войсками Турции генерал Киврикоглу,
подчеркнув, что «быстрое развертывание войск в отдаленных районах имеет
жизненное значение для тех рисков и ответственностей, которые мы, возможно,
возьмем на себя», затем изложил программу модернизации, которая должна была
предоставить Турции стратегическую мобильность совместных действий и
способность наносить удары за рубежами страны. Осуществление этой задачи, по
заверению генерала Киврикоглу, приведет к тому, что «турецкая армия будет иметь
такие системы вооружения, которые дадут преимущество над противником в глубоком
тылу его территории. Армия будет иметь также современные танки, покрытые
новейшей броней, и эффективные системы противотанкового оружия, приданные им
средства противовоздушной обороны, а также вертолеты для переброски десантных
войск… Системы сбора информации создадут возможность подразделениям на всех
уровнях выявлять, уточнять и узнавать врага в пределах своих возможностей».
Исходя из фактов и оценок, приведенных бывшим заместителем
министра обороны РА генералом Артуром Агабекяном в одном из своих выступлений,
командование Армянской армии обладало дополнительной собственной информацией о
содержании турецкой военной доктрины:
«(Кроме Азербайджана) серьезную опасность продолжает
представлять и Турция. В Национальной военной концепции Турции, принятой в
последней редакции в 1998 году Армения рассматривается как второй после Греции
вероятный противник. Нынешние власти Армении рассматриваются турецкими военными
специалистами как «крайне националистические силы». Более того, Турция уже
непосредственно втянута в армяно-азербайджанский конфликт. Она взяла на себя
задачи перестройки, повышения боеспособности, подготовки кадров вооруженных сил
Азербайджана».
Обобщим. Стратегическое мышление Турции пережило такую
трансформацию, что даже турецкие и американские аналитики говорят об
утверждении «новой османской программы». С ними согласны российские
обозреватели, отмечая, что «мы очевидцы стремительного возрождения Высокой
Порты со всеми вытекающими из этого последствиями». Анализ доклада,
представленного 3 декабря 1999 года в одном из институтов Вашингтона министром
обороны Турции Хикметом Сами Тюрки также не исключает прямого военного
вторжения Турции в Закавказье, особенно в связи с Карабахским конфликтом.
Таким образом, Турция, взявшая на себя роль нового
исламского лидера от Центральной Азии до Балкан, стала еще более опасной для
своих соседей и еще более непредсказуемой для своих союзников. Реализм требует
признать, что, как и прежде, и сегодня Турция угрожает самому существованию
Армении. Следовательно, изменения в Военной доктрине Армении нужны не в сторону
принижения турецкой угрозы, а в сторону ее еще более четкого изложения, а также
выработки наиболее эффективной армянской оборонительно-освободительной стратегии.
Армен Айвазян, Доктор политических наук. "Собеседник Армении”.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.