«Взаимоотношения самца и самки - одна из самых невероятных
историй, которую придумал Творец», - считает актёр.
Его всегда отличала абсолютно нечеловеческая работоспособность.
Это подтверждено записью в Книге рекордов Гиннесса: на счету самого часто
снимающегося актёра России Армена Джигарханяна более 250 ролей. И
останавливаться он явно не собирается: всё лето актёр провёл на съёмках сериала
«Пусть не кончается любовь», где сыграл, по сути, самого себя - стареющего
режиссёра.
Об актёрстве
- Актёрство - в общем, страшноватая вещь. Мы, актёры, чем
занимаемся? Придумываем несуществующий мир и окружающих вовлекаем в этот обман.
Как-то в Ереване я снимался в картине. На роль мальчика
пригласили мальчишку из детского дома. Режиссёр долго ему
объяснял: вот эта актриса - она как будто твоя мама, ты её так и будешь
называть: «мама», а этот актёр - как будто твой папа. Съёмки шли несколько
месяцев, после чего съёмочная группа распалась, а мальчика вернули в детский
дом. Но
ребёнок-то за это время действительно поверил, что эти
мужчина и женщина - его папа и мама! Знаешь, как гениально Ницше сказал.
Гениально! Он сказал: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины».
Страшная фраза! Очень страшная. А тот мальчик… Я видел его потом, через
несколько лет, уже повзрослевшим. Не знаю, отравили теми съёмками его душу или
не успели отравить. Может, он смог приспособиться к этому миру…
О Шекспире
Возможно, признание моё будет выглядеть смешно, но тем не
менее… Я очень люблю Шекспира. Мы сейчас взяли «Ромео и Джульетту», будем
ставить её в нашем театре. Слушайте! Какая же это великая пьеса! И какой же
Вильям Иванович был циничный! Чему ты удивляешься? Конечно, циничный! Потому
что любая правда цинична. Я всегда думал, что знаю «Ромео и Джульетту» хорошо.
А оказалось, что я ничего не знаю. Мы же никогда не задумываемся, почему Ромео
и Джульетта погибают, да ещё так бездарно, почему Шекспир не спас их. Ведь
чтобы всю правду до конца узнать, надо очень глубоко влезть в эту историю, в
эту болезнь. Про это - про умение услышать все стороны в конфликте - Чехов
гениально сказал: самое трудное, когда все правы. Представляете, сколько сразу
флюсов вылезет, когда ты постараешься услышать и понять ВСЕХ!
О любви
Вот ты меня спрашиваешь, что такое любовь… Как кто-то
остроумно сказал: нельзя раскладывать радугу на составные части - пропадёт
волшебство! Так и с любовью - я не знаю, что это такое: болезнь ли, счастье ли.
Почему сегодня или вчера они жить друг без друга не могли, а назавтра стали
врагами? Нам природа так предложила: есть самец и есть самка. Их влечение друг
к другу - одна из самых невероятных историй, которые придумал этот бородатый
дед, сидящий там, наверху. И никто до сих пор не может в этом разобраться.
Знаешь, какое высшее выражение любви? Когда ты целуешь попку своего ребёнка! И
в этом - истина!
О правде
Я только сейчас начал понимать одно из высказываний Сократа:
как много вещей на свете, которые мне не нужны. Это гениальная фраза! Я сейчас
намного старше Сократа, но я бы никогда не додумался до этого.
Когда в Театре им. Маяковского репетировал Сократа, я тогда
очень боялся, что эта роль у меня не получится. Как это сыграть?! Ходит по
сцене какой-то человек, вещает умные мысли… И тогда мне один мудрый человек
посоветовал: сыграй так, чтобы мы, сидящие в зале, видели: он, тот, который на
сцене, так действительно живёт, а не произносит заученные тексты. Сократ на
самом деле жил так, как говорил. Это самое трудное! Ведь мы же зачастую только
произносим правильные тексты, а живём совсем другой жизнью, про которую
окружающие ничего не знают.
Никогда не рискну признаться, что я уже не тот мужчина,
которым был 20, 30 лет назад... Я не кокетничаю! Не делайте такое лицо! Я же
говорю про вещи, которые мне боль причиняют. Я не позволяю себе кокетничать -
мне уже 75 лет! И я уже имею право не нравиться кому-то. И так жить. Не делать
какие-то выходки, чтобы нарочно вызвать отвращение, - нет, просто не хочу кому-то
нравиться. Этот закон и в профессии работает. Если я хочу играть так, чтобы
зацепить зрителя, я должен меньше всего хотеть ему понравиться. Я должен
заставить зрителя поверить в то, что говорит мой персонаж. Я так должен
сказать: «Эта вишня плохая! Не ешь её!», чтобы каждый поверил: и правда плохая!
Об одиночестве
Как-то в Армению приехал Уильям Сароян - знаменитый
американский писатель армянского происхождения. Была премьера его спектакля
«Моё сердце в горах». И группа молодых армянских актёров и режиссёров захотела
с ним побеседовать. Это была одна из самых счастливых встреч в моей жизни.
Тогда Сароян сказал фразу, которую я до сих пор не освоил до конца: «Когда ты
будешь окончательно одинок, тогда ты станешь самым счастливым человеком в
мире». Страшная фраза, ребята! Хотя сейчас, в свои 75 лет, я чуть-чуть к нему
подхожу. Да, мне приятно сидеть с тобой, беседовать… Но в глубине души чётко
осознаю: на самом деле я мечтаю о том, чтобы беседа поскорее закончилась и я
пойду посижу, потом прилягу… Буду один. Одинок!
А самая страшная фраза в мире, знаешь, какая? «Я так хочу
умереть!» Ни один человек, который хочет умереть, эту фразу не скажет. Потому
что нет такого человека, который действительно хотел бы умереть.
Досье
Армен Джигарханян, актёр, режиссёр, глава Московского
драмтеатра п/р А. Джигарханяна. Народный артист СССР. Родился в 1935 г. в
Ереване. Окончил Ереванский художественно-театральный институт. С 1955 г. - в
труппе Русского драмтеатра им. Станиславского. В 1969-1996 гг. - артист Театра
им. Маяковского. После ухода из Театра им. Маяковского служил в «Ленкоме»,
играл в антрепризах. Сыграл сотни ролей в кино. Юлия Шигарева, АИФ
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.