Главная » 2010»Май»23 » Армен Джигарханян: Все, что надо, я уже сыграл
Армен Джигарханян: Все, что надо, я уже сыграл
00:23
Analitika.at.ua. У самого востребованного российского актера в нынешнем
году аж 4 юбилея! Армен Джигарханян празднует 55-летие начала своей театральной
карьеры и 50-летие кинематографической, 15 лет назад он основал свой театр в
Москве, не за горами уже и главная юбилейная дата — 75-летие народного кумира.
В интервью петербургской газете "Фонтанка” Армен Борисович открыл душу...
— Есть много мнений о предназначении и значении искусства в
жизни человечества...
— Ницше высказал совершенно гениальную мысль, до которой не
догадался ни один Станиславский: "Искусство нам дано, чтобы не умереть от
истины”. Это очень страшная фраза! Ведь получается — мы с тобой заранее
договариваемся о лжи: посредством своей игры я внушу тебе, что этот персонаж —
моя жена, а этот — ее брат. Мы, артисты, сами в это поверив, пропагандируем эту
ложь зрителю, хотя на самом-то деле истина не в ней, а в том, болит ли у меня
сегодня живот или не болит... Об этих вещах люди не очень задумываются, боятся
задумываться, потому что им хорошо жить в придуманном мире, а не умирать от
истины.
Мы предпочитаем неправду, которую называем придуманными для
этого красивыми словами: легенда, сказка... А мы боимся этой великой истины,
боимся многого в своей жизни, даже того, что полегче родов ребенка. Мы с мамой
жили вдвоем, и она часто брала меня с собой в кино или театр. И вот она
рассказывала, что во время киносеансов я ее все время спрашивал: "Чем все
кончится? Чем все кончится?” — хотел скорее узнать, чего же ждать: плохого или
хорошего — а она отвечала: "Подожди, когда надо, тогда и кончится”. Вот так мы
и ждем всю свою жизнь и даже когда стареем и начинаем понимать настоящие мотивы
многих явлений, то все равно... (разводит руками) не хотим правды, хотим, как
говорят евреи: "Лехаим!” Бывают, конечно, моменты, когда мы входим в клинч с
реальностью и вот тогда уже жаждем, чтоб "наши победили”.
А что касается самого театра как явления... Мы не знаем,
почему в душе людей что-то происходит, когда они видят, как один актер играет
Отелло, а другой играет Дездемону. Ни зрители, ни артисты этого не понимают,
потому что эта реакция — химическая. Химическая! Ее очень трудно угадать. То,
что называется театром, — вещь очень странная, если к ней относиться всерьез, и
очень запутанная...
— А что страшнее всего в самом искусстве?
— В искусстве есть несколько страшных вещей, одна из них —
зависть. Она может быть белая, желтая, еще какая-то, но она есть. Злые языки
говорят, что Феллини этим пользовался: он интриговал среди актеров, чтобы
добиться необходимого ему как режиссеру результата.
— Какие издержки у славы?
— Честно скажу, я боюсь славы. Отношусь к ней очень
осторожно. Иногда слава противна, бывает, что она меня утомляет.
(Задумывается.) Нет, ну приятно, когда люди на улице мне что-то говорят или
смеются, увидев меня... Нет, это, конечно, приятные вещи, и у меня не бывает
постоянного внутреннего гнева: "Ой! Я сейчас с ума от них сойду!” — в хорошем
настроении к проявлению повышенного людского внимания можно отнестись спокойно,
но иногда бывает неохота... Ну, ты же ведь не знаешь, кто я такой на самом
деле? Может, я дерьмо, а не человек, может, я в жизни делаю плохие вещи, а ты
мной восхищаешься только как артистом, снявшимся в кино. Скажу больше, мы —
люди — плохо знаем друг друга и не хотим знать. Люди не знают друг друга, и это
самая сложная вещь в жизни. В моей жизни есть люди, которые со мной уже много
лет, и я до конца не знаю, сливочное они масло или несливочное. Говорю
серьезно!
— Выходя из театра или после съемок на улицу, вы идете по
ней Джигарханяном или, скажем, отчасти еще королем Лиром?
— Не бывает так, чтобы я сразу стал собой. Не бывает. Это
очень сложный процесс. Я не открою тайны, если скажу, что актерская профессия
очень трудная. Очень сложная! Потому что я часть какого-то человека, в ком-то я
растворяюсь. Я однажды прочитал потрясающие откровения великого дирижера
Караяна: "Когда я отрабатываю одну музыкальную тему и начинается другая, я еще
долго не могу избавиться от предыдущей темы”. Быть может, вот эти ощущения и
самые интересные в профессии. Потому что то, как красиво ты наложишь на лицо
грим, думаю, не главная истина в нашей профессии.
Муж и жена не бывают в таких отношениях, в каких бывают,
например, режиссер и актриса. Мы как коллеги узнаем о человеке гораздо больше,
чем о нем знают его близкие. Я думаю, что я о своих пятидесяти партнершах, с
которыми я сыграл в театре или снялся в кино, знаю гораздо больше, чем их
мужья. Речь не идет о каких-то скабрезностях, в этом смысле, если бы надо было,
я нашел бы в себе силы сказать правду. Одна из моих последних работ была с
Инной Чуриковой, и у меня есть ощущение, что я ее знаю...
— ...лучше, чем Панфилов.
— Думаю, да! Но, вообще, взаимоотношения самца и самки —
самая большая тайна и до конца ее никто не знает. А во время работы эта тайна
лишь приоткрывается, в человеке открывается какой-то душевный кокон... И во мне
он открывается, и его видят все, кто отравился актерством. Актерство — это ведь
отрава. Если говорить о взаимопроникновении актеров... В том, что я научился
этому, большая заслуга Марка Захарова. Он сумел внушить нам это, причем не
открытым текстом.
Я впервые пришел в театр Маяковского, когда Марк Анатольевич
ставил там "Закат” Бабеля, он был приглашенным режиссером и еще не был главным
режиссером Ленкома, в котором гораздо позже мы с ним работали. Так вот, мы
узнавали друг о друге какие-то тайны, какими-то секретами делиться хотели,
какими-то нет...
Почему одна и та же роль может стать звездной для одного и
рядовой для другого актера? Один мой друг, когда я говорю, что Гергиев хороший
дирижер, возражает: "А что хорошего? Ноты-то все написаны! Или у него другие
ноты?..” Важна пауза! Важна оценка слова. Слово "мама” может стать главным
словом в твоей роли. Мы как-то играли "Город миллионеров”, а там, если помните,
Доминику говорят, что из трех младенцев один — его сын. Чтобы определить, кто
именно, Доминик просит всех детей произнести слово "папа”, чтобы по интонации
определить родного ребенка. Или. Другой мой герой — преступный авторитет Гурген
из "Бандитского Петербурга” сам по себе неинтересен, но для меня, например, он
очень интересен как лидер: как он смотрит на людей, что они сохнут от его
взгляда от страха — это, кстати, выражение Захарова, он меня этому учил — как
именно он кого-то хвалит, как дает деньги...
— За 50 лет работы в кино на вашем счету около 250 фильмов и
запись в "Книге рекордов Гиннесса” — в качестве актера, сыгравшего в кино самое
большое количество ролей... Что является источником вашей удивительной
творческой плодовитости: тщеславие, деньги?..
— Я очень, очень люблю свою профессию! Ну и тщеславие
двигало, конечно, и деньги... Но прежде всего — я люблю свою профессию. Она мне
и любовница, и сестра, и брат... Через профессию я познаю жизнь. Реальная жизнь
нас ведь очень обделяет: масса законов, правил и так далее. А потом... Сколько
у вас жен было? Одна? Вот видите, а у меня штук 50! Я жил одновременно в разные
времена, был одновременно человеком разных национальностей...
— ...да уж, ваше актерское амплуа, Армен Борисович, мало
сказать разностороннее: вы одинаково гармоничны в разных ролях и в одном
киносезоне могли стать чекистом и эсером, шантажистом и учителем... В этом и
есть феномен вашей потрясающей востребованности у совершенно разных во всех
смыслах режиссеров?
— Не знаю, не знаю... Многие из них мне говорили, что со
мной легко работать. А покойная Наташа Гундарева сказала, что я как удобный
диван в качестве партнера. Если это была похвала со стороны Наташи — я радуюсь
этому, потому что очень ее любил и потому что это действительно очень хорошая
характеристика для меня как для актера. Для актеров ведь очень важно быть
удобным, потому что мы входим в тело друг друга, в души и организмы друг
друга... А это очень трудная вещь!
Одна очень умная и хорошая режиссер увидела меня в эпизоде с
актрисой, с которой я в тот момент снимался, сказала: "Я не могу поверить, что
у вас с ней не было романа!” А в данном случае романа действительно не было.
Поэтому я и ответил этой женщине-режиссеру: "Спасибо! Ваши слова для меня самая
высокая оценка моего профессионализма”. Вы знаете, что по жизни мы узнаем друг
друга по привычкам? По привычкам! Понимаете? Я расскажу одну интересную вещь по
этому поводу... Когда печально умер Саша Абдулов, у него остался совсем
маленький ребенок. Во время похорон этот ребенок был на руках у матери, жены
Саши, и вдруг потянулся к гробу — не понимая, конечно, что папы уже нет — и
взял его за галстук. Жена Саши оторвала ребенка от мужа и поправила ему
галстук. И кто-то, стоявший рядом и, видимо, хорошо знавший семью Абдуловых,
заметил: "Она всегда именно так ему поправляла галстуки”. Привычка! Очень
важная вещь!
— Глупо спрашивать, счастливы ли вы профессионально, но
хочется узнать, что явилось основными столпами этого вашего душевного
состояния?
— Я прожил очень хорошую, счастливую театральную жизнь.
Двадцать пять лет в театре Маяковского я играл "Трамвай "Желание”. 25 лет!
Когда я его начал играть, у меня не было ни одного седого волоса — сохранилась
фотография тех спектаклей — а заканчивал играть "Трамвай "Желание” с абсолютно седой
головой. Я играл роли высокого класса с выдающимися партнерами... И будучи
молодым актером в Ереване, где у меня был великий учитель Гулакян, учивший нас
не играть маленькую ерунду, а играть правду, позже я, как уже говорил, попал в
Ленком, где еще был Эфрос, потом я перешел в театр Маяковского к Андрею
Гончарову, а еще спустя время вновь перешел в Ленком к Марку Захарову. Своим
молодым актерам я всегда говорю: "Учтите, я ведь видел хороший театр, хороших
актеров, поэтому, если я вам что-то говорю, вы мне верьте, я вас не обману”.
— Для вас важнее театр или кино?
— Конечно, я предпочитаю театр, для меня театр выше! Я к
кино, в смысле искусства, серьезно не отношусь. Быть может, чисто технически
кинематограф и будет доведен до совершенства, но пока... Сегодня по телевизору,
конечно, показывают тоже кино, но — плохое кино. Театр не скрывает от тебя и от
меня, что это театр, а в кино... Одна моя знакомая, когда смотрела телевизор,
всегда спрашивала: "Вот Кобзон поет. Он поет сейчас или он уже пел?” То есть
бомба упала, все взорвались, а артисты после этого пошли домой. ...Понимаете?
Я волнуюсь, конечно, что зритель видит текущую на экранах
кровь, что это меняет его психику, но, мне кажется, что сегодня мы стали более
наглые в этом смысле, мы понимаем, что все это лимонад — все давно уже знают,
что какой-то Бубулькин получил Гран-при за то, что сделал такой "кровавый”
грим. Мне это неинтересно, я требую реального отмщения: наши должны выиграть у
канадцев! (Смеется.) Такая у нас психика, так мы относимся и к театру. Сегодня
задеть зрителя можно, лишь оскорбив его, обидев своей собственной настоящей
кровью.
— Россия до сих пор крепостная страна?
— Это мое убеждение и мои слова. Уж не знаю, правда,
применительно ли это к нашей атомной энергетике... (Улыбается.) Наши люди —
крепостные, они больше положенного не переварят, не придумают новое — напротив
— будут молиться, чтобы все оставалось как есть. Я говорю во всеуслышание —
если кто-то обижается, могу извиниться — я рад, что русский театр — это
крепостной театр. Потому что иного в России не дано: либо крепостной, либо
плати столько, сколько платят эти проклятые капиталисты...
— У вас есть ощущение химических реакций организма
собственного театра, который вы создали 15 лет назад? Как врачуете этот
организм?
— Идея создать собственный театр пришла мне в голову потому,
что мне просто стало жалко ребят моего курса во ВГИКе, которые уходили
практически на улицу. А у нас к тому времени уже было несколько снятых на
пленку спектаклей, которые мы могли играть. Но мои актеры тоже уходят...
(Огорченно.) То ли из профессии, то ли другими становятся, курвятся — употреблю
страшное слово. Или. Ты взял актера, связывал с ним определенные надежды, а он
на репетициях начинает вдруг такие вещи выделывать — в моем представлении, как
в плохом театре, есть такое выражение. И я начинаю думать: "Боже мой! Как же от
него избавиться, он же будет разносить зловоние в театре, он же нас заразит
венерическими болезнями!”
Сегодня театр живет очень тяжело... И вот в таких условиях
вдруг оказывается, что твоя команда — я не хочу говорить резких слов типа
"предательство” — оказались на самом деле не твои люди. Я имею в виду труппу,
группу, артистов... Происходит разочарование, как в любви. Знаете, что животные
очень хорошо реагируют на людей? У меня 18 лет был кот Фил. Когда кто-то
приходил к нам в квартиру, я по его поведению видел: хороший это человек или не
очень. И это всегда оказывалось абсолютно точно! Разве это не потрясающе? Я
такой же.
— Кто из великих и выдающихся людей оказал на вас наибольшее
влияние?
— Полвека назад в Ереван приехал Вильям Сароян — великий
американский писатель, армянин. Для того времени это было огромное событие.
Сароян согласился побеседовать с нами, с группой молодых интеллигентов:
режиссерами, актерами, художниками, фотографами... Я до сих пор помню эту ночь.
Он не был человеком из комсомола, был иначе воспитан, у него была своя, сильная
правда, поскольку он был великий человек. Тогда под его влиянием у меня мои
многие внутренние устои сдвинулись.
Ну, например... Мы его спросили: "У вас есть дети?” Он
отвечает: "Не знаю”. Мы удивляемся: "Как это не знаете?” Он: "Я занят, пишу,
поэтому мало с ними общаюсь... Да, конечно, они ко мне приходят, но я их не
знаю!” То есть он отрицал понятие родства; кстати, в Библии о понятии родства
тоже ничего нет. Но когда мы Сарояна спросили, чем же в жизни будет заниматься
его сын, он вдруг обиделся и сказал: "Я же подарил ему свою фамилию!” Каково
нам, советским людям, было это слышать?! Я считал, что у меня есть паспорт — и
все, там указано, кто я такой, а у Сарояна, оказывается, была родословная.
Это сегодня некоторые стали кокетничать, выяснять свое
происхождение, а тогда об этом никто не думал. А это же очень серьезная вещь! В
биологии есть понятие "генетический код человека”, а мы об этом тогда ни хрена
не знали. Или. Академик Левон Бадалян — сейчас его уже нет — в свое время
первым предложил мне почитать закрытые лекции Фрейда. Я говорю: "Спасибо,
постараюсь как можно быстрее вернуть”. А Лева возражает: "Нет, почитаешь здесь,
потому что это запрещено”. Да, сейчас все это разрешено, но запрещено было
слишком долго... А мы о чем просили Моисея, нашего общего друга? Поводить нас
40 лет по пустыне, освободить от придуманных человечеством вещей, чтобы мы
натурально реагировали на влияние природы. (Улыбается.)
— А у кого учились правильно чесать нос?
— Я имел счастье работать с великими актерами и
режиссерами... Про Марка Анатольевича Захарова я уже рассказывал. Василий
Васильевич Меркурьев. Это было счастье — с ним сниматься в одном кадре. К
сожалению, он тогда уже был очень болен — диабет — и жена прямо на съемочную
площадку регулярно подносила ему еду, чтобы снизить уровень сахара. Это был
великий актер! С Копеляном в нескольких картинах работал. О многих других
женщинах или мужчинах мог такое же сказать. Они всегда что-то в меня
закладывали из себя, то, что имело определенный цвет, запах... Говорю серьезно.
Имел счастье сниматься с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским, который, на
мой взгляд, был великий артист. Он был гениален от рождения. Уж если я знаю
свою профессию, то могу сказать: такого уровня актеров мало.
Карэн Шахназаров. Я снимался с ним в нескольких фильмах.
Могу честно сказать, что более удобного для меня режиссера нет. Не то чтобы он
со мной цацкается, какие-то подарки дарит... Нет! Наоборот, он скорее какой-то
холодный человек. Но мне всегда с ним интересно.
— Откуда на нашу родину — Советский Союз — обрушилось
столько всевозможных катаклизмов?
— Я думаю, мы с вами не разберемся, откуда это все взялось,
кто это все породил, но то, что в этих процессах было много надуманного и
нечеловеческого, — это очевидно. Раньше в поликлинику можно было идти без денег
— и это действительно было социальным завоеванием, но мы тогда этого не знали,
а узнали, когда в аптеке за одно лекарство приходится платить пять тысяч.
Представьте себе, что я до сих пор не знаю, как себя надо вести в современном
мире, что такое эта свобода. И по-настоящему этого никто не знает, включая даже
Ксению Собчак. Повторяю, Моисей повел в пустыню на 40 лет — то есть на два
поколения, это значит, что родителей Собчак и ее саму надо выкинуть, а уже в
следующих поколениях, может, что-то и наладится.
Порой о том, что происходит у нас в стране, мы судим по
Пушкину. Пушкин нам не указ. Русская поэзия — великая, но судить по ней об
исторических процессах нельзя ни в коем случае. О них мы должны судить по тому,
что, условно говоря, сделал человек с ружьем.
— Вы да, пожалуй, Никита Сергеевич Михалков, может быть, еще
кое-кто... — единственные из ваших именитых коллег, кто за все годы
перестройки-демократии с конца 1980-х по конец 1990-х не были замечены в
депутатах.
— ...Меня тоже туда тащили, но я там не оказался не потому,
что все заранее понял... В этом смысле очень показательную историю рассказывал
Андрей Александрович Гончаров. Фронт, война, тяжелая ситуация — наши никак не
могут взять высоту. Тогда командир кричит: "Коммунисты и комсомольцы два шага
вперед! Надо взять эту высоту!” И так далее... Гончаров вспоминает: "Мои нервы
не выдержали, я поддался на эту агитацию, но как только я собрался сделать два
шага вперед, стоявший со мной рядом человек, уловив мое движение, схватил меня
за рукав и сквозь зубы процедил с кавказским акцентом: "Нэ торопысь, борысь!”
Вот и я в перестройку, видимо, сумел внутренне сказать себе эту фразу...
— ...которую не сказал себе, к примеру, Басилашвили...
— ...дурачок!..
— ...тот же Захаров...
— ...тоже дурачок! Фраернулся, мог бы поломаться. Бродят у
меня сегодня всякие мысли... Что живем мы очень бедно, я говорю о театре, не
знаю, что происходит с атомной энергетикой. Но мы не готовы, как на Западе,
спонсировать театр за счет капиталистов, потому что таких капиталистов надо еще
воспитать. А с нынешними мы все обязательно обо...рем. Да, у нас крепостное
государство, и не надо этого стесняться. Я, например, прекрасно осознаю, что
мой театр — крепостной, поэтому я спокойно прошу у государства "на кофе”. И мне
этого не стыдно, потому что в результате будет спектакль. А изображать из себя
Жан Жака Руссо... не смешите публику! (Смеется.)
У меня есть любимая притча. Художник ищет натуру для того,
чтобы писать портрет Иуды. Ходит по ночлежкам и наконец находит подходящего
человека со страшным оскалом и жуткими глазами: "Будете мне позировать? Я вам
хорошо заплачу”. Тот соглашается. День-два-три художник пишет с него портрет
Иуды, а потом тот вдруг говорит: "Вы меня не узнаете?” "Нет, не узнаю”, —
отвечает художник. "Ну как же, в прошлый раз вы писали с меня Христа!”
Гениальная притча! А самое гениальное в ней, что это правда.
— Правда ли, что ни о чем не жалеете в прожитой жизни?
— Ни о чем не жалею. Когда я ночью лежу один, я думаю, что
все могло быть и лучше, но то, что есть сейчас — меня устраивает. Этот театр
меня устраивает, меня устраивают люди, которые приходят сюда: что-то нас тянет
друг к другу, мы чем-то заинтересованы... У меня есть, конечно, свои счеты к
жизни, но все, что надо, я уже сыграл. У меня погибла дочь — эту боль я уже
сыграл, отплакал свое. Мой Фил умер, ушел из жизни мой кот — моя последняя
великая любовь... А все остальное?.. Перебьемся!
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.