Главная » 2010»Май»12 » Армения должна стать сопредседателем Минской Группы ОБСЕ
Армения должна стать сопредседателем Минской Группы ОБСЕ
15:23
Analitika.at.ua. На днях правящая партия Азербайджана выступилас инициативой включения Турции в число
стран-сопредседателейМинской Группы
ОБСЕ. По мнению руководства данной партии, «настал период для изменений в
составе института сопредседателей МГ ОБСЕ». Заявлению правящей в этой стране
партии «Ени Азербайджан» предшествовало выступление главы
общественно-политического отдела администрации президента Азербайджана Али
Гасанова, который сообщил, что его правительство недовольно политикой США в
качествесопредседателя МГ ОБСЕ. «США
часто занимают одностороннюю позицию, поддерживая Армению», - заявил А.
Гасанов.
Однако, судя по всему, недовольство официального Баку
вызывает не столько позиция СоединенныхШтатов, сколько чередующие друг другу удачи внешней политики Армении.
Последняя, исключительно дипломатическими путями, загнала в тупик не только
Азербайджан, но и Турцию, которая претендовала на доминирующую роль в
политической жизни Южного Кавказа. И теперь, для восстановления «баланса сил» в
региональной политике, азербайджанцам понадобилось разрушить институты
обеспечения политического диалога между Азербайджаном и Арменией, а также другими
державами, имеющими политические и экономические интересы в нашем регионе.
То, что МГ ОБСЕ никогда не была эффективным инструментом для
решения нагорно-карабахской проблемы, очевидный факт. Столь же очевидно, что
главной задачей МГ ОБСЕ было и остается препятствование возобновлению
вооруженного противостояния между Азербайджаном и Республикой Арцах. В
действительности этот институт всегда был инструментом своеобразного давления
на власти Армении и Азербайджана для достижения определенных политических и
экономических выгод. Кроме того, Минская Группа ОБСЕ выполняла также роль
площадки, где крупные мировые державы могли обсуждать наиважнейшие проблемы не
только Южного Кавказа, но и всего каспийско-причерноморского региона. Именно
поэтому официальная Анкара стремится «вовлечься» в институт сопредседателей МГ,
отлично понимая, что только в этом случае ей удастся заполучить более важную
роль в политических развитиях региона.
Сразу после августовской войны 2008 года, 20 августа,
премьер-министр Турции Реджеп Тайып Эрдоган вступил с инициативой создания
«Кавказской платформы стабильности и сотрудничества». Эрдоган тогда заявил, что
«в первую очередь платформа должна иметь географическую основу... преследовать
цель установления мира и безопасности в регионе, обеспечения экономического
сотрудничества и энергетической безопасности. Данная платформа должна опираться
на принципы ОБСЕ».
Отметим, что в 2008 году премьер министр Турции имел весьма
смутные представления о политическом присутствии различных стран в регионе.
Так, в проекте «платформы сотрудничества» не предвиделось участие не только
СоединенныхШтатов, но и Ирана, который
также является активным игроком в политике всего Южного Кавказа. Однако,
очевидно, что представляя новый региональный проект, Турция преследовала
совершенно иные цели. Военная победа России над Грузией заставила турок
считать, что отныне система региональной безопасности будет подчинена
политическим интересам России. И в Анкаре решили не упускать «удобного случая»
и предложить России свои «услуги» по обеспечению мира и стабильности на
Кавказе. Однако, как в дальнейшем показало время, российская сторона смогла
обеспечить лишь военный успех. С политической точки зрения система безопасности
Южного Кавказа не подверглась никаким существенным изменениям, и единственная
надежда Турции выступить в регионе в качестве самостоятельного центра силы
оказалась пустой.
Ныне турецко-азербайджанская дипломатия находится в поисках
новых путей для усиления роли Турции в региональной политике. В качестве
наиболее действенной структуры, способной на своих «плечах» привезти Турцию в
Южный Кавказ, была избрана Минская Группа ОБСЕ. Для достижения поставленной
задачи – «внедрения» Турции в число сопредседателей МГ –Баку и Анкара используют все возможные для них
методы: от политических соглашений до шантажа. Расчет тюркских республик
довольно прост. На протяжении длительного времени власть Азербайджана постоянно
угрожает возобновлением военных действий против Нагорно-Карабахской Республики.
Одновременно утверждается, что официальный Баку не доволен действиями
сопредседателей МГ ОБСЕ и констатирует «безрезультатность» такого формата
переговоров. В Азербайджане надеются накалить ситуацию до той степени, пока
международные посредники не согласятся на условия Баку, и не включат Турцию в
число сопредседателей МГ ОБСЕ.
Однаков Баку и
Анкаре также отличнопонимают, что в
случае вступления Турции в состав сопредседателейМинской группы, армянская сторонапотребует, чтобы туда была включена еще одна
– более лояльная к Армении страна. Например, Иран. Именно поэтому азербайджанцы
решили сыграть на опережение и самим начать обсуждение перспективы вовлечения
Ирана в переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
Азербайджанская сторонапредложила иранцам стать посредникомв урегулировании конфликта ещев
конце прошлого года. Эту инициативу озвучил министр иностранных дел
Азербайджана Эльмар Мамедъяров, в ходесвоей поездки в Тегеран. Тогда глава внешнеполитического ведомства ИРИ
Манучехр Моттаки заявил, что его странаготова взять на себя миссию посредника по урегулированию арцахского
конфликта. Однако в те дни данная инициатива никаких продолжений не имела.
Вопрос этот был поднят вновь (уже по инициативе иранской стороны) в конце
января текущего года в Ереване, в ходе визита Манучехра Моттаки в столицу
Армении. И вновь без всяких последствий. А 19-го апреля 2010 года министр
иностранных дел Ирана заявил, что Баку дал положительный ответ на предложение о
посредничестве Ирана в карабахском урегулировании.
Понятно, что таким образом руководство Азербайджана
шантажировало Вашингтон накануне очередной годовщины Геноцида армян в Османской
империи и традиционного обращения президента США к армянскому народу. Вместе с
тем, становится ясно, что Азербайджан совсем не прочь действительно
способствовать изменения состава сопредседателей МГ ОБСЕ. И, судя по
публикациям прессы, официальный Баку уже поднял этот вопрос перед нынешними
сопредседателями Минской Группы. Как сообщили в МИД РФ, российские дипломаты
изучают эту инициативу.
Стоит отметить, что инициативу Азербайджана по включению
Турции в состав сопредседателей МГ ОБСЕ в Ереване встретили без особого
интереса. Политики и эксперты Армении лишь заявили о том, что это невозможно,
посчитав тем самым тему закрытой. Между тем, вопрос нынешнего формата МГ ОБСЕ
стоит на повестке региональной политики уже довольно длительное время. Конечно,
все отлично осознают, чтоэтот институт
является лишь сдерживающей силой на пути возобновления военных действий между Азербайджаном
и Нагорно-Карабахской Республики. Действенных механизмов по мирному
урегулированию данного конфликта МГ просто не может предложить. И не потому,
что у сопредседателей не хватает политической воли и мудрости, а потому, что
подобных механизмов просто нет. В настоящее время у конфликтующих сторон и
международных посредников есть выбор лишь между сохранением нынешнего
статус-кво и полнейшим разгромом одного из противоборствующих сторон в ходе
новой азербайджано-армянской войны. Если выбор паст на первый вариант, то
нынешний формат Минской Группы ОБСЕ наилучшим образом соответствует создавшейся
ситуации. Если же акторы региональной политики решат сдвинуть дело с места, то
институт посредников действительно должен будет подвергнуться определенным переменам.
Однакодо этого
необходимо будет поставитьвсе точки над
«i», и наконец-то определиться, кто является стороной конфликта, кто союзницей
конфликтующих сторон и кто посредником. Дело в том, что с конца девяностых
прошлого века в переговорном процессе по урегулированию нагорно-карабахского
конфликта не представлена самая важная сторона конфликта – Нагорно-Карабахская
Республика. Вместо официального Степанакерта переговоры с азербайджанской
стороной ведет Армения, которая лишь помогала собратьям в Арцахе противостоять
военной агрессии Азербайджана. Точно так же на переговорах с армянской стороной
вместо Азербайджана могла бы выступать Турция, которая оказывала Азербайджану
военную, техническую и людскую помощь в агрессии против Арцаха. Таким образом,
для большей эффективности переговорного процесса необходимо включить
Степанакерт в переговорный процесс, и, одновременно, признать Армению и Турцию
сторонами военного конфликта.
Но Анкара явно не желает признавать свое участие ввоенной агрессии против мирногонаселения НКР, и стремится стать посредником
в деле урегулирования азербайджано-карабахской войны. Выбор остается за
Арменией. Ереван, конечно, может указать Анкаре на ее место в этом конфликте, а
может и согласиться на посредничество Турции. В этом случае, однако, было бы
правильно и логично, чтобы Армения также вошла в число сопредседателей Минской
Группы ОБСЕ. В самом деле: сторонами конфликта, как это зафиксировано во всех
резолюциях Совета Безопасности ООН, являются Нагорно-Карабахская Республика и
Азербайджан. И лишь планомерно проводимое Баку искусственное выдавливание НКР
из переговорного процесса выдвинуло Армению в основного переговорщика с
Азербайджаном. Давно уже пора, чтобы Степанакерт занял за столом переговоров
подобающее ему место.
Предлагаемый выходиз
ситуации приведет к тому, чтопереговоры
по урегулированию конфликта будут вестись именно между сторонами конфликта,
которых будут поддерживать их естественные союзники и все международное
сообщество.
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.