Пятница, 19.04.2024, 06:32
| RSS
Меню сайта
Разделы новостей
Аналитика [166]
Интервью [560]
Культура [1586]
Спорт [2558]
Общество [763]
Новости [30593]
Обзор СМИ [36362]
Политобозрение [480]
Экономика [4719]
Наука [1795]
Библиотека [414]
Сотрудничество [3]
Видео Новости
Погода, Новости, загрузка...
Главная » 2009 » Ноябрь » 7 » Армения - исламский мир: начало нового диалога
Армения - исламский мир: начало нового диалога
15:08

Analitika.at.ua. Президент Армении Серж Саркисян 3-4 ноября с государственным визитом посетил Кувейт. Этот визит в самую богатую страну Ближнего и Среднего Востока, и вообще, всего мира был ключевым в нескольких планах.

 

Этим визитом, фактически, Серж Саркисян показал, что инициативная политика, которую ведет Армения со дня его вступления на пост, включает в себя не только вопросы, бывшие ранее в повестке внешней политики страны, но и распространяется на нетрадиционные для нас сферы и страны. Наблюдение Сержа Саркисяна во время переговоров с эмиром Кувейта шейхом Сабахом Аль-Ахмедом Аль-Джабаром Аль-Сабахом показывает, какие проблемы имеет Армения на пути активизации отношений со странами исламского мира.

 

С. Саркисян в беседе с эмиром выразил уверенность, что открытие посольств и постоянные политические консультации между министерствами иностранных дел Армении и Кувейта дадут возможность вплотную и всесторонне понять проблемы друг друга, что, в свою очередь, будет способствовать высказыванию более обоснованных позиций во время обсуждений и голосований в международных структурах, поскольку порой недостаточная информация по проблеме Карабаха, а также неуместное и непозволительное использование Азербайджаном религиозного фактора часто приводят к принятию неправильных решений Организацией исламской конференции.

 

Эта цитата свидетельствует о том, что во внешней политике Армении уже придают важность работе, которая касается не только развития внешних связей и торгово-экономических отношений, но и формирования правильного, достоверного восприятия проблем Армении и армян в зарубежных странах. Это, в первую очередь, необходимо в случае тех стран, которые, не имея сведений о воздействии того или иного (часто, иррационального) фактора, пытаются стать участниками и принимать решения в пользу одной из сторон в очень тонких вопросах. В нашем случае это проблема Нагорно-карабахского конфликта, и уже не раз Азербайджану удавалось под чисто религиозным или этническим предлогом подключить к процессу стороны, которые даже представления не имеют о том, где находится НКР.

Напомним самый яркий пример. 14 марта 2008 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию по НКР. Несмотря на то, что из 192 стран ООН в голосовании приняли участие только 147, причем 101 из них воздержались, 7 проголосовали против (включая сопредседатели Минской группы ОБСЕ: США, Россию и Францию), тем не менее, Азербайджану удалось провести резолюцию, поскольку она получила поддержку 39-и стран. Рассмотрев список стран, проголосовавших за данную резолюцию, можно убедиться, что секрет успеха Азербайджана обусловлен феноменом “Организации исламской конференции” или “исламской солидарности”. Из стран, проголосовавших за резолюцию, 30 являются членами ОИК, 3 – партнеры Азербайджана в ГУАМ. “За” проголосовали также Сербия (причины голосования которой понятны), Камбоджа, Колумбия, Мьянма и Тувалу, которые, уверенно можно утверждать, были даже не в курсе, где находятся Армения и НКР.

 

Это голосование показало, что по проблемам, имеющим особое значение для Армении, следует вести длительную работу не только со странами, организациями и специальными структурами, включенными в данные проблемы, но и со всеми остальными странами и организациями, особенно, имеющими общие интересы с Азербайджаном.

В этом случае мы должны посредством политического, торгово-экономического, и, особенно, информационного сотрудничества добиться того, чтобы вышеназванные страны либо отказались от участия в обсуждении вопросов, не касающихся их и не затрагивающих их интересы, в том числе, от участия в принятии решений по Карабаху (как это сделали 16 стран участниц Организации исламской конференции: Бенин, Буркино Фасо, Чад, Кот д’Ивуар, Габон, Гвинея, Гвинея-Бисау, Иран, Кыргызстан, Ливан, Мали, Мавритания, Сирия, Таджикистан, Тунис, Туркменистан), либо приняли участие, имея хоть какое-то представление о сути проблемы, и поступили так, как поступили другие 9 членов ОИК (Албания, Алжир, Камерун, Египет, Гаяна, Казахстан, Мозамбик, Суринам, Того), которые сохранили нейтралитет. То есть, так, как поступили 14 марта 2008 года подавляющее большинство стран ООН.

 

Организация стран исламской конференции была основана в 1969 году. Со дня основания ее основной целью было провозглашено сохранение исламской солидарности в социальной, экономической и политических сферах, а также в борьбе с колониализмом и расизмом. Штаб-квартира организации находится в Саудовской Аравии в священном исламском городе Джидда. Членами организации являются 54 страны. Еще 5 имеют статус наблюдателя. Статус наблюдателя имеют также разные международные организации и действующие в разных странах мусульманские структуры.

 

Армения имеет дипломатические отношения не со всеми мусульманскими странами, и имеет довольно ограниченное число дипмиссий в странах членах ОИК. Это значит, что у нас есть серьезный пробел в диалоге со странами, имеющими достаточное влияние в нашем и в соседних регионах. Мы думаем, что визит Сержа Саркисяна в Кувейт был направлен на ликвидацию этого пробела, и нет сомнения, что впредь Армения попытается наладить диалог с другими странами-членами ОИК. Какое развитие получит это направление инициативной внешней политики, покажет будущее. А сегодня мы попытаемся констатировать то, что есть в наших отношениях с исламским миром.

 

Мусульманские страны в современном мире можно сгруппировать по нескольким признакам: религиозным (сунниты и шииты), этнико-языковым (арабы, тюркские страны, индоарийские, африканские народы и пр.), географическим (Южная и Юго-Восточная Азия, Центральная и Передняя Азия, Северная и Экваториальная Африка, Латинская Америка). Естественно, что для Армении также исламский мир не является однородным.

В первой группе находятся те страны, с которыми Армения и армянский народ находятся в тысячелетнем контакте, и не имеют проблем, связанных со знанием друг друга. В числе этих стран Иран, Сирия, Ливан, Египет, частично, Ирак и другие. И сегодня в этих странах существуют многочисленные армянские общины, действуют армянские национально-религиозные организации. Параллельно с этим Армения активно сотрудничает с этими странами, обменялась с ними дипмиссиями, и сотрудничество распространяется на политические сферы, в том числе, в международных структурах. Если обратить внимание на голосование по вышеназванной резолюции, то можно заметить, что страны, включенные в эту группу, в процессе голосования не стали жертвой неуместной эксплуатации идеи “исламской солидарности”. С другой стороны, богатые традиции сотрудничества со странами, входящими в эту группу, являются хорошим опытом для построения подобных отношений с другими странами исламского мира.

Вторую группу для Армении составляют те страны, которые в тот или иной период истории были включены с Арменией в ту или иную систему цивилизации или в границы одной империи. В этом случае также налицо опыт сотрудничества и отношений, которые не всегда, мягко говоря, можно считать положительными.

 

В эту группу можно включить центрально-азиатские страны (Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан и частично, Афганистан), а также наших двух соседей – Турцию и Азербайджан. С определенными оговорками в эту группу можно включить также мусульманские страны на территории Европы – Албанию и Боснию-Герцеговину.

 

С некоторыми из этих стран Армения имеет теплые, даже партнерские отношения, с некоторыми из них участвует в совместных интеграционных программах, а с другими наши отношения можно охарактеризовать как вражеские. Несмотря на такое радикальное различие в отношениях Армении с этими странами, эти страны, особенно, их общества, не имеют проблем в знании Армении и армян. То есть, если даже в двусторонних отношениях есть определенные проблемы (в данном случае мы не имеем в виду Азербайджан и Турцию), то для их решения нет необходимости начинать отношения с нуля. Заметим также, что со странами этой группы также есть активные дипломатические контакты, как в двустороннем, так и в многостороннем формате.

 

К третьей группе можно отнести те страны, которые частично знают Армению и армян, и являются знакомыми странами для армян. Среди них есть страны, где есть немногочисленная армянская община (Кувейт, Иордания, Катар, другие страны Персидского залива), есть страны, с которыми есть определенный опыт общения в годы СССР (Алжир, Судан, некоторые страны Экваториальной Африки), и такие страны, с которыми на данный момент интенсивно развиваются торгово-экономические отношения и есть активное общение с армянами (Индонезия, Малазия, ОАЭ). С некоторыми из этих стран у нас налажены дипломатические отношения, даже есть дипмиссии. Однако опыта многостороннего сотрудничества с этими странами нам, очевидно, не хватает (за исключением ОАЭ).

 

В четвертую группу можно включить те страны, с которыми отсутствие практических отношений доходит до такой степени, что даже их названия неизвестны преобладающему большинству армянского общества (если не считать, скажем, информационные потоки в связи с достижениями в футболе или в иных сферах). В их числе страны Центральной или Экваториальной Африки (Кот д’Ивуар, Нигер, Мали, Мавритания, Камерун и др.) и исламские страны Южной Америки (Суринам, Гайана). С этими странами Армения имеет очень мало общих интересов, и вряд ли в ближайшем будущем эти интересы возрастут. Однако, опыт показывает, что хотя бы в информационном поле работа необходима. Даже при помощи третьих стран (все эти страны прежние колонии, и в них пока сохраняется большое влияние метрополий) или с использованием многосторонних форматов.

 

Например, большая часть африканских стран-членов ОИК входит е в международную организацию Франкофонии, и Армения, которая также входит в эту организацию, может использовать повод для предоставления им соответствующей информации об НКР и о регионе вообще.

Страны пятой группы нам хорошо знакомы и имеют особое отношение к Армении. У них фактор “исламской солидарности”, можно сказать, уже хорошо закрепился, в результате чего они не только поддерживают все инициативы, направленные против Армении, а оказывают также соответствующую лоббистскую поддержку. В их числе можно особо выделить известные вывозом мусульманского радикализма Саудовскую Аравию и Пакистан. Последние отказываются даже установить дипломатические отношения с Арменией, ссылаясь на солидарность с Азербайджаном.

 

Как видно из приведенной выше (достаточно условной) классификации, Армения имеет очень разнообразные отношения с исламским миром. По части первых двух групп, можно сказать проделана достаточная работа. Однако остальные три группы являются более многочисленными и, подчас, более влиятельными. Так что, необходимость углубить отношения с этими странами не вызывает сомнения. Понятно, что в случае ограниченных ресурсов не все возможно сделать сразу и за короткие сроки. Но начать с чего то надо.

 

Очевидно, что кувейтский визит президента был стартом “нового начала”. Вдвойне притягательно то обстоятельство, что была конкретизирована именно та задача, которую ставит перед собой страна. А именно, не позволять третьим странам вводить других в заблуждение, и использовать это заблуждение в инициативах против Армении.

 

Источник: Panorama.am

Категория: Обзор СМИ | Просмотров: 884
Календарь новостей
«  Ноябрь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Поиск
Ссылки
Статистика
PanArmenian News.am Noravank.am Деловой Экспресс Настроение Azg
Любое использование материалов сайта ИАЦ Analitika в сети интернет, допустимо при условии, указания имени автора и размещения гиперссылки на //analitika.at.ua. Использование материалов сайта вне сети интернет, допускается исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Рейтинг@Mail.ru